Новость бюро гнев выражение злоба

ныне же отложите и вы та вся, гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших

Ныне же — по приятии веры во Христа Спасителя и оставлении язычества. — Отложите. Уже отложили: ибо, приступая к купели,— бане пакибытия и нового рождения, — говорили: отрицаюсь сатаны и всех дел его и всего служения его; чем сделано то самое, что теперь заповедует сделать святой Павел словом: отложите. Почему это отложите надобно принимать в смысле: отлагайте, как прежнее умертвите — в смысле: умерщвляйте. В намерении хотя решительно отложено уже все, что требуется здесь отложить, и сила благодати на то получена, чтобы держать в силе сие отложение; но случаи к отложению на деле этим не отстранены, равно как и то, что когда встретится такой случай, то он потребует и всего внимания и соответственного напряжения сил. Блаженный Феофилакт пишет: «как же это? Только что сказал: егда живясте, — показав тем, что теперь уже не живут так, и вдруг опять говорит: отложите вся? Как им отлагать то, чего уже не имеют? На это можно ответить, что сказанное: егда живясте — служит к уразумению того, что теперь говорится.
о этим внушается, что иногда, то есть прежде крещения, властвовал в вас грех, обладал всею жизнию вашею и тиранствовал над вами и свобода от страстей для вас была невозможна; ныне же, когда чрез крещение грех в вас умерщвлен, для вас стало удобным отлагать страсти, как одежду. И нельзя вам выставлять в предлог (неотложения), что живете под тиранством греха и страстей: ибо вы им умерли».

Чего ради, вооружая нас против похоти, сказал: умертвите, а готовя к борьбе с раздражительностию, говорит: отложите? Сила заповеди одна и та же как там, так и здесь, именно — сделать естество свое совершенно чистым от страстей, чтоб и следа их не было внутри и они стали вне его, как отсеченный член или как сброшенная одежда. Но борьба с ними неодинакова: с похотию труднее бороться; ибо она представляется имеющею корни в природе нашей; а с раздражительностию легче управляться, ибо она совсем чужда природе нашей, в глубине коей лежит братолюбивая общительность. Борясь с тою, будто себя насилуешь, мучишь, умерщвляешь; а борясь со второю, только чуждое отвергаешь. Стоит только вызвать сознание и чувство общего братства,— и она отпадет.

и вы

Как все христиане, так и вы. Христианин — не христианин, если не держит себя не оскверняемым страстями.
тупив в среду христиан, держите себя и вы далекими от страстей, как прежде, вращаясь среди язычников, жили по одним страстям. Но это само собою разумеется. Не особое ли что хотел внушить святой Павел, сказав: и вы? Не то ли этим внушается, что в обращении, когда созидался новый человек и когда образовывались святые решения произволения, действовала преимущественно благодать, а произволение шло вслед его, хотя не насильно, а самоохотно, но ощутительно быв влекомо? После же обращения, когда новый человек с новыми началами жизни совсем создался, жизнь начинает тещи так, что вперед идет паче произволение, благодать же, хотя неотлучно присуща и небезучастна в самых зарождениях движений произволения, идет вслед его, вспомоществуя и укрепляя? По крайней мере нельзя отрицать, что в сем смысле можно сказать: и вы. Не все благодать; трудитесь, напрягайте свои силы и вы сами, чтоб отлагать все страстное.

Та вся — будто указывает на отвергнутые уже страсти похоти; но вслед за сим, — в объяснение, что такое та вся,— перечисляются страсти раздражительности. Как же это? Может быть, у святого Апостола такая мысль: отложите все,— и то, о чем сказано уже, и то, что прискажется вслед за сим, — все, как вы жили и чем водились, когда были в язычестве, по обычаю всех язычников. Греческое: τα παντα, — всё,— дает мысль об определенном предмете отложения, который есть страсти, все вообще, как похоти, так и раздражительности. Как первые уже означены, то оставалось указать лишь на последние.

Гнев, ярость, злобу — указывают степени возрастания раздражительности: гнев — первое движение раздражения, неудовольствие, негодование, огорчение, зарождение серчания, — что все держится в пределах кажущегося благоразумия и скрывается, хотя не всегда удачно. Ярость — вспышка гнева, не удержанного в пределах и обнаруживаемого словом и делом. Но оба эти — гнев и ярость — проходчивы. Бывает, однако ж, что огорчение глубоко засядет в сердце и, оставаясь там, строит ковы и всякие способы к отмщению, замышляет сделать зло — злится.

Экумений так различает гнев и ярость. «Гнев есть вспышка или огорчительное возгорение страсти раздражительной; а ярость есть вследствие глубокого огорчения неудержимое стремление отплатить сейчас обидевшим, — душа жаждет отмщения. Надобно знать, что обоими этими движениями многократно грешат люди, или неудержимо тотчас устремляясь на оскорбивших, или с терпением выжидая случая отмстить и строя на то ковы (последнее есть злоба). Всего этого нам, наученным смиренномудрию, надлежит избегать». Злобу же так отличает блаженный Феофилакт: «злобою называет Апостол злопамятство, когда кто держит в себе злобу на другого, как бы отмстить».

Хуление и срамословие обнаруживают в слове сердечное раздражение. Хуление, βλασφημια, — в отношении к Богу — богохульство, а в отношении к людям — злоречие, всякая укорная речь, брань, осрамление кого словом, и бывалое обнаруживая с прикрасою и кривотолкованием, и небывалое взводя по кажущимся случайностям. Здесь разумеется последнее. «Это о бранчивых речах говорит Апостол» (блаженный Феофилакт). Срамословие — срамные слова, брань непристойными словами, от которых вышедший из себя не удерживается.

От уст ваших отложите хуление и срамословие. То и другое «оскверняет уста, созданные для того, чтобы славословить Бога» (Экумений). Уста ваши «освящены приобщением тела Господня. Потому крайне неуместно вам осквернять злоречием и сквернословием сии уста, приемлющие Христа Господа».

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.

Многие из нас живут с убеждением, что гнев – это плохо. Что лучше перетерпеть и промолчать, чем выплеснуть эмоции или сказать то, что мы думаем. Что хорошие люди не испытают негатив. Мы копим все внутри и становимся похожи на бомбу замедленного действия, детонатор которой может сработать в любой момент. Мария Семистрельная, преподаватель перинатальной и женской йоги, йогатерапевт, перинатальный психолог, соавтор проекта ADAMA yoga, объясняет, почему злиться нужно и как гнев можно превратить в плюс.

— Что мы имеем ввиду, когда говорим «Я зол»? Ведь под этим могут скрываться и обида, и неоправданные ожидания, и агрессия.

— Злость – одна из пяти базовых эмоций. И если смотреть на суть чувства, то это — отрицание чего-либо: какого-либо процесса, явления, ситуаций, поведения и так далее. Злость – это наше внутреннее «нет».

— Раз злость входит в пять базовых чувств, испытывать ее – нормально и не нужно корить себя за это?

— Злиться — это нормально. Есть злость адекватная, или конструктивная, и неадекватная — деструктивная. Мне кажется, что значение адекватной злости сегодня недооценивают.

Злость — давайте я еще буду называть ее гневом, -помогла когда-то выжить людям на земле как виду, добывать еду, защищаться от врагов, захватывать новые земли.

Одним из проявлений окситоцина — гормона любви, который вырабатывается во время кормления грудью или в момент интимной близости, — является чувство здоровой агрессии у матерей. Он проявляется в том, что женщина, не раздумывая, будет защищать своих детей от физической опасности. Мы же не скажем в такой ситуации, что злость неуместна.

Деструктивная злость проявляется в том, когда человек постоянно раздражен, в гневе и не может себя контролировать. В отличие от адекватной злости это то, что захватывает нас с головой, накрывает – мы не можем управлять собой в такие моменты. А вот здоровый гнев можно дозировать.

Мария Семистрельная

— Вы рассказывали, что отправили на бокс одну из пациенток — она не могла забеременеть из-за того, что не умела выплескивать злость. Чем еще чревато накопление гнева?

— Гнев часто сравнивают с огнем. Огонь помогает человеку, но может и убить. С гневом – то же самое. Мы часто произносим: «домашний очаг», «в нем теплилась жизнь». Или наоборот: «сгорел на работе». Все это заложено в нашем архетипе и подсознании.

Важно уметь обращаться со злостью. Если мы не выражаем уместно гнев или не решаем проблему на глубинном уровне, это все может перейти на соматический уровень – когда эмоции начинают проявляться на уровне болезней.

Например, об избытке огня в организме могут сигнализировать покрасневшие участки кожи – щеки, шея, грудь. Как выглядела до бокса наша клиентка? У нее были покраснения на коже, из-за зажатой нижней челюсти была скудная мимика. Губы – плотно сжаты, как будто она хочет что-то сказать, но держит это в себе. Быстрая нервозная и тихая речь, потому что человек не позволяет говорить себе в голос.

По китайской медицине, эмоция гнева распадается в печени. У женщин часто невыраженный гнев проявляется в затруднениях оттока желчи от желчного пузыря – дискинезия желчевыводящих путей, — то есть затруднения тех путей, через которые печень выводит «огонь» для переваривания пищи и получения из нее питательных веществ. Вследствие этого образуются камни в желчном пузыре – и вот он, «камень за пазухой»! Или это может выражаться в гормональном дисбалансе, так как именно в печени трансформируются женские гормоны.

Психологические болезни: невроз – гнев, который направлен на себя. Депрессии — по сути это долгое сдерживание гнева. Многие психологи сходятся в том, что выход из этого состояния — через проявление агрессию.

Если мы не выводим гнев, направляя его на поддержание жизни, он начинает нас разрушать.

— Часто наблюдаю людей с покрасневшей кожей – есть даже специальные кремы.

-Если мы берем восточную медицину, это может быть симптомом лишнего огня. Мы говорим «раздраженная кожа», «раздраженный человек». Но иногда это может быть связано просто с климатом. Склонность к быстрым покраснениям кожи и такой реакции на эмоциональное состояние или события – признак сдержанной агрессии. Наверняка вы замечали, что стоит только выплеснуть гнев раздраженному человеку, и он успокаивается.

Через три месяца занятий боксом у клиентки ушли покраснения, а печень начала нормально функционировать – ушел застой желчи. Мимика поменялась: она стала открыто улыбаться, а губы стали более привлекательными, живыми. Более того, у нее поменялся голос – тембр стал глубже, а речь – спокойнее.

У женщин вообще склонность к накоплению злости: «Ты же девочка! Девочки не злятся!»

— Это из советского поколения: «Перетерпи. Пройдет. Надо потерпеть». Когда мне так говорят, особенно если, с моей точки зрения, происходит несправедливость, я еще больше взрываюсь: «Почему? Почему нужно терпеть, чтобы всем, кроме меня было проще?».

— У этого еще более глубокие корни, как, например, неправильное понимание христианства, когда женщина считалась сосудом греха. Чтобы выжить, женщина должна была скрывать негативные эмоции. Сейчас это выражается в пассивно-агрессивном поведении. Неспроста женщинам приписывают обидчивость, манипулятивность. Проблема в том, что эта позиция патологична для самой женщины. Из нее невозможно построить с окружающими здоровые отношения. Это позиция жертвы, которая при удобном случае нападает исподтишка. Поэтому женщинам важно учиться, работать, изучать свой гнев. Необязательно злиться и крушить все вокруг, достаточно спокойно и уверенно сказать: «Нет. Мне это не нравится».

— Какие есть экологичные способы выражения злости, которые не вредили бы ни мне, не окружающим?

— В моменте контроля гнева есть интересный момент – причина, которая вызывает реакцию. Когда замечаю, что злость деструктивна и не соответствует текущей ситуации, начинаю рассуждать и пытаюсь понять, в чем глубинная причина моей реакции. На что я реагирую, если не на ситуацию? В этом плане злость – путь к самоисследованию. И здесь могут быть настоящие открытия.

Как-то на одном из порталов я обнаружила часть лекции со своего семинара, который выложила слушательница. И я очень сильно разозлилась. Тут же побила подушку: поняла, что тело хочет отреагировать на ситуацию. Потом задала себе вопрос: почему так сильно среагировала? Поняла, что злюсь, потому что у меня нет времени писать материалы и делиться знаниями – я бы хотела быть более активной. Слушательница сделала это за меня. Это был момент трансформации гнева в позитив. Злость перешла в действие: я написала несколько статей.

Мария Семистрельная

— Что можно сделать в момент гнева, когда тебя сильно перекрывает?

— Если есть возможность, сделайте какое-то физическое действие: побейте подушку, грушу. Мне нравится бить грушу предметом – палкой. Кто-то рекомендует набрать воду в ванной и кричать. Или пойти в пространство, где можно свободно звучать, и выпустить негатив через голос. Важно не орать, а открывать свой голос.

— А что делать в офисе, когда рядом коллеги и начальник?

— Важно вывести себя из неприятной ситуации. Можно выйти из помещения, сделать перерыв, спуститься куда-то вне офиса. Глубоко дышать и уйти, как будет возможность. И дальше – отреагировать в безопасных условиях.

— Есть люди, которые идут в качалку, бегать – выражают гнев через спорт. А есть те, кто начинает курить, пить, принимать наркотики. Чем такие пути чреваты?

— Ни спорт, ни вредные привычки не решат проблему. Спорт, конечно, лучше алкоголя и наркотиков. Кортизол – гормон, который вырабатывается в ситуациях длительного стресса, утилизируется при длительной работе мышц. Поэтому спорт важен: силовая йога, тренажерный зал, плавание и т.д. Но лучше вместе с этим понять, что вызывает у нас выработку кортизола, в чем истинная причина реакции.

Алкоголь, табак, наркотики – это психологический способ ухода от реальности и своих чувств.

— Можно ли навсегда избавиться от злости? И нужно ли стремиться быть как, например, Иисус и Будда – добрыми ко всем.

— Если мы вспомним Евангелие, то можем увидеть, что Христос тоже злился. Например, на торговцев в храме. Или «Не мир я принес, но меч».

В буддийских практиках считают, что, когда мы злимся, то страдаем сами в первую очередь.

Все чувства и эмоции – уместны. Мы созданы такими. Если говорить, что гнев и грусть — плохо, то можно тогда утверждать, что фиолетовый и красный – плохо. Нам нужна вся палитра. Только так жизнь приобретает цвет и глубину. Нельзя это выкинуть.

Мы радуемся настолько, насколько позволяем себе испытывать негативные эмоции. Когда есть искренние горе или гнев, мы можем открываться, любить и быть счастливым. Полнота жизни – в этом диапазоне разных эмоций.

Некоторые духовные искатели трактуют совершенствование как избавление от негатива. На мой взгляд, это ведет к душевной заморозке: мы не испытываем чувств и замораживаемся.

Мой учитель, Франсуаза Фридман, показала образ индийской богини Дурги – одного из воплощений Великой Богини. Это – женщина с оружием, которая расслаблена, улыбается и восседает на тигре. Тигр –внутренняя сила, мир, который мы не подавили, не задушили, а оседлали. Этот образ может быть хорошей темой для медитации: найти контакт со своей внутренней силой.

Чем лучше мы будем ощущать свои границы, тем больше мы будем естественно открыты миру, потому что это – наше естественное состояние свободы и искренности.

Также Мария ведет занятия в центре йоги и фитнеса Mind & Body: при покупке абонементов для читательниц сайта действует скидка 5%.

Фото + из архива Марии.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram Facebook VK
Telegram

Выясните паттерны негативного мышления, которые запускают вспыльчивость

Возможно, вы полагаете, что нечто внешнее — бездумные действия других людей, например, или фрустрирующие ситуации, — является причиной вашей злости. Но проблемы с гневом в меньшей степени связаны с тем, что предпринимается в отношении вас, и в большей степени с тем, как вы воспринимаете и толкуете то, что происходит. Распространенные негативные паттерны мышления, которые запускают и подогревают злость, включают:

  • Избыточное обобщение. Например: «Ты ВСЕГДА перебиваешь меня. Вы НИКОГДА не учитываете мои потребности. НИКТО не уважает меня. Я НИКОГДА не получаю того, что заслуживаю».
  • Зацикленность на «должен». Наличие закостенелого взгляда на то, что «должно» происходить», и вскипание, когда реальность не соответствует вашим ожиданиям.
  • «Чтение мыслей» и перепрыгивание к выводам. Предположение, что вы «знаете», что думает или чувствует другой человек — что он специально расстроил вас, специально проигнорировал вас или ваши желания или что он намеренно проявил неуважение к вам.
  • «Собирание пустяков». Поиск того, что расстраивает вас; обычно, это поиск чего-то в прошлом или нападки на положительные моменты. Сбор этих небольших раздражителей до тех пор, пока они не перерастут «последнюю каплю», а затем — вспышка ярости, часто по отношению к чему-то незначительному.
  • Порицание. Когда случается что-то плохое или что-то идет не так, то это всегда чья-то вина. Вы порицаете других за то, что случилось с вами, вместо того, чтобы отнесись ответственно к своей собственной жизни.

Способы выражения злости

Агрессию можно выражать разными путями. Условно можно поделить все способы на три группы:

  • Деструктивные;
  • Облегчающие;
  • Конструктивные.

Деструктивные

К первой категории относятся те способы реагирования, к которым человек прибегает «на автомате» – уйти, замолчать, накричать гадостей в ответ, хлопнуть дверью, разбить мамину любимую вазу. Так как проку от них мало, мы их априори не рассматриваем.

Почему мы злимся на себя? 4 цели гнева.

Облегчающие способы избавления от злости

Облегчающие способы помогают избавиться от негативных переживаний. Хотя они и не меняют ситуации как таковой, в этом заключается их основное преимущество – злость перенаправляется в безопасное русло. Эти способы позволяют человеку отреагировать неприятные переживания, облегчить свое эмоциональное состояние. Вот некоторые из них:

  • Поколотить боксерскую грушу;
  • Покричать от души (но, чтобы не сбежались соседи);
  • Выражать зло в письмах, которые адресат никогда не прочтет;
  • Поломать или разбить ненужную вещь;
  • Сублимировать злость в творчество (петь, рисовать и т. д.).
  • Конструктивный способ выражения агрессии

Гнев ─ чувство, которое любит эффектные появления. Всего секунду назад мы были готовы заплакать от отчаяния или просто позеленеть от зависти, как уже из глаз летят искры, руки сами тянутся к чему-нибудь тяжелому, а язык никак не собирается оставаться за зубами. Насколько нужно опасаться чувства гнева и обязательно ли каждый раз его подавлять в себе, рассказывает Вадим Петровский ─ психолог-консультант, профессор, доктор психологических наук.

Он как аппетит. Бывает «здоровый» и «не совсем». Если вы чувствуете, что сама эмоция гнева приносит вам радость, если какой-то внутренний голос нашептывает вам: «Ты этого так не оставишь!» – и это случается часто, то есть смысл задуматься: а так ли праведен мой «праведный гнев»? Есть две разновидности гнева. Об одном говорят – «подлинный», о другом – «рэкетный». Первая разновидность – это естественное стремление устранить препятствие на пути к цели. Вторая – показать всему миру (и себе самой), какая вы крутая, вымогая со стороны ближних и дальних высокую оценку своей «крутизне», силе, превосходству. Рэкетный гнев – как правило – оборачивается против разгневанного. Я бы не назвал его «здоровой эмоцией».

Есть японская пословица: «Прежде чем дать подзатыльник, посмотри, чей это затылок!» А трагикомический персонаж из русской классической литературы говаривал (небезосновательно): «Кабы чего не вышло!» Однако вопрос ко мне как к психологу, а не, допустим, филологу, весьма злободневен. Кое-кто из моих коллег призывает людей быть аутентичными (достоверными, подлинными в своих проявлениях) всегда и везде. Не торопитесь! Вы не можете быть уверенными, что ваша «подлинность» встретит цивилизованное отношение со стороны вашего контрагента – начальствующий психопат, например, не оценит вашей искренности и открытости.

Тут уж, как говорится, «уши торчат» – это из детства. До сих пор прислушивается иное чадо к голосам детства – к тому, как кричал на него папаша да бранила мамаша. Так что не только «уши», но и ротовое отверстие, и раздутые ноздри, и натруженные воспитанием руки. «Ты еще смеешь наглеть?! Получай свое, умница!» На всю жизнь у некоторых людей остаются уроки семейной «социализации», воплощаясь в способность к цивилизованной сдержанности.

Хотел бы сказать по накатанной: «Конечно же, меланхоликам», – но нет, удержусь! Ведь бывают не только слезы беспомощности, но и слезы-пощечины, не только уход в безысходность, но и уходы-уколы. А еще есть флегматики. У них вроде бы и гнева нет. Благодушие. Не хочу вас шокировать аналогией, но она многое объясняет.

Знаете, чем страшен медведь? Отсутствием мимики. Такой милый! Когда разъярится, никто и не заметит, а после… «В цирке именно медведь, а не лев или тигр, считается самым опасным зверем. Если тигр чем-то недоволен, он бьет хвостом, скалится, рычит, а медведь нападает без предупреждения. То есть внутри у него могут бушевать эмоции, но внешне это никак не выражается». Так говорит Виктор Кудрявцев, народный артист России, дрессировщик. Подлинная разгадка различий между людьми по типу «накопители ярости» лежит на дне семейной истории: в одних семьях реакция гнева поддерживается (формируется устойчивый комплекс «благородного негодования»), в других подавляется или подменяется иной реакцией (например, «непротивления злу насилием»).

В одном из экспериментов мои коллеги, профессор и доцент, учинили разборку друг с другом на глазах у студента, приглашенного якобы для участия в психологическом испытании. Его действительно ждало испытание, но не то, о котором он думал. Видя конфликт между собственным профессором и доцентом, он мог вмешаться, играя роль миротворца, или быть просто свидетелем происходящего. Регистрировались физиологические реакции. Оказалось, что в случае невмешательства показатели давления зашкаливают.

В некоторых случаях это лучшее, что можно придумать. Если, конечно, в этот момент вы способны придумывать.

Представьте себе трех-пятилетнюю малышку, у которой отнимают любимую вещь. Вряд ли вы услышите от нее: «Папа, буду крайне обязана тебе, если ты незамедлительно вернешь мне…» (и – указательный жест в сторону желанного сердцу предмета). Вместо этого – рев, крики, царапанье, швыряние предметов в разные стороны. Сердобольные родители пугаются и утешают ребенка. Реакция бунта фиксируется. Проходят годы… Строгий муж отказывается подарить даме сердца примус. И вот странное дело! Она орет, как в детстве, но это уже «не работает». Что за несправедливость!

Источник: https://psychologiya.club/gnev/gnev-vyrazhenie-zloba-ukaz-karera.html

Раздражение – злость – гнев – ярость


Поговорим про чувства. ⠀

Раздражение – злость – гнев – ярость. Представьте их в виде матрешки, где каждая последующая скрывает в себе еще одну. Вот только в случае с яростью – которая таится внутри нас – это открытие не является радостным и умилительным.⠀

Главное, на чем хочется сделать акцент – это то, что есть большая разница между тем, чтобы чувствовать раздражение, злость, ярость, не накапливая внутри и тем, чтобы аффективно выражать это.⠀

Поэтому, когда мы настаиваем на том, что испытывать агрессивные чувства — нормально, что их стоит признавать, учитывать и осознавать – это совсем не означает, что, например, свое раздражение на ребенка, стоит сразу же выплескивать со всей мощностью.⠀

На самом деле, гораздо важнее ❗️КОНТЕКСТ и СОДЕРЖАНИЕ❗️, стоящее за сильными эмоциями. Этому как раз и обучается клиент в ходе терапии — выражать свои чувства с максимальным содержанием, но при этом учитывать контекст и регулировать интенсивность в себе этого переживания.⠀

СОДЕРЖАНИЕ⠀
Это посыл, смысл, который мы вкладываем в чувства.⠀

Например, маму раздражает, когда ребенок начинает ее дёргать, ныть, «мамкать», в то время как она заполняет квитанции на квартплату. ⠀

Есть два способа:⠀
✔️ отреагировать на поведение ребенка из своего состояния -крикнуть, гаркнуть, или даже шлепнуть ребёнка, чтобы он перестал доставать. То есть устранить внешний источник раздражения.⠀
✔️ осознав в себе подступающее раздражение, и проверив свою устойчивость, выпустить пар — рыкнуть, фыркнуть, вздохнуть, (кому, что больше нравится), отложить документы, повернуться к ребенку, узнать, что он хочет – дать ему это, рассказать, что сейчас вы заняты важным делом и скоро освободитесь (обозначить временные рамки), вместе придумать чем малыш может развлечься, пока вы заняты. То есть творчески приспособиться к ситуации.
И в том, и в другом варианте раздражение есть, но способ его переживать — разный. ⠀

КОНТЕКСТ⠀
Это то, что задается внешними и внутренними факторами — обстоятельства, смысл, который создает ситуация и обстановка и окружающие нас люди, и наше собственное внутреннее состояние.⠀ КОНТЕКСТ⠀Это то, что задается внешними и внутренними факторами — обстоятельства, смысл, который создает ситуация и обстановка и окружающие нас люди, и наше собственное внутреннее состояние.⠀

Не мало важно учитывать свой внутренний ресурс. Например, раздражение будет сильнее, или даже с нотками злости, если мама в этот момент на пределе своих физических возможностей — недосып, голод, старая обида на мужа, что он не помогает с ребёнком или ещё что-то. ⠀

В таком случае раздражение вообще может быть адресовано не самому ребёнку, а мужу или тёте из Мосэнерго. Одним словом, содержание и контекст этого чувства гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. ⠀

И если мы учитываем это, то переживать такие не простые чувства становится легче. Многие из вас пишут, что знают уже первые звоночки предельной усталости и не доводят себя до состояния истощения. ⠀

Ещё, есть такое понятие – отреагирование эмоций – это вот как раз пример выражения чувств без содержания, просто слив энергии, в данном случае негативной, на того, кто под руку попался. Такое часто встречается в общественных местах, например, в очереди или в транспорте, в час пик. ⠀

Этот способ имеет право на существование, и его иногда применяют в психотерапии — спустить пар, чтобы дальше подступить к разбору содержания и контекста самой эмоциональной реакции. ⠀

Ещё раз подчёркиваем, что негативные чувства это нормально, они рождаются в отношениях, потому что мы живые
Вопрос в том, как мы поступаем со своим раздражением и злостью, что мы с ними делаем, как привносим в отношения. ⠀

Гнев и ярость, кроются за раздражением и злостью, и если последние копить в себе, не находить содержательного выхода, то наступит рано или поздно критическая масса, и это могут вырваться наружу

Или, что ещё хуже, разорвут нас изнутри вылившись в какую-нибудь нехорошую болезнь. Примеров из жизни тому масса⠀
Поэтому не тратьте силы на то, чтобы перестать что-то чувствовать, а вложитесь в то, чтобы научиться выражать свои мысли с наименьшей степенью интенсивности переживания, если того требует ситуация.

Данная статья написано в соавторстве с Анной Блинковой

Источник: https://www.b17.ru/article/90601/

Запрет на злость: сценарии проживания, поиск механики блокировки

Злость в слепой зоне

«Вы, кажется, сейчас злитесь». Если после этих слов терапевта первая реакция – испуг и отрицание, значит, сработал стоп-кран запрета на проявление злости. Злость – наиболее часто отрицаемая и подавляемая эмоция. Между тем, это – резкий сигнал «Стоп!», сообщающий, что мы находимся как минимум в некомфортных, а как максимум – в опасных условиях. Проявленная злость — предостережение для окружающих: следует прекратить деструктивные действия, иначе последуют пресекающие действия. Собака, когда у нее пытаются отнять кость, предупредительно рычит, — потом лает и кусает. Житель современного мегаполиса настолько блокирует свою злость, что не может даже заскулить, если вдруг его кость кто-то решит забрать. Блокировка не дает ему осознать, что происходит что-то экстраординарное, требующее его реакции.

Это – оборотная сторона ограничений, которые социум неминуемо накладывает на агрессивное поведение. Разумеется, чем дальше мы цивилизуемся, тем менее приемлемо в любой непонятной ситуации бросаться в драку и кусаться. Но, между тем, взамен нам предложена масса менее травматичных проявлений агрессии: от словесного выражения злости (открытого обсуждения неприемлемого для вас поведения) – до обращения в правоохранительные органы (действия, пресекающие нежелательное поведение). Которые человек с запретом на проявление злости будет игнорировать: все они для него находятся в слепой зоне.

Запрет на злость => виктимное поведение

Главное следствие запрета на злость – запрет на самозащиту. Одна из наиболее типичных проблем: современный житель мегаполиса с трудом отстаивает себя. Речь идет не о защите от нападений хулиганов (хотя и об этом тоже) – но и об элементарных сборах справок, походах по структурам и врачам, получении льгот, инофрмированности о своих правах. В осознанную зону не попадут даже сигналы о страданиях и неудобствах, причиняемых несправедливым, нечестным, некомфортным отношением окружающих. Однако, неосвоенные эмоции и страдания от дискомфорта будут накапливаться, искать выход и причинять страдания.

По сути – запрет на проявление агрессии становится запретом на защиту себя. И индульгенцией для обидчика-угнетателя. То есть, запрет на проявление агрессии станет основой для виктимного поведения. В рационализируемой зоне будет появляться масса оправданий для «палача». И масса оправданий своего бездействия в ситуациях, когда от человека требуются энергичные действия по обеспечению своего комфорта и безопасности.

Запрет на злость => агрессивное поведение

Между тем, кроме виктимного поведения, запрет на проявление злости активирует и другой сценарий – крайне агрессивного поведения. Поскольку запрет на злость не дает осознать эмоцию, неминуемо появляющуюся в процессе взаимодействия с окружающими, человек с таким запретом будет игнорировать ее до тех пор, пока критическая масса не будет пройдена. В таком случае достаточно крохотного происшествия (или появления незначительной фигуры, злиться на которую в системе конфликта запрета на проявления злости – безопасно), чтобы произошел взрыв.

Отсутствие опыта ведения открытых конфликтов, и, как следствие – отсутствие опыта выхода из этих конфликтов, невозможность поиска путей их решения приводит к затяжным, остро переживаемым конфликтам. Причем, причины этих агрессивных стычек с окружающими (соседями, педагогами, друзьями, коллегами) будут ничтожны. В таком сценарии человек с запретом на проявление злости будет воспринимать разрыв отношений и социальную изоляцию – как единственно возможный вариант.

Запрет на злость => невозможность прощения

В процессе терапии клиент с запретом на проявление злости сталкивается с непониманием, что ему делать с этой эмоцией. Получив контакт со своей «неосвоенной» злостью, впервые за долгое время ощутив ее разрушительную силу, человек не умеет проживать ее и склонен застревать в зацикленном сценарии переживания (но не «проживания», «осознания», «принятия») своего гнева. Запрет на проявление злости не дает опыта продвижения вперед, понимания, что конечная станция в этом пути – принятие, прощение – и освобождение.

«Прощение» для человека с запретом на проявление злости по сути это – токсичное действие, которое будет разрушать его изнутри. Именно поэтому мысль о такой работе с гневом будет вызывать столько отторжения и неприятия. Вместо того, чтобы принимать и отпускать, фактически утилизируя эмоцию, клиент загоняет ее внутрь, провоцируя себя на еще больший гнев – теперь на умышленное причинение себе вреда.

Конструктивный путь проживания гнева

Именно поэтому терапевту важно понимать, что клиент с запретом на проявление злости использует другой словарь. Для него «прощение» — это не освобождение, а причинение себе еще большего унижения, боли и вреда. Потому крайне важно в процессе терапии научить клиента «доезжать» до конечной станции проживания гнева, размыкать хождения по кругам ада и утилизировать свою злость.

Первый опыт осознанного прохождения всего этого пути неоценим. Терапевт должен быть рядом с клиентом на всех этапах — от зарождения эмоции, к ее осознанию, пониманию раздражителя, который ее вызвал, принятию, прощению – и разрешению на конструктивные действия по устранению раздражителя.

Источник: https://www.b17.ru/article/91096/

Постоянные опоздания, забывчивость и лень могут быть прямыми признаками неотреагированной злости. Например, мать просит сына купить хлеба с молоком – тем более, ему по пути. Он говорит, что купит, но возвращается с пустыми руками: «Да забыл я!». Или же обязательный и пунктуальный коллега по работе в самый неподходящий момент подводит вас. Или вы сообщаете супругу, что в следующем месяце у вас будет всего пара выходных. Через какое-то время график его дежурств резко меняется, и как раз в эти дни его не будет дома. А может быть, вы сами выслушиваете по телефону от вечно болеющего родственника очередную просьбу приехать, но как-то не торопитесь допивать кружку горячего кофе.

Агрессию можно выражать разными путями. Условно можно поделить все способы на три группы:

  • Деструктивные;
  • Облегчающие;
  • Конструктивные.

К первой категории относятся те способы реагирования, к которым человек прибегает «на автомате» – уйти, замолчать, накричать гадостей в ответ, хлопнуть дверью, разбить мамину любимую вазу. Так как проку от них мало, мы их априори не рассматриваем.

Почему мы злимся на себя? 4 цели гнева.

Облегчающие способы помогают избавиться от негативных переживаний. Хотя они и не меняют ситуации как таковой, в этом заключается их основное преимущество – злость перенаправляется в безопасное русло. Эти способы позволяют человеку отреагировать неприятные переживания, облегчить свое эмоциональное состояние. Вот некоторые из них:

  • Поколотить боксерскую грушу;
  • Покричать от души (но, чтобы не сбежались соседи);
  • Выражать зло в письмах, которые адресат никогда не прочтет;
  • Поломать или разбить ненужную вещь;
  • Сублимировать злость в творчество (петь, рисовать и т. д.).
  • Конструктивный способ выражения агрессии

Всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула, да возмется от вас, со всякою злобою

Улаживает здесь святой Апостол непрестанные житейские столкновения, от которых, если не положить законом уступать друг другу и извинять взаимные неприятности, лад и мир невозможен в общежитии. Обычнее, дело начинается из мелочей, легким огорчением, — горечью, — которая, если тотчас не уничтожить ее, скоро переходит в серчание; не удержи серчание, оно разгорится в вспышку гнева, — в ярость; после этого тотчас начинаются крупные слова, брань, а вместе с этим и хула, — укоры и поношения друг друга. Побранились, накричались, -разошлись, не помирившись, — и злятся друг на друга, придумывая и приговаривая даже: я тебе то сделаю, я тебе докажу. Это месть в больших или меньших размерах. Всему этому неуместно быть среди христиан. Да возмется, говорит, от вас, — так, чтобы и духа этой вздорливости не было. Не указывает никакой, даже малейшей меры, в которой бы это могло быть терпимо между христианами, а решительно изгоняет все это из общества христианского.

Есть два недобрых возбуждения, смущающих нас, — похоть и раздражение. Как в похоти дело начинается помыслом, так и в раздражении — огорчением. Первый помысл, непрогнанный, чрез внимание, сочувствие и решимость, — приводит к делу похотному. Огорчение, — непрогнанное, — тоже своим путем, чрез осерчание, гнев и ярость, крик, брань и взаимные поношения, и наконец — злость доходит до раздора, непримиримой ненависти, драк и убийства.
к тот, кто прогоняет помысл, пресекает тем дальнейшее его движение к созрению до дела, так и тот, кто прогоняет первое огорчение, полагает тем конец дальнейшему его движению — до раздора, драк и убийств. Так да возьмется от среды огорчительность, будучи прогоняема взаимною уступчивостию, и мирное согласие никогда нарушаемо не будет.

Пространно рассуждает об этом святой Златоуст. «Как рой пчел никогда не садится в нечистый сосуд, и потому люди, опытные в этом, приготовляют для них место, окуривая его куреньями, мастиками и всякого рода благовониями; сбрызгивают ароматными винами и всякими другими составами корзины, в которые они должны садиться, отроившись из ульев, — и делают все это для того, чтобы неприятный запах, противный пчелам, не заставил их лететь прочь, так все это применимо к Святому Духу. Наша душа есть как бы какой сосуд или корзина, в которой могут помещаться рои духовных дарований, но если она наполнена желчью, горечью и гневом, то эти рои отлетают от нее прочь. Поэтому-то сей блаженный и мудрый домохозяин (святой Павел) тщательно очищает наши сосуды, не употребляя для этого ни ножа, ни другого какого железного орудия. Посмотри, как он очищает наше сердце: отгоните, говорит, ложь, отгоните гнев; и при этом показывает, как можно истреблять зло с корнем: да не будем, говорит, гневливы духом».

Затем святой Златоуст изображает вредное действие желчи, когда она разливается по телу. Потом говорит: «Но для чего мы говорим обо всем этом с такою подробностию? — Для того, чтобы нам чрез сравнение с чувственною желчию лучше понять весь нестерпимый вред желчи духовной, — как она, производя совершенное расстройство в душе нашей, причиняет ей совершенную погибель, — и чтобы, зная это, мы береглись, чтобы не испытать на себе ее вредное действие. Как желчь вещественная производит воспаление в телесном составе, так духовная — разжигает наши мысли и низводит того, кем овладевает, в гееннскую пропасть. Итак, послушаем слов Павла: всяка горесть да возмется, — не сказал: да очистится, — от вас. В самом деле, какая мне в ней надобность и для чего мне удерживать ее при себе? Для чего мне держать у себя зверя, которого можно удалить из души и прогнать в чужую сторону?.. Всяка горесть, говорит, да возмется от вас, — так, чтобы ее уже нисколько в душе не оставалось. Иначе этот остаток, если будет возбужден, то, подобно искре, произведет внутри целый пламень.

И клич: почему Апостол запрещает и это? — Потому что таков должен быть человек кроткий (то есть не крикун). Крик — это конь, имеющий своим всадником гнев. Смири коня, и победишь всадника. Пусть выслушают это с особым вниманием женщины, потому что они особенно любят кричать и шуметь во всяком деле. В одном только случае полезно говорить громко, это — в проповедании и учении, а более нигде, ни даже в молитве.

Если ты хочешь поверить наши слова на деле, то воздерживайся всегда от крика, и ты никогда не придешь в гнев. Вот способ укрощения гнева! Потому что, как невозможно не прийти в гнев тому, кто кричит, так невозможно разгневаться тому, кто удерживается от крика. Итак, если мы приучим себя воздерживаться от крика и брани, то это много поможет нам к укрощению гнева. Подави крик, и ты этим отнимешь крылья у своего гнева, подавишь волнение своего сердца. Ибо как невозможно, не поднимая рук, вступать в кулачный бой, так невозможно, не поднимая крика, предаться гневу. Свяжи руки у бойца и вели ему биться, он не в состоянии будет это делать: точно то же можно сказать и о гневе. Крик же может возбудить гнев даже и тогда, когда его нет.

И хула, говорит Апостол, да возмется от вас. Замечай, как происходит зло: горесть рождает гнев, гнев — ярость, ярость — клич, клич — хулу, то есть бранные слова, затем хула — удары, удары — раны, раны — смерть. Но ничего подобного не хотел сказать святой Павел, а сказал только: да возмется от вас со всякою злобою. Что такое со всякою злобою? — Всякая злоба ведет к этому концу. Есть люди, которые подобны тем хитрым собакам, которые не лают и не нападают прямо на проходящих, но, притворяясь смирными и кроткими, схватывают неосторожных и вонзают в них свои зубы. Такие гораздо хуже нападающих прямо.
к как и между людьми есть подобные таким собакам, которые, не прибегая к крику, к гневу, к оскорблениям и угрозам, строят тайные ковы и приготовляют другим тысячи зол, мстя им делами, то Апостол указал и на таких людей. Да возмется, говорит, от вас со всякою злобою. Не мсти и делами, если щадишь слова. Для того я удержал твой язык, остановил клич, чтобы в тебе не возгорелся сильнейший пламень. Если же ты и без крика делаешь то же самое, таишь внутри себя пламень и угли, то что пользы в твоем молчании? Разве ты не знаешь, что те пожары хуже, которые таятся внутри и не бывают видны снаружи? Не так же ли и раны, которые производят воспаление внутри? Так и скрытый гнев хуже и вреднее для души. Но и он, говорит Апостол, да возмется от вас со всякою злобою, как малою, так и великою. Будем же послушны ему и изгоним из себя всякую горечь, всякую злобу, дабы нам не оскорбить Святого Духа. Истребим горечь с корнем, отсечем ее. Ничего доброго не может быть душе, наполненной горечью, ничего полезного, но от нее все несчастия, все слезы, все вопли и стенания».

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Многие из нас живут с убеждением, что гнев – это плохо. Что лучше перетерпеть и промолчать, чем выплеснуть эмоции или сказать то, что мы думаем. Что хорошие люди не испытают негатив. Мы копим все внутри и становимся похожи на бомбу замедленного действия, детонатор которой может сработать в любой момент. Мария Семистрельная, преподаватель перинатальной и женской йоги, йогатерапевт, перинатальный психолог, соавтор проекта ADAMA yoga, объясняет, почему злиться нужно и как гнев можно превратить в плюс.

— Что мы имеем ввиду, когда говорим «Я зол»? Ведь под этим могут скрываться и обида, и неоправданные ожидания, и агрессия.

— Злость – одна из пяти базовых эмоций. И если смотреть на суть чувства, то это — отрицание чего-либо: какого-либо процесса, явления, ситуаций, поведения и так далее. Злость – это наше внутреннее «нет».

— Раз злость входит в пять базовых чувств, испытывать ее – нормально и не нужно корить себя за это?

— Злиться — это нормально. Есть злость адекватная, или конструктивная, и неадекватная — деструктивная. Мне кажется, что значение адекватной злости сегодня недооценивают.

Злость — давайте я еще буду называть ее гневом, -помогла когда-то выжить людям на земле как виду, добывать еду, защищаться от врагов, захватывать новые земли.

Одним из проявлений окситоцина — гормона любви, который вырабатывается во время кормления грудью или в момент интимной близости, — является чувство здоровой агрессии у матерей. Он проявляется в том, что женщина, не раздумывая, будет защищать своих детей от физической опасности. Мы же не скажем в такой ситуации, что злость неуместна.

Деструктивная злость проявляется в том, когда человек постоянно раздражен, в гневе и не может себя контролировать. В отличие от адекватной злости это то, что захватывает нас с головой, накрывает – мы не можем управлять собой в такие моменты. А вот здоровый гнев можно дозировать.

Мария Семистрельная

— Вы рассказывали, что отправили на бокс одну из пациенток — она не могла забеременеть из-за того, что не умела выплескивать злость. Чем еще чревато накопление гнева?

— Гнев часто сравнивают с огнем. Огонь помогает человеку, но может и убить. С гневом – то же самое. Мы часто произносим: «домашний очаг», «в нем теплилась жизнь». Или наоборот: «сгорел на работе». Все это заложено в нашем архетипе и подсознании.

Важно уметь обращаться со злостью. Если мы не выражаем уместно гнев или не решаем проблему на глубинном уровне, это все может перейти на соматический уровень – когда эмоции начинают проявляться на уровне болезней.

Например, об избытке огня в организме могут сигнализировать покрасневшие участки кожи – щеки, шея, грудь. Как выглядела до бокса наша клиентка? У нее были покраснения на коже, из-за зажатой нижней челюсти была скудная мимика. Губы – плотно сжаты, как будто она хочет что-то сказать, но держит это в себе. Быстрая нервозная и тихая речь, потому что человек не позволяет говорить себе в голос.

По китайской медицине, эмоция гнева распадается в печени. У женщин часто невыраженный гнев проявляется в затруднениях оттока желчи от желчного пузыря – дискинезия желчевыводящих путей, — то есть затруднения тех путей, через которые печень выводит «огонь» для переваривания пищи и получения из нее питательных веществ. Вследствие этого образуются камни в желчном пузыре – и вот он, «камень за пазухой»! Или это может выражаться в гормональном дисбалансе, так как именно в печени трансформируются женские гормоны.

Психологические болезни: невроз – гнев, который направлен на себя. Депрессии — по сути это долгое сдерживание гнева. Многие психологи сходятся в том, что выход из этого состояния — через проявление агрессию.

Если мы не выводим гнев, направляя его на поддержание жизни, он начинает нас разрушать.

— Часто наблюдаю людей с покрасневшей кожей – есть даже специальные кремы.

-Если мы берем восточную медицину, это может быть симптомом лишнего огня. Мы говорим «раздраженная кожа», «раздраженный человек». Но иногда это может быть связано просто с климатом. Склонность к быстрым покраснениям кожи и такой реакции на эмоциональное состояние или события – признак сдержанной агрессии. Наверняка вы замечали, что стоит только выплеснуть гнев раздраженному человеку, и он успокаивается.

Через три месяца занятий боксом у клиентки ушли покраснения, а печень начала нормально функционировать – ушел застой желчи. Мимика поменялась: она стала открыто улыбаться, а губы стали более привлекательными, живыми. Более того, у нее поменялся голос – тембр стал глубже, а речь – спокойнее.

У женщин вообще склонность к накоплению злости: «Ты же девочка! Девочки не злятся!»

— Это из советского поколения: «Перетерпи. Пройдет. Надо потерпеть». Когда мне так говорят, особенно если, с моей точки зрения, происходит несправедливость, я еще больше взрываюсь: «Почему? Почему нужно терпеть, чтобы всем, кроме меня было проще?».

— У этого еще более глубокие корни, как, например, неправильное понимание христианства, когда женщина считалась сосудом греха. Чтобы выжить, женщина должна была скрывать негативные эмоции. Сейчас это выражается в пассивно-агрессивном поведении. Неспроста женщинам приписывают обидчивость, манипулятивность. Проблема в том, что эта позиция патологична для самой женщины. Из нее невозможно построить с окружающими здоровые отношения. Это позиция жертвы, которая при удобном случае нападает исподтишка. Поэтому женщинам важно учиться, работать, изучать свой гнев. Необязательно злиться и крушить все вокруг, достаточно спокойно и уверенно сказать: «Нет. Мне это не нравится».

— Какие есть экологичные способы выражения злости, которые не вредили бы ни мне, не окружающим?

— В моменте контроля гнева есть интересный момент – причина, которая вызывает реакцию. Когда замечаю, что злость деструктивна и не соответствует текущей ситуации, начинаю рассуждать и пытаюсь понять, в чем глубинная причина моей реакции. На что я реагирую, если не на ситуацию? В этом плане злость – путь к самоисследованию. И здесь могут быть настоящие открытия.

Как-то на одном из порталов я обнаружила часть лекции со своего семинара, который выложила слушательница. И я очень сильно разозлилась. Тут же побила подушку: поняла, что тело хочет отреагировать на ситуацию. Потом задала себе вопрос: почему так сильно среагировала? Поняла, что злюсь, потому что у меня нет времени писать материалы и делиться знаниями – я бы хотела быть более активной. Слушательница сделала это за меня. Это был момент трансформации гнева в позитив. Злость перешла в действие: я написала несколько статей.

Мария Семистрельная

— Что можно сделать в момент гнева, когда тебя сильно перекрывает?

— Если есть возможность, сделайте какое-то физическое действие: побейте подушку, грушу. Мне нравится бить грушу предметом – палкой. Кто-то рекомендует набрать воду в ванной и кричать. Или пойти в пространство, где можно свободно звучать, и выпустить негатив через голос. Важно не орать, а открывать свой голос.

— А что делать в офисе, когда рядом коллеги и начальник?

— Важно вывести себя из неприятной ситуации. Можно выйти из помещения, сделать перерыв, спуститься куда-то вне офиса. Глубоко дышать и уйти, как будет возможность. И дальше – отреагировать в безопасных условиях.

— Есть люди, которые идут в качалку, бегать – выражают гнев через спорт. А есть те, кто начинает курить, пить, принимать наркотики. Чем такие пути чреваты?

— Ни спорт, ни вредные привычки не решат проблему. Спорт, конечно, лучше алкоголя и наркотиков. Кортизол – гормон, который вырабатывается в ситуациях длительного стресса, утилизируется при длительной работе мышц. Поэтому спорт важен: силовая йога, тренажерный зал, плавание и т.д. Но лучше вместе с этим понять, что вызывает у нас выработку кортизола, в чем истинная причина реакции.

Алкоголь, табак, наркотики – это психологический способ ухода от реальности и своих чувств.

— Можно ли навсегда избавиться от злости? И нужно ли стремиться быть как, например, Иисус и Будда – добрыми ко всем.

— Если мы вспомним Евангелие, то можем увидеть, что Христос тоже злился. Например, на торговцев в храме. Или «Не мир я принес, но меч».

В буддийских практиках считают, что, когда мы злимся, то страдаем сами в первую очередь.

Все чувства и эмоции – уместны. Мы созданы такими. Если говорить, что гнев и грусть — плохо, то можно тогда утверждать, что фиолетовый и красный – плохо. Нам нужна вся палитра. Только так жизнь приобретает цвет и глубину. Нельзя это выкинуть.

Мы радуемся настолько, насколько позволяем себе испытывать негативные эмоции. Когда есть искренние горе или гнев, мы можем открываться, любить и быть счастливым. Полнота жизни – в этом диапазоне разных эмоций.

Некоторые духовные искатели трактуют совершенствование как избавление от негатива. На мой взгляд, это ведет к душевной заморозке: мы не испытываем чувств и замораживаемся.

Мой учитель, Франсуаза Фридман, показала образ индийской богини Дурги – одного из воплощений Великой Богини. Это – женщина с оружием, которая расслаблена, улыбается и восседает на тигре. Тигр –внутренняя сила, мир, который мы не подавили, не задушили, а оседлали. Этот образ может быть хорошей темой для медитации: найти контакт со своей внутренней силой.

Чем лучше мы будем ощущать свои границы, тем больше мы будем естественно открыты миру, потому что это – наше естественное состояние свободы и искренности.

Также Мария ведет занятия в центре йоги и фитнеса Mind & Body: при покупке абонементов для читательниц сайта действует скидка 5%.

Фото + из архива Марии.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram Facebook VK
Telegram

Многие из нас живут с убеждением, что гнев – это плохо. Что лучше перетерпеть и промолчать, чем выплеснуть эмоции или сказать то, что мы думаем. Что хорошие люди не испытают негатив. Мы копим все внутри и становимся похожи на бомбу замедленного действия, детонатор которой может сработать в любой момент. Мария Семистрельная, преподаватель перинатальной и женской йоги, йогатерапевт, перинатальный психолог, соавтор проекта ADAMA yoga, объясняет, почему злиться нужно и как гнев можно превратить в плюс.

— Что мы имеем ввиду, когда говорим «Я зол»? Ведь под этим могут скрываться и обида, и неоправданные ожидания, и агрессия.

— Злость – одна из пяти базовых эмоций. И если смотреть на суть чувства, то это — отрицание чего-либо: какого-либо процесса, явления, ситуаций, поведения и так далее. Злость – это наше внутреннее «нет».

— Раз злость входит в пять базовых чувств, испытывать ее – нормально и не нужно корить себя за это?

— Злиться — это нормально. Есть злость адекватная, или конструктивная, и неадекватная — деструктивная. Мне кажется, что значение адекватной злости сегодня недооценивают.

Злость — давайте я еще буду называть ее гневом, -помогла когда-то выжить людям на земле как виду, добывать еду, защищаться от врагов, захватывать новые земли.

Одним из проявлений окситоцина — гормона любви, который вырабатывается во время кормления грудью или в момент интимной близости, — является чувство здоровой агрессии у матерей. Он проявляется в том, что женщина, не раздумывая, будет защищать своих детей от физической опасности. Мы же не скажем в такой ситуации, что злость неуместна.

Деструктивная злость проявляется в том, когда человек постоянно раздражен, в гневе и не может себя контролировать. В отличие от адекватной злости это то, что захватывает нас с головой, накрывает – мы не можем управлять собой в такие моменты. А вот здоровый гнев можно дозировать.

Мария Семистрельная

— Вы рассказывали, что отправили на бокс одну из пациенток — она не могла забеременеть из-за того, что не умела выплескивать злость. Чем еще чревато накопление гнева?

— Гнев часто сравнивают с огнем. Огонь помогает человеку, но может и убить. С гневом – то же самое. Мы часто произносим: «домашний очаг», «в нем теплилась жизнь». Или наоборот: «сгорел на работе». Все это заложено в нашем архетипе и подсознании.

Важно уметь обращаться со злостью. Если мы не выражаем уместно гнев или не решаем проблему на глубинном уровне, это все может перейти на соматический уровень – когда эмоции начинают проявляться на уровне болезней.

Например, об избытке огня в организме могут сигнализировать покрасневшие участки кожи – щеки, шея, грудь. Как выглядела до бокса наша клиентка? У нее были покраснения на коже, из-за зажатой нижней челюсти была скудная мимика. Губы – плотно сжаты, как будто она хочет что-то сказать, но держит это в себе. Быстрая нервозная и тихая речь, потому что человек не позволяет говорить себе в голос.

По китайской медицине, эмоция гнева распадается в печени. У женщин часто невыраженный гнев проявляется в затруднениях оттока желчи от желчного пузыря – дискинезия желчевыводящих путей, — то есть затруднения тех путей, через которые печень выводит «огонь» для переваривания пищи и получения из нее питательных веществ. Вследствие этого образуются камни в желчном пузыре – и вот он, «камень за пазухой»! Или это может выражаться в гормональном дисбалансе, так как именно в печени трансформируются женские гормоны.

Психологические болезни: невроз – гнев, который направлен на себя. Депрессии — по сути это долгое сдерживание гнева. Многие психологи сходятся в том, что выход из этого состояния — через проявление агрессию.

Если мы не выводим гнев, направляя его на поддержание жизни, он начинает нас разрушать.

— Часто наблюдаю людей с покрасневшей кожей – есть даже специальные кремы.

-Если мы берем восточную медицину, это может быть симптомом лишнего огня. Мы говорим «раздраженная кожа», «раздраженный человек». Но иногда это может быть связано просто с климатом. Склонность к быстрым покраснениям кожи и такой реакции на эмоциональное состояние или события – признак сдержанной агрессии. Наверняка вы замечали, что стоит только выплеснуть гнев раздраженному человеку, и он успокаивается.

Через три месяца занятий боксом у клиентки ушли покраснения, а печень начала нормально функционировать – ушел застой желчи. Мимика поменялась: она стала открыто улыбаться, а губы стали более привлекательными, живыми. Более того, у нее поменялся голос – тембр стал глубже, а речь – спокойнее.

У женщин вообще склонность к накоплению злости: «Ты же девочка! Девочки не злятся!»

— Это из советского поколения: «Перетерпи. Пройдет. Надо потерпеть». Когда мне так говорят, особенно если, с моей точки зрения, происходит несправедливость, я еще больше взрываюсь: «Почему? Почему нужно терпеть, чтобы всем, кроме меня было проще?».

— У этого еще более глубокие корни, как, например, неправильное понимание христианства, когда женщина считалась сосудом греха. Чтобы выжить, женщина должна была скрывать негативные эмоции. Сейчас это выражается в пассивно-агрессивном поведении. Неспроста женщинам приписывают обидчивость, манипулятивность. Проблема в том, что эта позиция патологична для самой женщины. Из нее невозможно построить с окружающими здоровые отношения. Это позиция жертвы, которая при удобном случае нападает исподтишка. Поэтому женщинам важно учиться, работать, изучать свой гнев. Необязательно злиться и крушить все вокруг, достаточно спокойно и уверенно сказать: «Нет. Мне это не нравится».

— Какие есть экологичные способы выражения злости, которые не вредили бы ни мне, не окружающим?

— В моменте контроля гнева есть интересный момент – причина, которая вызывает реакцию. Когда замечаю, что злость деструктивна и не соответствует текущей ситуации, начинаю рассуждать и пытаюсь понять, в чем глубинная причина моей реакции. На что я реагирую, если не на ситуацию? В этом плане злость – путь к самоисследованию. И здесь могут быть настоящие открытия.

Как-то на одном из порталов я обнаружила часть лекции со своего семинара, который выложила слушательница. И я очень сильно разозлилась. Тут же побила подушку: поняла, что тело хочет отреагировать на ситуацию. Потом задала себе вопрос: почему так сильно среагировала? Поняла, что злюсь, потому что у меня нет времени писать материалы и делиться знаниями – я бы хотела быть более активной. Слушательница сделала это за меня. Это был момент трансформации гнева в позитив. Злость перешла в действие: я написала несколько статей.

Мария Семистрельная

— Что можно сделать в момент гнева, когда тебя сильно перекрывает?

— Если есть возможность, сделайте какое-то физическое действие: побейте подушку, грушу. Мне нравится бить грушу предметом – палкой. Кто-то рекомендует набрать воду в ванной и кричать. Или пойти в пространство, где можно свободно звучать, и выпустить негатив через голос. Важно не орать, а открывать свой голос.

— А что делать в офисе, когда рядом коллеги и начальник?

— Важно вывести себя из неприятной ситуации. Можно выйти из помещения, сделать перерыв, спуститься куда-то вне офиса. Глубоко дышать и уйти, как будет возможность. И дальше – отреагировать в безопасных условиях.

— Есть люди, которые идут в качалку, бегать – выражают гнев через спорт. А есть те, кто начинает курить, пить, принимать наркотики. Чем такие пути чреваты?

— Ни спорт, ни вредные привычки не решат проблему. Спорт, конечно, лучше алкоголя и наркотиков. Кортизол – гормон, который вырабатывается в ситуациях длительного стресса, утилизируется при длительной работе мышц. Поэтому спорт важен: силовая йога, тренажерный зал, плавание и т.д. Но лучше вместе с этим понять, что вызывает у нас выработку кортизола, в чем истинная причина реакции.

Алкоголь, табак, наркотики – это психологический способ ухода от реальности и своих чувств.

— Можно ли навсегда избавиться от злости? И нужно ли стремиться быть как, например, Иисус и Будда – добрыми ко всем.

— Если мы вспомним Евангелие, то можем увидеть, что Христос тоже злился. Например, на торговцев в храме. Или «Не мир я принес, но меч».

В буддийских практиках считают, что, когда мы злимся, то страдаем сами в первую очередь.

Все чувства и эмоции – уместны. Мы созданы такими. Если говорить, что гнев и грусть — плохо, то можно тогда утверждать, что фиолетовый и красный – плохо. Нам нужна вся палитра. Только так жизнь приобретает цвет и глубину. Нельзя это выкинуть.

Мы радуемся настолько, насколько позволяем себе испытывать негативные эмоции. Когда есть искренние горе или гнев, мы можем открываться, любить и быть счастливым. Полнота жизни – в этом диапазоне разных эмоций.

Некоторые духовные искатели трактуют совершенствование как избавление от негатива. На мой взгляд, это ведет к душевной заморозке: мы не испытываем чувств и замораживаемся.

Мой учитель, Франсуаза Фридман, показала образ индийской богини Дурги – одного из воплощений Великой Богини. Это – женщина с оружием, которая расслаблена, улыбается и восседает на тигре. Тигр –внутренняя сила, мир, который мы не подавили, не задушили, а оседлали. Этот образ может быть хорошей темой для медитации: найти контакт со своей внутренней силой.

Чем лучше мы будем ощущать свои границы, тем больше мы будем естественно открыты миру, потому что это – наше естественное состояние свободы и искренности.

Источник: https://psychologiya.club/gnev/novost-byuro-gnev-vyrazhenie-zloba.html

Повысить рейтинг Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься от 10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи. К оплате: 0.00$

Наша цель — создать конкурентные условия при поиске психолога. Обеспечить приток новых психологов на сайт и поощрять активность пользователей.

Как будут списываться балы:
Если у вас до 2000 баллов то списываться будет 10 баллов в день.
Если больше 2000 то будет работать правило «делителя на 100» *
Но при этом остается несгораемая сумма баллов за предыдущую активность на сайте.
Каждая опубликованная статья +5 баллов плюс +10 стартовых баллов.

* правило «делителя на 100» будет рассчитываться следующим образом:
количество баллов / 100 = целый остаток округлен в меньшую сторону до десятых.

например:
2550 / 100 = 20
18700 / 100 = 180

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПО СПИСАНИЮ БАЛЛОВ ВСТУПИЛИ В СИЛУ С 01.01.2019г.

Как заработать балы бесплатно:

За оригинальную статью (ранее не публикуемую в Интернете) будет начислено +200 баллов. Если на момент проверки уникальности статьи, она опубликована на других ресурсах, то Вы получите +60 баллов. Проверка на уникальность и начисление баллов будет проведена на протяжении 48 часов после публикации на портале.
За 500 просмотров статьи Вам насчитывается +50 баллов;
За 1000 просмотров +50 баллов;
За 5000 просмотров +100 баллов.

Источник: https://psy-practice.com/publications/psikhicheskoe-zdorove/simptom-nekontroliruemoy-yarosti/

Постоянные опоздания, забывчивость и лень могут быть прямыми признаками неотреагированной злости. Например, мать просит сына купить хлеба с молоком – тем более, ему по пути. Он говорит, что купит, но возвращается с пустыми руками: «Да забыл я!». Или же обязательный и пунктуальный коллега по работе в самый неподходящий момент подводит вас. Или вы сообщаете супругу, что в следующем месяце у вас будет всего пара выходных. Через какое-то время график его дежурств резко меняется, и как раз в эти дни его не будет дома. А может быть, вы сами выслушиваете по телефону от вечно болеющего родственника очередную просьбу приехать, но как-то не торопитесь допивать кружку горячего кофе.

Агрессию можно выражать разными путями. Условно можно поделить все способы на три группы:

  • Деструктивные;
  • Облегчающие;
  • Конструктивные.

К первой категории относятся те способы реагирования, к которым человек прибегает «на автомате» – уйти, замолчать, накричать гадостей в ответ, хлопнуть дверью, разбить мамину любимую вазу. Так как проку от них мало, мы их априори не рассматриваем.

Почему мы злимся на себя? 4 цели гнева.

Облегчающие способы помогают избавиться от негативных переживаний. Хотя они и не меняют ситуации как таковой, в этом заключается их основное преимущество – злость перенаправляется в безопасное русло. Эти способы позволяют человеку отреагировать неприятные переживания, облегчить свое эмоциональное состояние. Вот некоторые из них:

  • Поколотить боксерскую грушу;
  • Покричать от души (но, чтобы не сбежались соседи);
  • Выражать зло в письмах, которые адресат никогда не прочтет;
  • Поломать или разбить ненужную вещь;
  • Сублимировать злость в творчество (петь, рисовать и т. д.).
  • Конструктивный способ выражения агрессии

Конструктивные способы

geralt /

К третьей категории относятся действия, направленные на решение конфликтной ситуации:

1. Во-первых, это вопросы, задаваемые оппоненту с целью прояснить ситуацию. Ведь нередко мы попадаем в ловушку проецирования – безобидный поступок другого человека представляется оскорблением в силу собственных психологических проблем. И чтобы не воевать, подобно Дон Кихоту, с ветряными мельницами, лучше направлять энергию злости на построение конструктивного диалога. Задайте собеседнику вопрос:

  • Ты действительно хотел меня обидеть, когда назвал «как-то обидно»?
  • Почему ты не дождалась меня с работы?
  • Зачем ты дал Васе попользоваться моим велосипедом?

2. Затем нужно дать понять собеседнику, что именно вас не устраивает в этой ситуации, прояснить для него свою позицию. Например:

  • Мне неприятны твои шутки, они меня задевают (это уместно сообщить в том случае, если после первого вопроса оказалось, что человек и правда не хотел вас обидеть);
  • Мы вчера строили планы на вечер, и мне неприятно, что они не реализовались;
  • Я доверил тебе свою вещь не за тем, чтобы ты ею делился.

Почему мы не спорим, а ругаемся?

3. Предложить собеседнику тот вариант, который будет оптимальным для обоих:

  • Когда мы общаемся на таких тонах, я теряю контроль над собой. Могу я попросить тебя разговаривать доброжелательнее и спокойнее?
  • Пожалуйста, сообщай мне, если твои планы меняются.

4. Услышать, что думает собеседник на этот счет, что его не устраивает в данной ситуации.

Психологи рекомендуют пользоваться этим алгоритмом только тем людям, которые владеют своими эмоциями (а не наоборот). Научиться управлять своей злостью можно, если систематически повышать уровень осознанности. Для этого нужно отслеживать появление агрессии в зародыше – пока она находится на стадии легкого раздражения или недовольства. Если же ваши эмоции уже плещут через край, и управлять ими вряд ли представляется возможным, стоит взять небольшой тайм-аут и перейти к облегчающим методам работы с агрессией.

3 554 Поделись:

Источник: https://psy-zoom.ru/2017/12/17/angry-var.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *