Латвийская православная церковь

LiveInternetLiveInternet

Православие явилось исторически первым христианским исповеданием, получившим распространение на латвийской земле. Православное христианство приходит на территорию нынешней Латвии в XI веке из соседних русских областей. Уже в XII веке в Латвии существовали в разных местах православные церкви. Латвия, располагаясь на пути «из варяг в греки», с давних времен находилась в сфере взаимосвязей севера и юга от Понтийского (Черного) моря до студеных вод. Это обстоятельство способствовало раннему проникновению христианства на берега Двины (Даугавы), о которой знали издревле. В летописи Нестора (по Лаврентьевскому списку) говорится: «Дньпръ бо потече из Волковского леса, и потечетъ на полъдне, а Двина из того же леса потече на полуношьс и внидет в море Воряжское».


По Двине, согласно древнему преданию, апостол Андрей Первозванный, проповедуя Слово Божие, достиг берегов Балтики и морским путем направился в Скандинавию. Этими путями, а также по дорогам, ведущим во Псков, Смоленск и Великий Новгород, самораспространялось и правосла­вие. Оно никогда и никем не насаждалось, не предписывалось и не навязывалось насильно. Право­славие воспринималось местными жителями в общении с белорусами, великороссами, которые с древних времен общались и проживали с племенами летигола, селы, земгала, корсь, ливами, венда­ми (славянского происхождения).

Кафедральный собор Рождества Христова в Риге

Всякий путешественник, посетив столицу Латвийской Республики, непременно обратит внимание на одну из ее главных достопримечательностей – собор Рождества Христова (Kristus Piedzimšanas katedrāle). В центре Риги, на Эспланаде, возвышается величественное здание собора – прекрасное произведение церковной архитектуры, это крупнейший православный храм Риги. В советское время здесь был планетарий и ресторан, но после восстановления независимости собор был отреставрирован, и теперь здесь снова собираются верующие. В любой день – будь то будни или праздники, – сюда непрерывным живым ручейком текут богомольцы. Здесь бьется сердце православной Латвии. Здесь находится кафедра митрополита Рижского и всея Латвии Александра, возглавляющего Латвийскую Православную Церковь Московского Патриархата.




Христорождественский собор был возведён в 1876-1884 гг. по решению прибалтийского генерал-губернатора князя Багратиона в нововизантийском стиле. Деньги на строительство были выделены царем Александром II из казны Российской Империи. Изящное здание облицовано цветным кирпичом и увенчано пятью куполами. По свидетельству современников, посещение собора приносило людям душевное от­дохновение, радость высокодуховного состояния. Этому в немалой степени способствовала особая внутренняя атмосфера храма, его убранство. До Первой мировой войны величественное строение с голубыми куполами те годы было самым дорогим зданием в Риге, с необычайно роскошным и высокохудожественным интерьером – в храме была выдающаяся коллекция старинных икон, три иконостаса работы русского живописца, преподавателя Петербургской академии художеств Василия Верещагина, расшитые лучшими золотошвейками одеяния священников, фрески в византийском стиле и древнехристианскими орнаментами на стенах.
На долю этого одного из самых значительных православных соборов и красивейшего архитектурного строения Балтии выпало немало испытаний. Собор имеет непростую судьбу — три раза его разрушали, грабили, закрывали, и опустошали. Собор пережил две войны, в 1960 году советские власти его закрыли, а само здание переделано в планетарий, который официально назывался Домом знаний. Hо храм выстоял, и вот уже много лет радует красотой и статью всех жителей и гостей Риги, независимо от вероисповедания. Поэтому в народе его именуют «трижды воскресший». Сейчас внутреннее убранство этого важного культурно-исторического объекта восстанавливается.
Восстанавливать храм начали c 1991 года, а 6 мая 2000 года архиепископ Александр освятил новый иконостас собора. Сейчас Христорождественский собор в Риге великолепно расписан, восстановлены купола и крыша. Стены внутри храма расписаны в византийском стиле древнехристианскими орнаментами. Усилиями благотворителей установлен новый иконостас. Но еще многое предстоит сделать. Реставрационные работы в храме продолжаются до сих пор. A трижды воскресший Христорождественский собор уже обрел свое достойное место в духовной и культурной жизни Латвии.

Рижский Свято-Троице-Сергиев монастырь

Рижский Троице-Сергиев женский монастырь — один из известнейших центров Православия в Прибалтике. Зародился он неподалеку от центра Риги более 100 лет назад. Основательницами монастыря являются сестры Екатерина и Наталья Мансуровы, выходцы из аристократической семьи, фрейлины двора Императрицы (отец их был сенатором и статс-секретарем, мать — урожденная княгиня Долгорукова). Семья приехала в Ригу в 1887 году в связи с болезнью дочери Наталии, в надежде на рижских докторов (врачи помогли, дочь выздоровела). Семья щедро благотворительствовала рижским православным храмам. Сестры Мансуровы много сил отдали открытию в Риге частной общедоступной воскресной школы с русским языком обучения, организовали приют для девочек-сирот и богaдельню для стариц, которая послужила основой Свято-Троицкой общины в 1892 году. В 1894 году её посетил св. Прав. Иоанн Кронштадский, благословил основателей и предсказал процветание обители.
B 1902 году по Указу Св.Синода община была преобразована в Свято-Троице-Сергиев монастырь. B 1902–1907 годах на территории монастыря по проекту рижского архитектора Н.Х. Пекшена было осуществлено строительство собора, освященого в честь Святой Троицы. Долгое время храм оставался монастырским, но c 1961 г. Свято-Троицкий собор состоит в ведении епархии и выполняет функции городского кафедрального собора.

Многое пришлось пережить за эти годы православным Латвии: смену правительств, лихолетье двух мировых войн, период безбожной власти. Не раз казалось, что само существование обители находится под угрозой. Но пути Господни неисповедимы. Вот уже больше века здесь возносятся молитвы, и каждый, кто приходит сюда, чувствует, что городская суета и шум остаются позади, а душа умиротворяется. Ведь не случайно святые отцы говорят, что в монашеских обителях Небо приближается к земле.
Свято-Троицкий собор никогда не был закрыт. Сегодня eго украшают росписи середины XX века, великолепный золоченый иконостас, ранее принадлежавший храму Рождества Христова.
Главная святыня монастыря — чудотворная Толгская икона Божией Матери, написанная монахиней. Ежедневно в монастыре совершается полное уставное богослужение, денно и нощно читаетс “неусыпаемая” псалтырь, сестры выпекают просфоры для рижских храмов, занимаются рукоделием. Как и в соборе Рождества Христова, в Свято-Троицком соборе регулярно совершаются архиерейские богослужения.

Церковь Александра Невского

Церковь Александра Невского — православный храм в городе Риге, памятник стиля классицизма с оригинальным архитектурным оформлением. Построена в 1825 году в честь победы России в Отечественной войне над армией Наполеона Бонапарта. Рижский храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского является уникальным памятником православного церковного деревянного зодчества первой четверти XIX века. Сегодня это один из самых почитаемых и любимых храмов Риги. Храм построен в 1825 году и стал своеобразным символом межконфессионального, межнационального и общечеловеческого единения, его посещают люди разных вероисповеданий, жители Риги и гости города. 4 декабря 1997-го года Рижская православная церковь Св. Александра Невского была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Она признана уникальным культурно-историческим памятником деревянной архитектуры. В Европе это единственное в своём роде здание – редчайшая купольная церковь, построенная в классическом стиле из вертикально поставленного бруса, что делает её настоящим чудом архитектуры. По форме церковь совершенно круглая (по канону православной архитектуры, храмы, построенные образом круга, символизируют вечность Бога). Уже к середине XIX века Александро-Невская церковь становится общепризнанным духовным центром.
За всё время своего существования Александро-Невский храм неоднократно подвергался ремонту. Приходилось часто красить наружные стены и расписывать внутренние; и в настоящее время наружные стены выкрашены масляной краской, внутренние — расписаны орнаментами в несколько красок: в куполе и панели – масляными, в остальных частях – клеевыми. Также неоднократно производилась чистка и позолота иконостаса. Hа протяжении всей истории существования снаружи храм, в основном, окрашивался в различные оттенки жёлтого цвета).
Уже к середине XIX века Александро-Невская церковь становится общепризнанным духовным центром. Деятельность храма была связана с многими выдающимися событиями православной жизни. С 1892 года вплоть до Первой мировой войны Александро-Невская церковь ежегодно в сентябре-октябре принимала святыню Псково-Печерского монастыря – чудотворную икону Божией Матери «Умиление». Здесь так же неоднократно пребывала чтимая в Лифляндии Якобштадская икона Божией Матери из Святодуховского храма. Ряд икон в интерьере храма относится к началу XIX века.
В советское время Александро-Невский храм был внесен в реестр самых охраняемых государством памятников русского церковного зодчества первой четверти XIX века. На сегодняшний момент церковь продолжает вековые духовные традиции и является одним из излюбленных и посещаемых центров духовной жизни в Риге.
Сотни людей пришли на отпевание Михаила Задорнова, состоявшееся 15 ноября 2017 года в храме Александра Невского г. Риги. Проститься с почившим 10 ноября писателем прибыли как близкие, так и поклонники его творчества. Вдоль близлежащих улиц с цветами стояли люди разных возрастов и национальностей. После отпевания гроб с телом Михаила Задорнова перевезли на его малую родину – в Юрмалу. Похоронен сатирик на кладбище Яундубулты, рядом со своим отцом.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Церковь была построена в 1814—1818 году по проекту прибалтийско-немецкого зодчего Теодора-Готфрида Шульца, в форме ковчега. Деревянный храм был построен в стиле классицизма. Объёмная композиция церковного здания относит его к стилю барокко, отделка церкви имитирует каменные формы. В отделке можно наблюдать ряд элементов, которые позволяют отнести эту церковь к образцу стиля классицизма. В частности, фронтоны, рустовка и пилястры большого ордера выполнены в этом стиле. До строительства Кафедрального собора Благовещенский храм считался одним из самых богатых по благоустройству и украшению.
Сама церковь разделена на три нефа, в каждом из которых находится по алтарю. Правый освящен в честь святителя Николая Чудотворца — здесь обычно проходят богослужения по будням и в дни памяти святого. Левый престол носит имя преподобного Сергия Радонежского, центральный — Благовещения Пресвятой Богородицы. Коллекция икон Благовещенской церкви по сути своей уникальна. Практически все образы старинные, а большинство из них действительно прославлены чудодействиями.
Сегодня уникальная деревянная церковь бережно реставрируется. Здесь уже поменяли все окна, вокруг возвели новый забор ярко-зеленого цвета. Начат грандиозный ремонт фасада. Будут перекрашивать внешние стены, менять крышу и двери.
При храме действуют большая библиотека и воскресная школа для детей, работают кружки пения, рисования, лепки и вышивания.



Православный храм Всех Святых

Храм во имя Всех Святых — один из красивейших храмов города Риги. Он находится на территории парка Клусайс (латыш. klusais — тихий), который был создан на месте старого кладбища, где, в основном, хоронили бездомных и умерших насильственной смертью.
22 августа 1882 года на месте бывшей деревянной церкви закладывается новое кирпичное здание. Через два года строительство было завершено. Торжественное освящение храма состоялось 9 мая 1884 года. Новое главное здание вместе с колокольней и трапезной частью с притворами составили единый архитектурный ансамбль.
С архитектурной точки зрения храм построен в стиле эклектики, в романских формах. Внутреннее пространство церкви просторно и величественно, но не подавляет человека, а сомасштабно ему и даже уютно. В церкви сохранился подлинный интерьер второй половины 19 века: трехъярусный иконостас пространственной формы, одноярусные иконостасы малых приделов, паникадила в технике прорезного железа.

По воспоминаниям прихожан, положение храма было сложным. Всехсвятская церковь то возрождалась, то оказывалась на грани закрытия. Службы то совершались, то их не было длительное время. Терялись иконы, утварь, священнические облачения.
Положение стало улучшаться с 1994 года. В здании бывшей церковно-приходской школы разместилась возрожденная Рижская Духовная семинария. Всехсвятский храм стал и приходским, и семинарским. В 2004 году в большом куполе храма были полностью заменены окна, отремонтирована значительная часть пола в главном алтаре и на солее. Сейчас продолжаются реставрационные работы и благоустройство храма. При Всехсвятской церкви активно действуют прекрасный хор, Воскресные школы для детей и взрослых, миссионерское общество.

Церковь во имя Святого пророка Иоаннa Предтечи

Самостоятельный Ивановский приход на Московском форштадте Риги был образован в 1892 году. Богослужения в приходе совершались в деревянной церкви, стоявшей на Ивановском кладбище. Hовый каменный храм был возведен русским архитектором Владимиром Шервинским с 1911 по 1926 годы (По его проектам построено еще 25 православных храмов в Латвии, общественные здания и памятники).

Средства на cтроительство церкви давал владелец фарфоровой фабрики Кузнецов. Освящение Иоанновского храма состоялось осенью 1929 года. Внешний вид церкви зв время ее существования не изменился. За зданием церкови расположилось православное и старообрядческое кладбище (Ивановское). Сегодня Иоанновский храм является одним из почитаемых православных центров Риги.

<Православный латышский храм Вознесения Христова

В 2017 исполнилось 150 лет со дня постройки храма в честь Вознесения Господня. Вознесенская церковь в Риге известна тем, что богослужение и духовное просвещение прихожан ведется здесь на латышском языке. Создание латышской православной общины в Лифляндии относят к первой половине XIX века, 1820 году.
В 1867 на деньги, собранные среди прихожан, а отчасти на средства, отпущенные Синодом и правительством, была построена церковь. В течение всего времени храм во имя Вознесения Господня действовал как приходской, жизнь его никогда не прерывалась. Главной достопримечательностью и сегодня здесь остается резной деревянный алтарь, более строгий и менее декорированный, чем принято в Русской Православной Церкви, что делает его более близким и понятным православным латышам.
В 1993 году в храме были совершены восстановительные работы, которые продолжаются и по сей день, происходят внутренние ремонтно-реставрационные работы. Храм открыт во время совершения богослужений. Богослужения совершаются по средам, пятницам, субботним, воскресным и праздничным дням.
http://www.pareizticiba.lv/index.php?newid=46&id=100

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/milana07/post432504877

История

Основная статья: Рижская епархия

В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию, учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий).

В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. В 1918 — нач. 1919 гг. ею временно управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых Патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. Лишь после того, как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями.

В поисках компромисса с правительством Латвии архиепископ Иоанн (Поммер) ходатайствовал перед святейшим патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления. 21 июня 1921 г. патриарх Московский Тихон, Священный синод и Высший церковный совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской православной церкви. В 1925 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был избран в республиканский Сейм, где отстаивал равноправие Латвийской православной церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. В 1926 г. возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был убит в своей пригородной даче. Следствие об убийстве архиепископа Иоанна не дало результатов: в убийстве подозревались как спецлужбы Латвии, так и агенты из Советского Союза.

Вскоре после гибели архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), в 1936 году руководство Латвийской Церкви заявило о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян; переход не был признан Московским Патриархатом и большинством других Поместных Православных Церквей. 29 марта 1936 года митрополит Фиатирский Герман (Стринопулос) возглавил хиротонию во епископа бывшего гарнизонного священника из Даугавпилса Августина (Петерсона) с возведением его в сан митрополита Рижского и всей Латвии. В 1938 года была открыта новая кафедра — Даугавпилсская. На неё был хиротонисан архимандрит Александр (Витоль).

В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, предыдущие решения были отменены и Латвийская церковь вошла в состав Русской православной церкви на правах епархии. Митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) ушел на покой. Латвийская православная церковь Константинопольского патриархата с 1947 года перешла на эмигрантский режим, именуясь «Латвийской православной церковью в изгнании».

В 1990 году, по провозглашении государственной независимости Латвии, Священным синодом РПЦ Латвийской православной церкви было предоставлено самоуправление.

В Латвийской церкви было проведено три Собора: 1997, 2001 и 2003 годов. Внеочередной собор 2009 года.

Структура

Предстоятели

  • 1921—1934 — Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский и всея Латвии
  • 1936—1940 — Августин (Петерсон), митрополит Рижский и всея Латвии (Константинопольский патриархат)
  • 1943—1944 — Иоанн (Гарклавс), архиепископ Рижский и всея Латвии
  • с 27 октября 1990 по настоящее время — Александр (Кудряшов), митрополит (с 25 февраля 2002) Рижский и всея Латвии

Даугавпилсская кафедра

Даугавпилсский Борисоглебский кафедральный собор — самый большой православный храм Латвии

  • 17 июля 1938 г. — 1940 г. Александр (Витоль), епископ Иерсикский (Константинопольский патриархат)
  • 23 июля 1989 г. — 27 октября 1990 г. Александр (Кудряшов), епископ Даугавпилсский, викарий Рижской епархии
  • 19 августа 2006 г. — н/вр Александр (Матрёнин), епископ Даугавпилсский, викарий Рижской епархии

Монастыри

  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Илуксте) — бывший Иллукстский Рождество-Богородицкий монастырь, основанный в 1667 году как мужской униатско-базилианская обитель; в 1839 году обращён в православный и приписан к Полоцкой епархии. В 1850 году отошёл к викариатству Рижской епархии, в 1880 году становится женской общежительной обителью III класса, в 1915 году эвакуирован в Нижегородскую губернию. В 1953 году закрыт и обращён в приходской храм, а с 1 августа 1996 года приписан в качестве подворья Рижского Свято-Троицкого монастыря.
  • Екабпилсский монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (мужской) — основан в 1670 году, закрыт в 1866 году, возобновлен 1 октября 1993 года.
  • Спасо-Преображенская пустынь (Елгава) — скит под Елгавой, основанный в 1895 году при Рижском Свято-Троице-Сергиевом женском монастыре.
  • Свято-Троице-Сергиев женский монастырь — в 1892 году образована женская монашеская община, преобразованная в 1902 году в монастырь.

Литература

  • Балевиц З. В. Православное духовенство в Латвии 1920—1940 // Сборник докладов. — Рига. — 1962
  • Гаврилин А. В. Об образовании самостоятельной Рижской Епархии // Известия АН Латвии. — 1990. — № 3
  • Кулис А. К вопросу об Автокефалии Латвийской Православной Церкви в 30-х годах ХХ века // Православие в Латвии. Сборник статей под редакцией А. В. Гаврилина. — Рига: Балто-Славянское общество культурного развития и сотрудничества. Т.1. — 1993. — С. 65-74
  • Православие в Латвии. Сборник статей под редакцией А. В. Гаврилина. — Рига: Балто-Славянское общество культурного развития и сотрудничества. Т.1 — 1993. — 91 С.; Т.2. — 1997. — 163 С.
  • Гаврилин А. В. Латвийская Православная Церковь в тридцатых годах ХХ века // «Церковь и время». Научно-богословский и церковно-общественный журнал. — 1999. — № 1(22) — С. 173—181
  • Гаврилин А. В. О русской эмиграции в Латвии в 1920—1930-х годах // «Вестник Русского Христианского Движения». — Париж. — Нью-Йорк. — Москва. — 2001. — № 180
  • Гаврилин А. В. Современное положение Православных Церквей Латвии и Эстонии // «Вестник Русского Христианского Движения». — Париж. — Нью-Йорк. — Москва. — 2001. — № 182
  • Гаврилин А. В. Латвийское православное духовенство на территории Германии в 1945—1949 годах // Церковь и время. — 2007. — № 2(39). — С. 233—256.
  • Гаврилин А. В. Уголовные дела православных священников как источники изучения сталинских репрессий на территории Латвии // Церковь и время. — 2010. — № 3 (52). — С. 193—218.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *