Образ женщины в православии

Образ современной православной женщины

Доклад Пелагеи Тюренковой на I Форуме Православных женщин.

Ваше Святейшество, досточтимые отцы, дорогие сестры и… братья!

С огромной благодарностью к устроителям, сегодня мы открываем Первый Форум православных женщин. Мне хотелось бы поднять тему собирательного образа сегодняшней главной героини – образа современной православной женщины. Точнее, двух его аспектов – нынешнего искажения и необходимости последующего медиаформирования.

Сегодня, будучи окруженной тысячей красивых и активных воцерковленных дам, особенно трудно поверить в то, что в сознании подавляющего большинства «внешних» людей православная женщина может быть двух «видов»: либо одинокая неудачница (семейное положение: разведена, воспитывает одного взрослого ребенка; род занятий – либо при церкви, либо на малооплачиваемой работе; внешний вид – неопрятная юбка, угрюмость, платочек, кроссовки, рюкзачок). Либо – толстая замученная мать многодетного семейства – в вечном безденежье, при унылом муже и сопливых детишках в одежках с соседского плеча.

Любые «исключения» из сложившихся в умах нецерковных граждан «правил» вызывают лишь осуждение, из серии ныне почти уже пережитого «попа на Мерседесе».

Почему за последние 20 лет сформировалось именно такое мнение – вопрос долгий и непростой, а некоторые настаивают на том, что он еще и спорный: мол, образчик нечесаной Фотиньи, читающей в метро молитвослов, обернутый в позапрошлогодний МК – дела давно минувших дней. Я занимаюсь этой темой не первый год и всегда с надеждой вслушиваюсь в аргументы тех, кто «не встречал» женщин, из смирения и традиции обернутых поверх джинс аляповатым платком или положившим на голову целлофановый пакет… К моему глубокому сожалению, спор почти всегда приходится выигрывать. Вспоминается комментарий одной ярой оппонентки, которая призналась, что увидела проблему только после того, как ее подруга попросила сводить ее в храм. Когда она увидела обычно аккуратную и более чем миловидную девушку, нацепившую на себя почти лохмотья, а на недоуменное «Что с тобой?» ответившую: «Ну так мы же в церковь!»

Надо признать, что мы самолично проложили тропу последовательной маргинализации образа современной православной женщины. Вопрос в том, как сойти с протоптанной колеи и во всеуслышание заявить, что женщина, находящаяся в церковной ограде, оказалась тут не из-за убогости, а наоборот. Она может не только «молиться, поститься и слушать радио Радонеж». Стать православной женщиной не так-то просто, а, следовательно, почетно. Что воцерковленность, патриархальная семья и дети (не один и даже не два), соблюдение традиций и постов не мешает ей иметь хорошее образование, прекрасную работу и ухоженную внешность. Она счастлива.

Надеюсь, все понимают, что данный случай из разряда тех, когда мы видим «большое через малое» и, ведя разговор о стоптанных башмаках, на самом деле говорим о намного более важном, даже, не побоюсь утверждать, что о миссии. Святейший Патриарх Кирилл, еще будучи Митрополитом, поделился с журналистами тем, что был потрясен, получив от зрителей своей программы «Слово пастыря» письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят. Тогда владыка подверг критике тех верующих, которые с чрезмерным пренебрежением относятся к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом : «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие — это не убожество, это красота жизни!»

Сформировав адекватный образ православной женщины, мы должны поставить перед собой глобальную цель конкурировать с такими популярными женскими медиаобразами, как «Cosmo-girl» и «женщина-Vogue». На арену журнального рынка, который, будем честны, уже воспитывает и будет воспитывать наших дочерей, должен выйти образ «ortho-woman»: консервативной девушки (женщины), которая отлично вписывается в современные реалии, но опирается на вечные ценности, проповедуемые Православием.

Мы уже делаем первые шаги в этом направлении: православный женский журнал «Славянка» выходит в отличном полиграфическом качестве. Однако контент-наполнение опять же опускает нас на грешную землю. Мой любимый пример – это комментарий священника к статье о женщине за рулем:

«Мы не имеем права осуждать женщину, которая покупает автомобиль и начинает водить: это вынужденная мера, иначе она просто не сможет исполнять своих обязанностей перед мужем и детьми».

Или описание одной матушки:

«Она не станет блистать остроумием и привлекать к себе внимание своим личным мнением и рассказами. Как школьница, она говорит только тогда, когда ее спрашивают».

В сочетании с обложками, на которых размещены фото красивых женщин, но сделанные для семейного архива, это производит то самое убогое впечатление.

Кто-то возразит, что, мол, мы живем честно, и если светский глянец «отфотошопит» кавер-героиню до неузнаваемости, то задача православной журналистики – передать сиянье ее глаз и т.п. Однако известно, что в православных изданиях не брезгуют тем, чтобы пририсовать женщине на картинке из фотобанка юбку вместо брюк. Или заставить героиню материала, пришедшую на фотосъемку в штанах – обмотаться специально припасенным для таких случаев куском материи. И это нормально! Мы должны соответствовать заданной планке, но во всем! Благо для этого у нас есть все ресурсы, ведь даже первая леди страны соглашается появляться исключительно на обложках православных журналов, а это о многом говорит!

Источник: https://www.pravmir.ru/obraz-sovremennoj-pravoslavnoj-zhenshhiny/

Тема: Внешний вид христианина

Будет совсем не лишним поговорить о внешнем виде христиан. Конечно, этот вопрос может казаться и не таким духовным, как, к примеру, вопрос спасения души но, тем не менее, и он актуален для современного верующего. Почему? Потому что все, что мы делаем во внешнем мире, является отражением или лучше сказать выражением нашего внутреннего мира и состояния.

«…потому что, каковы мысли в душе его, таков и он…» Прит.23:7

Вы сами прекрасно знаете, что внутреннее раздражение, кем-то или чем-то вызванное может быть выплеснуто на кого-либо совершенно к тому непричастного. Это к слову о выражении внутреннего состояния.

Сегодня этот мир, зачастую, становится законодателем стандартов внешнего вида и для христиан. Часто христиане не могут библейски обосновать свою позицию и достаточно быстро сдаются под напором мирской аргументации, принимая мирской взгляд, в том числе и на то, каким должен быть внешний вид человека.

«…не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». Иак.4:4

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». 1Иоан.2:15-17

Мы не имеем права не рассуждая принимать то, что предлагает этот мир. Мы видим, чем движим этот мир, чем мотивированы современные люди и, какого развращения они способны достигать в своем желании жить без Бога. Но, если безбожный мир мотивируется главным образом гордостью и похотью, то чем же должен мотивироваться человек, живущий в завете с Богом, во Христе?

«…но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». 1Пет.1:15,16

«Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов». Прит.14:34

Природа рожденного свыше верующего – это та же природа, которую имеет и наш Небесный Отец, святости и праведности. Поэтому в отличие от мира, христианин мотивируется праведностью Божьей. Праведность никого не унижает, она напротив, возвышает и человека и народ. Поэтому нам нужно прививать себе праведный образ мышления и жизни, учиться жить и поступать праведно. Праведность Христова в тебе поднимет тебя над миром греха и растления, сделает тебя городом, стоящим на вершине горы и домом, основанным на скале Божьего Слова.

Какое это отношение имеет к внешнему виду? – Если ты ведешь праведный образ жизни, это находит отражение и в том, как ты выглядишь. Все строится на внутренней мотивации. Если девушка ищет привлечь к себе внимание парней – это отразится в ее внешнем виде; если ты неупорядоченный человек – это будет видно; если ты ведешь праведный образ жизни – это также заметят. Нужно отметить, что праведность не означает убогость.

Рассмотрим же, каким должен быть внешний вид христианина.

«Во всём показывай в себе образец…, чтобы противник был посрамлён, не имея ничего сказать о нас худого». Тит. 2:7,8

Библия призывает нас быть примером во всем. Это касается и внешнего вида. И часто, для того чтобы изменить внешний вид, нужно изменить себя.

Однако Писание не даёт нам конкретных комментариев относительно нашего внешнего вида. Не написано о том, какой длины должна быть юбка, можно ли носить галстук и т.п.

Закон Моисеев не определял фасона и покроя одежды для израильтян. Единственное, что было упомянуто, чтобы не одевались в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, чтобы женщины не надевали мужской одежды, а мужчины – женской (Втор.22:5, 11).

Евангелие этот вопрос освещает следующими словами:

«Жёны должны одеваться прилично, со стыдливостью и целомудрием» 1Тим. 2:9

«…старицы чтобы одевались прилично святым» Тит. 2:3

«…да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» 1Пет. 3:3-4.

Как видим, эти места Писания также не указывают на фасоны одежды, а говорят о мотивации, о правилах приличия, которыми мы должны руководствоваться в выборе одежды.

Итак, первый вывод: внешний вид христианина должен соответствовать правилам приличия того общества, в котором он находится.

Я говорю не о том, что допускается, а о том, что считается приличным.

Вот что пишет Баркли по вопросу покрытия головы женщиной в 1Кор.11:10 и это связано с нормами того, что в Коринфе считалось приличным:

«Спорным был в Коринфской церкви вопрос о том, может ли женщина принимать участие в богослужении с непокрытой головой… Но эту главу следует читать не в свете двадцатого века, а в свете первого века, при этом следует помнить следующие моменты: 1) Какое значение имело покрывало на Востоке. И сегодня женщины Востока носят чадру — длинное покрывало, закрывающее ее почти до пят, оставляя открытыми лишь лоб и глаза. Во времена Павла восточное покрывало было еще более закрытым. Оно покрывало голову, оставляя открытыми лишь глаза, и шло до самых пят. Уважаемая и уважающая себя восточная женщина не могла и подумать появиться где-нибудь без покрывала. Т. У. Дейвиз пишет в Толковом словаре Гастингса к Библии: «Ни одна приличная женщина в восточной деревне или в городе не выходит без него из дому, а если выйдет, то рискует испортить свою репутацию. И действительно, английские и американские миссионеры в Египте рассказали автору, что их дочери и жены вынуждены, выходя, одевать покрывало». Покрывало имело два значения: а) Оно выражало подчиненность, б) Оно обеспечивало женщине прочную защиту. Стих 10 очень трудно перевести. В Синодальном издании Библии этот стих приведен так: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею…» Но греческий текст буквально означает, что женщина должна иметь «свою власть на голове». Вильям Рамсей объясняет это так: «В странах Востока покрывало является властью, честью и достоинством женщины. С покрывалом на голове она может пойти всюду в безопасности и глубоком уважении. Ее не видно; наблюдать на улице за женщиной, одетой в чадру — признак крайне плохого тона. Она одинока. Все другие люди не существуют для нее, как и она для них. Она стоит над толпой… А женщина без покрывала — ничтожна, всякий может ее оскорбить. Власть и достоинство женщины исчезают вместе с покрывалом, если она его сбрасывает».

Представьте себе, что женщины-христианки в Коринфе пренебрегали бы правилами приличия, принятыми в их обществе. Да их просто бы посчитали распутными женщинами и соответственно бы относились и к христианской вере.

Христиане должны учитывать нормы приличия общества, в котором они находятся. Тем не менее, существует определенные указания к руководству в любом обществе.

«…и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют нужды». 1Кор.12:24

Это место Писания говорит о том, что некоторые части тела должны быть достаточно прикрыты, чтобы не служить соблазном для других и хранить себя в чистоте.

«Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату преткновению или соблазну». Рим.14:13

Важно подумать и о том, чтобы при наклоне или поднятии рук те части тела, которые должны быть прикрыты, не оголялись. Зачем вам похотливые взгляды или ехидные усмешки в ваш адрес или дать повод к соблазну?

Следующее, чем должны руководствоваться христиане во внешнем виде – это здоровье.

Не все, что модно или красиво выглядит, не всякая косметика или фармацевтические продукты, полезны для здоровья. Нам важно быть достаточно внимательными к этому. Здоровье – это то, что практически трудно, а иногда невозможно восстановить.

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот – вы». 1Кор.3:16,17

Думаю, что вам будет интересно услышать то, что проповедовалось об этом в начале прошлого века:

«Негигиеничная одежда женщин весьма вредна для здоровья. Большинство женщин болеют всю свою жизнь только потому, что одеваются по-модному. Здоровье и жизнь жертвуются этой ненасытной богине. Многие, полагая, что имеют право распоряжаться своим телом, упускают из вида, что они принадлежат не себе. Многие из них причиняют себе шнурованием неописуемые страдания. Всякая способность их творить добро в семействе и обществе умаляется, и дети таких матерей лишены здоровья.

Зашнурованная талия препятствует правильной циркуляции крови, а сжатые органы не в состоянии правильно работать. Невозможность в таком положении глубокого дыхания очевидна, и отсюда происходит привычка дышать только верхними частями легких, вследствие чего весьма легко возникают слабость и болезни.

Большинство женщин совсем не обращает внимания на опасность от зашнуровывания талии, несмотря на то, что по поводу этого трактуют многие известные писатели. Многие утверждают, что обычай затягиваться в корсет все более и более оставляется и поэтому находят приводимое здесь замечание неуместным, в действительности же, женское платье отличается узкостью, препятствующей правильной работе внутренних органов.

Одежда должна быть настолько свободна, чтобы при поднятии рук кверху, одновременно поднималось бы и платье.

Следующая ошибка в нынешней одежде женщин в том, что тяжесть юбки ложится только на бедра. Эта тяжесть, давя на внутренние органы и стягивая их вниз, причиняет желудочные заболевания и усталость и заставляет женщину при ходьбе нагибаться вперед.

Эта ошибка еще более влияет на легкие и препятствует их правильной работе. Кровь становится нечистой, поры кожи делаются бездеятельными, и впоследствии появляется бледная немочь и общее нездоровье.

….Действительно, дамы, прибегая к косметическим средствам, могут восстановить румянец, но не могут восстановить этими средствами здоровье. Что вредно коже, то вредно и душе, и оно уничтожает веселое и спокойное настроение духа.

Каждой женщине, дорожащей здоровьем, следовало бы избегать отягощения бедер. Тяжесть платья должна ложиться на плечи. Это много поможет приостановлению так сильно развитой среди женщин слабости.

Части тела, наиболее отдаленные от центра кровообращения, и поэтому требующие наибольшей защиты от холода, очень часто совершенно не защищаются от него, в то время как другие части тела, не нуждающиеся в теплоте, заботливо защищены.

Нынешнее женское платье — причина множества болезней. Совершенное здоровье зависит от правильной циркуляции крови. Если ноги хорошо обуты, то нет никакой необходимости во множестве юбок. Последние не должны быть тяжеловесны, чтобы не препятствовать ходьбе, не должны быть и слишком длинны, чтобы не принимать в себя сырости и грязи; тяжесть же их должна ложиться исключительно на плечи.

Платье должно сидеть легко, дабы не препятствовать кровообращению и дыханию.

Ноги должны быть защищены от холода и сырости. Одеваясь таким образом, мы можем без боязни простудиться смело гулять на свежем воздухе при утренней росе, при дожде или в снегу.

Прогулки на свежем воздухе крайне необходимы для обеспечения правильного кровообращения. Эти прогулки оберегают от простуд и от многих внутренних болезней.

Правильная реформа одежды требует совершенного изменения последней. Если бы слабосильные женщины сняли свою модную одежду и заменили бы ее более подходящей для прогулок на вольном воздухе, то они этим могли бы улучшить свое здоровье и своим примером и делом послужили бы во благо ближним.

Не воля Господня, чтобы мужчины и женщины умирали преждевременной смертью, не окончив начатого дела. Он хочет, чтобы жизнь наша была долговечна, и чтобы все органы нашего тела беспрепятственно исполняли свое дело.

Многие сетуют на Бога, если кто-либо из семейства умирает от болезни, но это несправедливо, ибо не Бог виноват в том, а нарушение законов природы.

Матери-модницы одевают и себя и своих дочерей во вред здоровью. Уже с ранних лет начинают затягивать талию девочек, оставлять конечности непокрытыми, в то время, как хрупкое здоровье тела требует тщательного ухода.

Хотите ли вы, матери, чтобы жизнь ваших детей была долговечна и чтобы щеки их были румяны? В таком случае, приучайте детей одеваться согласно требованиям здоровья. Если вы любите их и желаете им всяких благ, то зачем же примером вашим вы приучаете их портить свою фигуру и не считаете это грехом? На каком основании позволяете вы себе портить дело рук Господних? Отвернитесь от модных кукол и изучайте строение тела человеческого! Мы сотворены удивительно, и мы должны принести тела наши в живую жертву Богу.

…Также неправильно одевают и мальчиков, нижние части тела которых бывают защищены менее верхних. Нижние части тела, как наиболее отдаленные от сердца, требуют большей защиты.

Жилы, по которым кровь протекает во все части тела, достаточно велики и содержат достаточно крови, согревающей и питающей эти части.

Но если кровь отгоняется холодом, то жилы стягиваются и правильное кровообращение нарушается. Части тела не только страдают от холода, они также слабо развиваются от недостатка питания. Правильное кровообращение очищает кровь и усиливает здоровье, тогда как плохая циркуляция крови не очищает последней и воспаляет внутренние органы.

Матери, зачем вы не одеваете ваших мальчиков и девочек согласно требованиям здоровья? Одежда их должна быть проста, свободна и удобна. Все части тела должны быть одеты тепло и равномерно. Выпускайте детей на свежий воздух, и тогда их здоровье и жизнь будут вам на радость.

Немало мужества потребуется с вашей стороны, прежде чем вы решитесь отказаться от моды и одевать своих детей по требованию здоровья; но успех вознаградит все самоотречения и трудности».

Думаю, что мы сможем применить эти советы к современной моде, размышляя, не повлечет ли то или иное нарушений нашего здоровья.

Третье, чем христианин руководствуется при выборе стиля внешнего вида – это ситуацией или значимостью события.

Речь идет о том, что мы должны выбирать одежду или макияж соответственно тому событию, на котором нам предстоит быть. Если вас пригласили на утренний кофе, а вы оделись в вечернее платье или смокинг, то вы будете выглядеть как минимум странно. Хороший друг посоветует вам переодеться.

В ветхозаветное время существовали разного рода одежды, на всякие случаи жизни. Были одежды нарядные; царские одежды; особо длинные одежды; разноцветные одежды; одежда шита золотом; одежды вдовства (Быт.38:19); вретище — одеяние из грубой ткани, которое надевали в знак траура, покаяния или покорности. Пророки использовали подобное одеяние как символ грядущего суда (Пс.34:13). Были одежды иноплеменников и специальные наряды блудниц (Прит. 7:10).

Существовали специальные одежды для священников, когда они несли службу в храме. Для первосвященника ещё была одежда для предстояния перед Богом. Мы — царственное священство. В доме молитвы, где идёт служение перед лицом Господа, требуется особое благоговение не только в молитве и поведении, но и в одежде. Вне храма одежда может быть более свободной.

Если украшения, равно как и одежда, имеют обольстительную силу и могут отвлечь христианина от ревностного и благоговейного служения Богу, то следует отказаться от такого отношения или украшения. И если ношение каких-то украшений вызывает соблазн у других, то духовный христианин откажется от таких украшений без споров и обид.

«…во храме Его все возвещает о Его славе». Пс.28:9

«… только все должно быть благопристойно и чинно». 1 Кор.14:40

То, как мы одеваемся в дом Господень, должно отражать наше к Нему отношение. Важно в Доме Божьем подчеркнуть почтение к Небесному Отцу и благоговение перед Ним.

Собираясь на богослужение, одевайтесь со вкусом и в то же время не вызывающе. Ведь вы идете поклониться Господу, а не заявить перед всеми к какому слою общества вы относитесь. Не все могут позволить себе покупать одежду в дорогих магазинах но, тем не менее, все могут выглядеть аккуратно и красиво.

На богослужение не следует одеваться в спортивный стиль одежды, но если это ваша единственная одежда, то придите в ней. И если в церкви появился человек одетый несоответственно, то прежде, чем вы его осудите – постарайтесь разузнать о нем, может быть у него действительно ничего из одежды больше нет. Тогда вы сможете благословить его чем-либо из вашего гардероба. Или человеку нужно просто объяснить, какую одежду следует одевать идя в Дом Господень.

Ещё одно, что может помочь нам в выборе стиля внешнего вида – это сосредоточенность на благовестии.

«Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его». 1Кор.9:19-23

Чтобы проповедовать Евангелие людям важно, чтобы они приняли от вас это послание. Конечно, утверждать, что вы всегда должны выглядеть так, как те, кому вы проповедуете – глупо. Но и исключать определенный стиль внешнего вида с целью достижения определенных категорий людей тоже нельзя.

Уже сегодня многие были спасены благодаря тому, что кто-то стал похожим на них внешне, понял их жизнь и принес им Евангелие Иисуса Христа, чем подвиг их к Божьим изменениям. И это относится к совершенно различным по достатку категориям людей. Если вы появляетесь в костюме из «Секонд Хэнд» в кругу богачей, то вряд ли вас серьезно воспримут. А появление в богатом костюме в среде уличной молодежи может стоить вам этого самого костюма. Впрочем, недостатки в стиле одежды, благовествуя людям или отдельным их категориям, вы можете компенсировать уровнем познания Господа и помазанием силы Божьей. Но идеально иметь и то, и другое.

Так же важно не путать тех, кто несет послание примирения и тех, кто просто стремится к какому-то имиджу. Ведь если в первом случае человеком движет послушание Господу в достижении неспасенных, то во втором случае – простая гордыня, желание выделиться или привлечь внимание.

Источник: http://familyofgod.by/2012-03-30-17-54-37/2012-04-02-11-48-17/%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B8/item/200-vneshnij-vid-khristianina.html

Какой должна быть современная женщина-христианка?

Чем Небо ближе, тем недостижимее

Святые жены-мироносицы – пример женского служения Церкви и Христу Богу. Когда одолевают бытовые житейские проблемы или рабочие дела, вспоминаешь об их смиренном подвиге. Вспоминаешь, что именно из их уст прозвучали главные слова жизни каждого христианина: «Христос воскресе!» Тихая и послушная смелость этих святых женщин, не испугавшихся опасностей, которые могли с ними случиться в день крестной смерти Спасителя, окрасила радостную новость о Воскресении в нежные и сокровенные тона!
В современном суетном мире, конечно же, важно каждой девушке, женщине помнить о своем месте и в семье, и в храме. Помнить о том, что нет ничего важнее семьи, что никакие сторонние дела не должны заслонять истинную реализацию женщины – в семье и материнстве. Зачастую в семье самые мудрые решения принимает женщина. Может быть, это происходит в силу сочетания мягкости, заложенной природой, и известной твердости, проявляющейся в вопросах защиты своей семьи и детей.
Так и святые жены-мироносицы проявили свою женскую природу, показав искренние чувства в нелегкие последние минуты земной жизни Спасителя и позаимствовав у испуганных мужчин смелость и отвагу.
Меня вдохновляет пример жертвенности Пресвятой Богородицы. Особенно сильно я проникаюсь Ее святым образом в самый тяжелый день в году – в Страстную Пятницу. В тот момент, когда священник читает канон о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы, трудно сдержать слезы: смиренное и в то же время разрывающееся от горя сердце Матери не оставляет равнодушным никого… Ее сильная любовь к своему божественному Сыну слита воедино со смирением и послушанием Ему.
Если говорить о ежедневных заботах и делах, то еще в детстве меня всегда удивляла моя бабушка. Не было и дня, чтобы она оставила утреннее или вечернее молитвенное правило! При нынешнем ритме жизни для меня это и сейчас пусть небольшой, но очень важный подвиг.
В творчестве я вдохновляюсь духовно-музыкальными сочинениями монахини Иулиании (Денисовой). Хор под ее чутким руководством так искренне и тонко исполняет молитвенные песнопения и духовные канты. Мне часто хочется позаимствовать у нее работоспособности и самоотверженности в нелегком регентском деле.
Недавно мне задали вопрос: «Легко ли быть матушкой, да и просто христианкой в современном обществе?» Я задумалась. На первый взгляд это легко. Гонений нет, храмы открыты, в обществе православие уважается и приветствуется. Но иногда получается – чем все ближе и доступнее, тем и недостижимее. Привыкаешь, забываешь, расслабляешься. Не живешь и не молишься, как в последний день своей земной и грешной жизни. Приходится себя постоянно одергивать, напоминать себе цель человеческого существования. Получается, именно в этом и состоит подвиг современных христиан и христианок, в частности: в ежедневной работе над собой и своей душой, в победе над леностью, в умении не прятаться за бесконечной чередой житейских проблем.
Нужно всегда помнить: что невозможно человеку, возможно Богу. Будем же уповать на Божию милость, ни на секундочку не теряя веры в любовь Творца к каждому Своему творению!

Матушка Александра,
супруга настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы
села Шаталовка иерея Ярослава Демедюка,
преподаватель старооскольской Православной гимназии

Христианка должна нести свой крест

Современная женщина-христианка всегда должна быть образом женственности и своим поведением нести проповедь Христову, говорить о своей вере. Молодой женщине сейчас трудно ходить в платках и длинных юбках, да и не это главное. В наш век эмансипации, когда женщина пытается занять роль мужчины, ей не хватает мягкости, понимания, теплоты. Женщина должна обращать на это внимание и не доминировать – этим она будет показывать образ христианки, мироносицы. Давайте вспомним, какими были жены-мироносицы – они не стремились проповедовать. Они помогали, прислуживали, но не брали на себя роль мужчины. В этом главное в позиционировании женщины-христианки – показать христианский образ другим женщинам, которым не хватает смирения. Доминирующие женщины все же приходят к выводу, что им хочется быть не на первом месте, но чтобы их пожалели и относились как к женщине.
Во многих светских праздниках не находишь своего места – например, в странном празднике 8 марта. Когда я узнала о празднике жен-мироносиц – вот он, наш женский праздник! – тогда стала праздновать его постоянно. Приятно сердцу, когда в храме дарят цветы, для меня этот праздник один из самых важных. Когда ты не первый год в храме, светские праздники становятся неуютными…
Если бы жены-мироносицы появились в наше время, как бы их встретил современный мир?.. Православные женщины отличаются от светских. Отношение к ним людей, далеких от Церкви, отстраненное, потому что когда ты видишь человека более правильного, праведного, тебе становится неуютно, неудобно, некомфортно. Женщинам в семьях, где муж и дети неверующие, нелегко. В своей семье, живущей по законам современного языческого мира, она несет миссию как жена-мироносица, она терпит упреки мужа – «ты ходишь в церковь, носишь попам деньги» – это настоящий крест.
На светской работе, единственном источнике заработка, коллектив богохульствует, а она терпит насмешки и критику своих коллег… Это тоже крест – не роптать, не вступать в полемику. В современном мире, в нашей сегодняшней России христианке тяжело – от мира исходит враждебность. А как детям объяснить христианские ценности, внушить, что они живые и действительные, когда вокруг в СМИ, в интернете, по телевидению все говорит против? Православным женщинам нелегко, но таков их крест.

Ангелина Каменева,
регент хора Александро-Невского собора

Бог не отходит от доброй души

Идеал женщины-христианки – что во времена земной жизни Спасителя, что в наши дни – не меняется. И по сути мы, женщины, не меняемся внутренне. Как сотворил Господь Еву, какие качества он в нее вложил, то лучшее есть в нас и сегодня. Любящее верное сердце, помощница своему супругу, добрая, искренняя, кроткая – так сотворил нас Бог, и изменить это просто невозможно, как законы физики. Все остальное – наносное, внешнее. Это люди сами себе придумали, что настал новый век – нужна другая жизнь, другие люди. Сейчас многие говорят, что мы, женщины, должны заявлять о своих правах, бороться за какие-то новые прогрессивные идеалы, свободные от предрассудков, заниматься самореализацией и стремиться к свободе во всем… А ведь Господь сотворил идеальных людей. И сообразно их идеальным качествам отвел им соответствующие роли в обществе, при этом сохранив им настоящую свободу воли. Мы же только деградируем, стремясь к переменам. Поэтому чтобы современной женщине-христианке действительно самореализоваться, необходимо как раз таки стремиться вернуться к первозданному своему образу.
Яркий пример для нас – это жены-мироносицы, святые подвижницы. И чем бы они ни занимались, независимо от происхождения и рода деятельности, они всегда следовали за Христом. Сегодня, конечно, послушания женщины не ограничиваются воспитанием детей и заботой о домашнем очаге. Но любая работа никогда не может помешать исполнять заповеди Христа.
По милости Божией я работаю директором Православной гимназии и стараюсь по мере сил исполнять свой труд добросовестно. Конечно же, часто бывают и авралы, и какие-то проблемы возникают. Не сорваться, не потерять себя трудно. Поэтому очень важно понимать, что нужно полагаться не только на свои силы, но помнить, что на все – Воля Божья. Поэтому всегда в трудной ситуации обращаюсь к Господу, прошу помощи и заступничества Богородицы, святых. Если то-то не получается, анализирую – правильно ли поступаю, как это отразится на моем духовном состоянии. Конечно, стараюсь сохранять твердость, стойкость – руководителю без этого нельзя. Но при этом девизом для меня стали слова монаха Симеона Афонского: «Бог никогда не отходит от той души, которая борется за то, чтобы стать добрее». Главное, о чем стараюсь заботиться даже на рабочем месте – о спасении своей души. А все остальное приложится.

Елена Гринева,
директор старооскольской Православной гимназии

Беседовали Александр Гончаров, Юлия Кривоченко

Источник: http://stal-nevsky.ru/?p=23333

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *