Православие в молдавии

Загадочный народ

Во времена Античности по территории современной Бессарабии (историческая область между Прутом, Днестром, Дунаем и Чёрным морем) проходила граница между дако-фракийскими народами и ираноязычными кочевниками причерноморских степей — скифами и сарматами. В начале II века н. э. римский император Траян предпринял ряд походов в Дакию, в результате которых регион в 106 году стал частью Римской империи.

В III столетии н. э. Бессарабия была заселена готами, а затем на её земли проникли славяне, болгары и венгры. На пике могущества древнерусского государства часть Бессарабии входила в его состав, а затем перешла по наследству к галицко-волынским князьям. На юге Бессарабии, в исторической области Буджак, кочевали печенеги и половцы, на смену которым пришли монголо-татары и ногайцы.

Момент появления в Бессарабии восточно-романских народов изучен плохо.

«Этногенез молдавского народа и вообще восточных романцев относится к числу самых плохо разработанных областей знаний в сфере этногенеза современных народов Восточной Европы. Он до сих пор в значительной степени остаётся загадкой», — отметил в беседе с RT экс-советник президента Молдавии, доктор истории, профессор Марк Ткачук.

По словам эксперта, все существующие версии этногенеза восточных романцев нельзя признать удовлетворительными, а научные интерпретации в этой сфере сильно политизированы.

«Румыны считают восточно-романские народы чуть ли не потомками древних римлян. Однако на самом деле после ухода Рима население в этом регионе сменялось несколько раз, и восточные романцы, скорее всего, являются потомками горных пастушьих племён, говоривших на латыни», — заявил RT главный научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, профессор Владислав Гросул.

Также по темеРаскол из-за объединения: как повлияет на политические процессы в Молдавии годовщина присоединения к Румынии Президент Молдавии Игорь Додон призвал население страны приготовиться к беспорядкам 25 марта 2018 года. В этот день в Кишинёве…

По его словам, в летописях есть указания на то, что предки современных восточно-романских народов пришли с земель, лежащих к югу от Дуная. Согласно исследованиям самого профессора Гросула, наиболее вероятной прародиной молдаван является территория современной Сербии. На это указывают данные историографии и лингвистики.

На фоне улучшения отношений между Сербией и Венгрией предки молдаван в XIII веке переселились на земли, лежащие на севере современной Румынии. А в XIV столетии монголы были вытеснены за Днестр, и на территории Бессарабии началось формирование молдавской государственности. После развала Галицко-Волынского княжества Молдавия приросла землями на севере, а чуть позже вытеснила татар с территории Буджака.

Однако расцвет государства продолжался недолго. Уже в середине XV века Молдавия попала в вассальную зависимость от Османской империи, которая постепенно стала урезать автономию княжества.

Российский фактор

Стремясь вывести княжество из-под турецкой зависимости, молдавский володарь Дмитрий Кантемир в 1711 году присягнул на верность Российской империи. Пётр I летом того же года предпринял против Османской империи Прутский поход, надеясь отбить у турок Северо-Западное Причерноморье, но кампания завершилась провалом, а сам царь лишь благодаря усилиям дипломатов и коррумпированности турецкой знати, которую ему удалось подкупить, сохранил себе жизнь и свободу.

Передать Молдавию под протекторат России Османской империи пришлось только по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 года. Однако уже в 1791 году, согласно Ясскому миру, граница между Россией и Турцией была установлена по реке Днестр. Опасаясь расправ со стороны османов, многие молдаване бежали на территорию Российской империи.

  • В. Сибирский, Е. Данилевский. Штурм Измаила. Диорама

В начале XIX века турецкие власти развернули репрессии против лояльной по отношению к России молдавской и валашской знати, и официальный Санкт-Петербург вступил в войну 1806—1812 годов, в очередной раз разгромив Османскую империю.

«В последнее время часто звучат исторические фейки о том, что Россия якобы отвоевала Бессарабию у Молдавского княжества. Однако Молдавское княжество находилось в зависимости от Турции и не являлось субъектом международной политики», — подчеркнул в разговоре с RT Марк Ткачук.

«До 1812 года единой Бессарабии не существовало. Это было несколько совершенно различных территорий: Хотинская райя на севере, напрямую подчинявшаяся туркам, центральная Бессарабия, входившая в состав Молдавии, Бендерская райя, ногайские земли и османские крепости, стоявшие вдоль Дуная и берега Чёрного моря. Население будущей Бессарабии было неоднородным. На севере рядом с молдаванами жило много русинов, на юге обитали ногайцы и стояли многочисленные турецкие гарнизоны», — отметил Владислав Гросул.

В мае 1812 года был подписан Бухарестский мирный договор, согласно которому Османская империя уступила России Пруто-Днестровское междуречье — Бессарабию, а также гарантировала населению Молдавии и Валахии обещанные ранее права и привилегии.

В составе Российской империи

«Де-факто Бессарабская область возникла ещё в 1812 году. А 11 мая 1818 года был официально принят устав о её образовании. В Румынии любят говорить, что таким образом Россия оторвала Бессарабию от «матери-родины». Но на самом деле, напротив, молдаване Бессарабии воссоединились с соотечественниками, жившими за Днестром», — заметил Владислав Гросул.

По словам эксперта, Бессарабию в это время называли Южной Финляндией, потому что Санкт-Петербург предоставил ей достаточно широкую автономию.

Согласно уставу, Бессарабская область имела собственные органы власти (законодательный и распорядительный) — Верховный совет и областное правительство, которым руководил гражданский губернатор. Языками делопроизводства были одновременно русский и молдавский. Молдавская же знать уравнивалась в правах с российским дворянством.

«Такие широкие права получали не все присоединяемые к России земли. Но молдаван российские власти считали своими, это был православный народ», — подчеркнул Гросул.

Однако со временем автономию Бессарабии пришлось урезать. На то было сразу несколько причин. В частности, некоторые историки утверждают, что российская администрация столкнулась с тотальной коррумпированностью местной знати, которая стала использовать автономные права для личного обогащения. В свою очередь, Владислав Гросул отметил такой фактор, как изменение этнокультурного состава населения Бессарабии.

  • Е. Мустяца. Пушкин в Молдавии

«Служивший в начале 1820-х годов в Бессарабии Александр Пушкин писал о ней: «Сия пустынная страна священна для души поэта». Регион и в XVIII веке не был слишком плотно заселён, а вместе с турецкими властями его покинули мусульмане, составлявшие примерно половину населения Бессарабии.

Российские власти стали переселять на освободившиеся территории болгар, гагаузов, немцев, албанцев и даже швейцарцев с чехами. Всем этим народам было проблематично жить по молдавским законам, которые во многом были устаревшими, поэтому при Николае I были предприняты шаги, направленные на унификацию законодательства Бессарабии с общероссийским. В 1828 году был утверждён новый проект устава, существенно сокративший её автономию», — рассказал эксперт.

А в 1873 году область официально стала российской губернией и оставалась таковой вплоть до 1918 года.

«В 1812 году, когда Бессарабия была присоединена к России, её население составляло всего 250 тыс. человек. За 100 лет оно выросло в десять раз — до 2,5 млн. Это очень красноречивый показатель. Среди молдаван естественный прирост населения был выше, чем среди других православных народов Российской империи. Кроме того, из Румынии в Молдавию переселялось больше людей, чем из Молдавии в Румынию», — подчеркнул Гросул.

По его словам, молдавские крестьяне жили ощутимо богаче румынских.

Также по теме«Мы являемся частью русского мира»: новый президент Приднестровья в интервью RT Признание Приднестровья мировыми державами — лишь вопрос времени. Приднестровцы полностью разделяют ценности россиян и являются частью…

«Россия несла элементы модернизации, просвещения, иного уклада жизни, нежели тот, который был в составе османской Порты. Из России в Бессарабию после 1812 года пришло и образование, и законодательная деятельность, и урбанизация, и европейский костюм. Но самое парадоксальное заключается в том, что вместе с Россией в Бессарабию пришли вещи, которые были запрещены в самой России, — определённый уровень гражданских свобод и революционного вольнодумства», — рассказал Марк Ткачук.

Выходцы из Бессарабии принимали активное участие в руководстве Российской империей. Согласно подсчётам Владислава Гросула, 32 уроженца области стали российскими генералами и адмиралами, что немало для такого небольшого региона. В Бессарабии открывались школы и семинарии. Правда, начиная с эпохи Николая I имперские власти взяли курс не только на политическую, но и на культурную унификацию Бессарабии и проводили её русификацию. В 1905 году эта политика была свёрнута, после чего началось динамичное развитие молдавской культуры.

Время перемен

На фоне революционных событий 1917 года на территории Бессарабии была объявлена Молдавская демократическая республика, входившая в состав России, которая в начале 1918-го объявила о своей независимости.

В январе 1918 года под предлогом борьбы с анархией в Бессарабию вошли румынские войска. Местное население отреагировало на это без энтузиазма.

«Крестьяне Бессарабии знали, что они живут лучше румынских. Дворяне были удовлетворены своим положением в России, им не нравилась революция, но покидать страну они не хотели.

Буржуазия Бессарабии состояла в значительной мере из евреев, армян и греков, которые даже не владели романскими языками и которым в Румынии просто нечего было делать. Все основные социальные группы и политические партии Молдавии были против присоединения к Румынии», — отметил Владислав Гросул.

Местное население оказывало румынской армии активное сопротивление. А в феврале румынские войска были разбиты советскими частями. В марте 1918 года власти Румынии гарантировали Москве, что освободят Бессарабию. Однако Бухарест воспользовался тем, что ситуация на других фронтах складывалась для Красной армии не лучшим образом, и взятые на себя обязательства не выполнил. В ноябре 1918 года Румыния официально присоединила Бессарабию. Советская Россия этого акта не признала.

Под властью Бухареста ещё недавно процветающая Бессарабия превратилась в отсталый аграрный край, свыше 70% населения которого было неграмотным. В 1940 году в ходе освободительного похода Красной армии Бессарабия вернулась под власть Москвы. На территории Буджака советские власти сформировали Измаильскую область в составе УССР (позже она стала частью Одесской области), а на остальных землях Бессарабии возникла Молдавская ССР. В послевоенные годы в МССР было построено 162 крупных промышленных предприятия, республика стала одним из союзных лидеров в области пищевой и лёгкой промышленности, грамотность её населения достигла практически абсолютного уровня.

В 1991 году на базе МССР возникло независимое государство Молдавия, власть в котором изначально досталась прорумынски настроенным националистам, в результате чего произошёл приднестровский конфликт.

Сегодня в Румынии популярны унионистские идеи: в последние годы ряд представителей бухарестского политикума заявляют об исторических правах Румынии на территорию Молдавии и Южной Бессарабии, входящей сегодня в состав Украины. Однако, по словам экспертов, с точки зрения исторической науки подобные заявления совершенно несостоятельны.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/511841-istoria-obrazovanie-moldaviya

Молдова получила бюллетень

Населению региона предложили два вопроса: «Поддерживаете ли вы курс на независимость и последующее свободное присоединение Приднестровья к России?» и «Считаете ли вы возможным отказ от независимости с последующим вхождением Приднестровья в состав Республики Молдова?». По предварительным данным, на первый утвердительно ответили 97 процентов избирателей. Объединиться с Кишиневом хотят лишь около трех процентов.

Несмотря на все уговоры Кишинева проигнорировать плебисцит, явка оказалась достаточно высокой. Выше даже, чем на региональных парламентских выборах. Почти 79 процентов из тех, кто был внесен в списки, пришли к урнам для голосования.

По срокам с плебисцитом в Приднестровье совпали учения, проводимые молдавским руководством совместно с НАТО. Кишинев твердил об их мирном характере и заверял, что на нейтральном статусе Молдавии они никак не скажутся. Тирасполь увидел в них дополнительный аргумент для полного разрыва с правобережной Молдовой.

В Тирасполе понимают, что вхождение в Россию вряд ли возможно в обозримом будущем.

Но, по словам президента непризнанной республики Игоря Смирнова, «референдум окончательно расставит приоритеты в нашей судьбе. Он определит внешнеполитический вектор Приднестровья. Россия всегда была здесь».

Президент Молдавии Владимир Воронин парировал: «Действия тираспольской администрации, в том числе так называемый референдум о независимости, направлены на осложнение ситуации и препятствуют разрешению приднестровской проблемы. Эти действия сводят на нет усилия молдавского руководства по мирному ее урегулированию». В неприятии референдума его поддерживают США, Евросоюз, Совет Европы и ОБСЕ.

Высказал свою позицию и МИД России. Министр иностранных дел Сергей Лавров призвал относиться к референдуму «с позиции здравого смысла» и «без эмоций». Суть, по его мнению, заключается в том, чтобы вернуться за стол переговоров.

Но стороны расходятся все дальше. По мнению тираспольских политологов, точка возврата к исходным позициям уже пройдена. Седьмой по счету референдум в Приднестровье фактически подтвердил результат плебисцита, проведенного еще в 1990 году, когда абсолютное большинство населения проголосовало за независимость от правобережной Молдавии.

Союз молдаван Приднестровья, которые составляют в мятежном регионе примерно треть населения, выступил с обращением, в котором говорится: «Мы не против народа Республики Молдова, но мы против недальновидной и варварской политики руководства Республики Молдова в отношении Приднестровья».

Один из инициаторов проведения съезда депутатов всех уровней Приднестровья, который и принял решение о проведении плебисцита, нынешний председатель Верховного Совета Приднестровья Евгений Шевчук — как говорят, главный политический соперник Игоря Смирнова — считает, что непризнанная республика переживает переломный момент своей истории. «Это серьезный шаг народа Приднестровья, который демонстрирует свою волю и делает свой выбор», — заявил он на избирательном участке в Рыбнице. По его мнению, «косность европейской бюрократии и лицемерие европейских политиков» будут преодолены и независимость Приднестровья получит признание.

Александр Рар,
эксперт германского Совета по внешней политике:

— Приднестровская республика — это «заповедник» Советского Союза. Там живут русские и украинцы, которые насквозь пропитаны идеалами прошлого. Они не хотят вхождения на полноценной основе в Республику Молдова. Так как это, по их мнению, может лишить их идентичности. Кроме того, они боятся, что Молдавия может в будущем присоединиться к Румынии и тогда они станут гражданами Румынии. Этого большинство населения Приднестровье не хочет.

Первая причина: чужой язык. Вторая: никто не хочет ломать связи с Россией. А если Приднестровье станет частью Молдавии или Румынии, то этот контакт будет утерян. В-третьих, жители Приднестровья не настроены прозападно, поэтому их не вдохновляют даже разговоры о вступлении Румынии и Молдовы в ЕС.

По этим причинам подавляющее большинство жителей Приднестровья голосуют за независимость и за присоединение к России.

Запад, естественно, не признает результаты этих референдумов. Он только смог признать развал Советского Союза по границам республик. И теперь ЕС и США боятся поддерживать идею изменения границ на территории бывшего советского пространства. На Западе боятся укрепления России за счет приобретения новых территорий и начала новых этнических и территориальных войн, от которых может пострадать и Европа.

Я убежден, что Запад по-прежнему не будет признавать результаты референдумов в Приднестровье.

У России двойственная позиция по отношению к Приднестровью. Ваша страна как член крупных международных организаций должна играть по общим правилам игры. Она не может нажимать на Запад и заставлять признать независимость Приднестровской республики. Но в то же самое время Москва задается вопросом: что же делать с территорией, которая граничит не с Россией, а с Украиной?

Из-за территориальных конфликтов на постсоветском пространстве между Западом и Россией возникает много разногласий. Это связано и с тем, что на Балканах возник вопрос о независимости Косово от Сербии. В юридическом плане это тот же самый вопрос, что и отделение Приднестровья от Молдавии. Однако проблема заключается в том, что Запад не признает независимости непризнанных республик на постсоветском пространстве, однако с воодушевлением относится к будущей независимости Косово. Эта политика двойных стандартов раздражает российских политиков.

Сегодня страны Запада опасаются, что окрепшая Россия может повести себя непредсказуемо в ответ на провозглашение независимости Косово. Например, она может признать независимость Приднестровья, а затем Абхазии и Южной Осетии. В результате дискуссия России с ЕС и США обострится и может перерасти в дипломатический конфликт. Потому что признание Россией независимости непризнанных республик будет воспринято на Западе как сигнал того, что Россия снова восстанавливает свою империю. А этого Запад больше всего боится.

Президент России Владимир Путин, пытаясь решить проблему Приднестровья, предложил Кишиневу и Тирасполю план конфедерации. Запад единодушно отклонил этот план, потому что считал, что он может привести к развалу Молдавии.

Сегодня можно сказать, что влиятельные силы в ЕС и США очень сожалеют, что этот план не был реализован. Возможность компромисса была упущена. Ситуация сейчас обостряется не только в самом Приднестровье, но и в Южной Осетии, Абхазии и в Косово. Запад опасается, что любое изменение существующих границ может вызвать рост сепаратистских настроений в других странах.

Сейчас ситуация вокруг Приднестровья тупиковая. Но существует насколько вариантов ее решения. Первый: вернуться к плану Козака, то есть превращению Молдавии в конфедерацию. Этот вариант больше всего нравится России. Второй — полная блокада Приднестровья: санкции, закрытие границ, изоляция. Все это должно заставить людей сложить оружие и признать верховенство молдавского права. Этот план предпочитают ЕС и США.

В будущем году Германия станет президентом ЕС. Она заинтересована внести свой вклад в решение постсоветских конфликтов. Поэтому она может предложить третий вариант решения проблемы: это развитие экономического сотрудничества с Приднестровьем. Если эта республика поймет, что через Молдавию она получит выход на европейские рынки, то она может пересмотреть свое отношение к Кишиневу.

Леонид Слуцкий,
первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам:

— Ситуацию вокруг Приднестровья нельзя назвать тупиковой. Ее можно назвать уточняющей, поскольку уже нет сомнений в том, что жители этой непризнанной республики хотят быть вместе с Россией.

Но, с другой стороны, Россия, уважая и соблюдая нормы международного права, в том числе территориальную целостность и суверенитет Молдовы, не может занять позицию властей и населения Приднестровья. Из-за этого ситуация существенно осложняется. Она подталкивает на более решительные действия Россию, Молдову и другие государства европейской семьи. Необходимо консультироваться и искать решения.

После распада Советского Союза ряд государств постсоветского пространства находится в непростой ситуации, в том числе в связи с непризнанными республиками. Но даже им надо постараться учитывать мнение населения этих территорий. И только исходя из этого искать решение проблемы. Но ни о каких срочных шагах в решении подобных проблем речи быть не может. Главное, чтобы была достигнута стратегическая цель: жители многострадальной Приднестровской республики должны стать гражданами полноценного государства.

Подготовила Надежда Сорокина

Фотография с сайта Вести.Ru

Источник: https://rg.ru/2006/09/19/moldova.html

Православие в Молдавии

История

Семена христианства проникли в низовья Дуная вместе с римскими колонистами Ι-ΙΙΙ вв. До V века епископы Дакии находились в ведении архиепископа Сирмийского, подлежавшего юрисдикции Рима; с VI века — в юрисдикции Первой Юстинианы; с VIII века — Константинополя.

В XII-XIII вв. земли от Днестра до Дуная и Серета находились под контролем Галицкого княжества, являвшегося частью Руси.

К концу XIV в. после образования Молдавского княжества, включавшего Пруто-Днестровское междуречье, была учреждена Молдавская митрополия в составе Константинопольского Патриархата на правах автономии (фактически — полной независимости).

В результате русско-турецких войн XVIII в. православные валахи и молдаване вошли под покровительство Российской Империи.

В 1813 г. на территории Бессарабии, отошедшей к России, была основана Кишиневская епархия в составе Русской Церкви. Начался подъем национальной культурной жизни, организована система религиозного и светского образования. К 1858 г. действовало около 400 школ, обучалось более 12 тысяч человек.

В 1918 г. после оккупации Бессарабии Румынией Кишиневская епархия была антиканонически включена в состав Румынской Церкви («Бессарабская митрополия». Действовала также во время войны 1941-1944 гг.).

С 1944 г. — снова в составе Русской Православной Церкви.

Современное состояние

В 1992 г. в связи с образованием независимой Республики Молдовы решением Священного Синода Русской Православной Церкви Православная Церковь Молдовы получила статус самоуправляемой. Осуществляет свою деятельность на основе томоса Патриарха Алексия II от 2 декабря 1994 г. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви (гл. VIII) органами церковной власти и управления Православной Церкви Молдовы являются Собор и Синод, возглавляемые ее Предстоятелем.

Вплоть до XVI века книжным языком Молдавии был славянский. В настоящее время основным богослужебным языком является молдавский; используются также церковно-славянский и гагаузский языки.

Православная церковь Молдовы включает шесть епархий:

  • Кишинёвская епархия
  • Тираспольская и Дубоссарская епархия
  • Кагульская и Комратская епархия
  • Единецкая и Бричанская епархия
  • Унгенская и Ниспоренская епархия
  • Бельцкая и Фэлештская епархия

>Святые

  • Собор Молдавских святых

Монастыри

Основные монастыри Молдовы

Каларашовский Успенский женский монастырь

Каларашовский Свято-Успенский женский монастырь — женский монастырь в молдавском селе Каларашовка недалеко от берега Днестра.

Монастырь расположен 220 км от Кишинёва.

До 1916 года монастырь был мужским. На территории монастыря находятся две церкви (Свято-Успенская и Св. Митрофана), трапезная, кельи, домовая церковь, библиотека, архиерейский дом и игуменские покои, три родника и пасека.

Адрес: Молдова (Молдавия), Кишинев, Окницкий район, с. Каларашовка.

Телефон: + 373281

Рождества Богородицы монастырь (Курки)

Монастырь Курки – одна из главных достопримечательностей Молдовы, памятник архитектуры XVII века.

Монастырь возведен на живописных холмах, покрытых лесом, и занимает две террасы – на верхней находится непосредственно сам монастырь, хозяйственные постройки, на нижней расположен каменный бассейн-пруд.

Архитектурный ансамбль включает две церкви, девять различных построек, в том числе кельи для монахов, большой сад и каменный бассейн.

Адрес: Курки, Молдова

Телефон: +373 235 33 333

Успенский Каприянский монастырь

Является одним из старейших православных монастырей Бессарабии.

Датой основания монастыря принято считать 1429 год, когда все постройки монастырского комплекса были сделаны из дерева. Деревянным монастырь оставался на протяжении более ста лет. И только в 1545 году была возведена первая каменная церковь «Святого Георгия».

Расположен в лесах Кодр, в 36 км от Кишинева. Возле завода «Топаз», что находится в столичном микрорайоне Буюканы находится конечная маршруток до села Каприана. Большое количество недорогого транспорта из столицы (проезд в каприянской маршрутке стоит 17 лей) делает Кэприянский монастырь одним из популярных мест внутреннего туризма.

Адрес: Каприяна, Молдова

Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0

Православная церковь Молдовы

У этого термина существуют и другие значения, см. Молдавская митрополия.

Православная церковь Молдовы

молд. Biserica Ortodoxă din Moldova

Христорождественский собор в Кишинёве

Общие сведения

Основатели

Святой Апостол Андрей Первозванный (согласно церковному преданию).

В 1813 году на территории Бессарабии, отошедшей к России, была основана Кишинёвская-Хотинская епархия в составе Русской церкви. Первым предстоятелем епархии стал митрополит Кишинёвский и Хотинский Гавриил

Церковь-мать

Русская православная церковь

Автономия

Не имеет статуса автономии.

2 декабря 1994 года решением Священного синода Русской православной церкви Православная церковь Молдовы получила статус самоуправляемой в составе РПЦ

Руководство

Предстоятель

Постоянный член Священного синода Русской православной церкви, митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир

Центр

Кишинёв, Молдавия

Резиденция предстоятеля

Кишинёв

Территории

Юрисдикция (территория)

Молдавия
Приднестровье

Богослужение

Богослужебный язык

молдавский, церковнославянский, гагаузский

Календарь

юлианский

Статистика

Епископов

восемь

Епархий

шесть

Учебных заведений

четыре

Монастырей

Приходов

Верующих

2,9 млн

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Правосла́вная це́рковь Молдо́вы (молд. Biserica Ortodoxă din Moldova), или Молда́вско-Кишинёвская митропо́лия — самоуправляемая часть Русской православной церкви. Охватывает территорию Молдавии и Приднестровского региона.

В 1813 году на территории Бессарабии, отошедшей к России, была основана Кишинёвская епархия в составе Русской церкви. В 1918 году после оккупации Бессарабии Румынией Кишинёвская епархия румынскими властями была включена в состав Бессарабской митрополии Румынской церкви. С 1944 года епархия снова в составе Русской православной церкви.

В 1992 году в связи с образованием независимой Республики Молдовы решением Священного синода Русской православной церкви Православная церковь Молдовы получила статус самоуправляемой. Осуществляет свою деятельность на основе томоса патриарха Алексия II от 2 декабря 1994 года. В соответствии с Уставом Русской православной церкви (гл. VIII) органами церковной власти и управления Православной церкви Молдовы являются Собор и Синод, возглавляемые её Предстоятелем.

Предстоятель (со времени учреждения самоуправляемого статуса) — митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир.

В настоящее время основным богослужебным языком является молдавский; используются также церковнославянский и гагаузский языки.

Отношения с Румынской церковью

После распада СССР, в связи с восстановлением Бессарабской митрополии решением Священного Синода Румынской Церкви от 14 сентября 1992 года, возникли трения в связи с взаимными юрисдикционными притязаниями на территорию Молдавии.

В конце октября 2007 года конфликт вновь обострился после принятия 24 октября Священным синодом Румынской Церкви решения о создании в составе Румынского патриархата семи новых епископатов: в частности, в Бессарабской митрополии решено возродить Бельцкий епископат (бывший Хотинский), епископат Южной Бессарабии с центром в Кантемире и православный епископат Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах. Как заявили в Румынском Патриархате, означенные епархии существовали в Бессарабской митрополии до 1944 года и сейчас было принято решение об их восстановлении по требованию румынских православных верующих. Тираспольская и Дубоссарская епархия Православной Церкви Молдовы (РПЦ) назвала решение Синода Румынской Православной Церкви учредить на территории Молдавии и Приднестровья три собственные епархии, центром одной из которых станет город Дубоссары (Приднестровье), незаконным. Митрополит Кирилл (Гундяев) расценил решение Румынского Синода как «шаг, который разрушает православное единство и не останется без последствий».

Бывшая русская Никольская церковь в Бухаресте

6 ноября 2007 года СМИ распространили заявление митрополита Петра (Пэдурару), главы Бессарабской митрополии, о том, что «Румынский патриархат намерен расширять своё влияние в Молдавии и на Украине, в частности, увеличивая здесь количество приходов и епархий».

7 ноября 2007 года Заявление Священного Синода РПЦ «в связи с решением Румынской Православной Церкви об учреждении её епархий на территории Молдавии и Украины» выразило «глубокую озабоченность и скорбь» в связи с таким решением РумПЦ, расценив такой шаг как «попрание самих основ церковного строя»; Заявление выразило «решительный протест против нового вторжения в свои канонические пределы».

14 ноября 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) признал неправомерными действия РумПЦ по созданию своих епархий на территории Украины и выступил с заявлением.

22 ноября 2007 года в Троянском монастыре (Болгария) состоялась встреча представителей РумПЦ с представителями РПЦ, на которой последние потребовали упразднить три румынские епархии в составе «Бессарабской митрополии». По сообщениям румынской печати, РумПЦ высказалась за создание в Молдавии автокефальной Церкви как способа решения «проблемы Бессарабской митрополии».

В январе 2008 года в конфликт вмешались власти Молдавии, потребовав от четырёх священнослужителей и монахини Бессарабской митрополии покинуть территорию страны; Румынский патриархат усмотрел в этом попытку запугивания клириков митрополии и обратился в Совет Европы с жалобой на президента Молдавии Владимира Воронина.

21 января 2008 года Владимир Воронин и Алексий II совместно осудили политику Румынского Патриархата на территории Молдавии; в частности Воронин заявил, что «создание так называемой „Бессарабской митрополии“ и её структур — это часть агрессивной политики Румынии против суверенного молдавского государства». В тот же день Воронин получил от Патриарха Алексия II премию Международного общественного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *