Давид по грузински

Обстановка с христианской верой в Грузии

Святой Давид Гареджийский появился в Грузии по повелению Божией Матери. В эту страну он пришел в середине VI века из Сирии в компании с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе дюжины его учеников.

Первоначально святые отцы поселились неподалеку от Мцхеты, на горе Зедазени. Спустя три года Иоанн отправил своих учеников и сподвижников в разные уголки Грузии, чтобы проповедовать христианское учение. Давид вместе со своим учеником Лукианом обосновался на горе Мтацминда, лежащей в окрестностях Тбилиси.

К тому времени Грузия уже была два века, как крещена святой Ниной. Но на протяжении всего этого времени она испытывала сильное давление со стороны Персии, постоянно подвергалась опустошениям из-за нашествий персов, некоторое время находилась на осадном положении. Первоначально персы пытались мечом вытравить христианскую веру, затем стали действовать хитрее. Повсюду они принялись насаждать маздеизм, то есть огнепоклонство. Купцам и ремесленникам, которые принимали эту религию, предоставлялись всевозможные льготы и поощрения.

В результате доходило даже до того, что капища огнепоклонников, размещали около входов в христианские храмы. В связи с этим появлением отцов-сирийцев в Грузии некоторые даже называют вторым крещением страны, так как к тому времени положение христианской веры сильно пошатнулось.

Рождение камня

Поселившись неподалеку от Тбилиси, грузинский святой Давид Гареджийский начал регулярно выходить к местным жителям, наставляя их на путь христианства. Как правило, он каждый четверг спускался с горы в город, чтобы обращать грузин обратно в лоно церкви. Многие последовали за ним.

Огнепоклонники, естественно, были недовольны таким положением вещей. Тогда они подкупили павшую девицу, чтобы она оклеветала Давида, назвав его виновником в том, что она стала падшей женщиной.

Жители вызвали святого Давида Гареджийского в суд. Лицом к лицу он встретился с этой девушкой, прикоснулся к ее чреву посохом и спросил, является ли он отцом. Оттуда раздался голос, который ответил, что нет, а затем назвал истинного виновника падения девушки. После этого на глазах у изумленной толпы она родила камень.

Это удивительное чудо надолго осталось в памяти местных жителей. А сам святой Давид Гареджийский в память о небесном заступничестве попросил у Господа открыть целебный источник на горе, где он обосновался. К нему до сих пор приходят женщины со всей страны, которые страдают от разнообразных гинекологических заболеваний.

Мужской монастырь

Связан с именем этого святого и одноименный мужской монастырь. Это целый комплекс пещерных монастырей, относящихся к VI веку приблизительно в 60 километрах от Тбилиси в районе грузино-азербайджанской границы.

Главным из них считается лавра святого Давида, расположенная на северном склоне горы. Это древнейший монастырь всего комплекса, основанный одним из тринадцати сирийских отцов в естественной пещере Гареджа.

В IX веке в окрестностях этого места были сооружены трапезная и Преображенская церковь. После этого монастырь не раз страдал от нашествий чужеземцев. В XI веке его разграбили сельджуки, а в XIII в. — монголы. В начале XV столетия он был сильно разорен Тамерланом, а еще примерно через век персидским шахом Аббасом I.

Первые попытки восстановить монастырь начал предпринимать царь Теймураз в конце XVII века. Фактически его возрождением считается 1690 год, когда его настоятелем стал преподобный Онуфрий Мачутадзе. Ему удалось восстановить монастырь в старых правах, вернуть ранее принадлежавшие ему земли, возвести крепостные стены для защиты от врагов, построить трапезные.

В XVIII веке монастырь вновь подвергался многочисленным нападениям и разорениям, затем интерес к нему пропал после появления светских и духовных школ в различных городах Грузии. Вспомнили о нем только во времена советского застоя. Сюда было проведено электричество, подведена дорога, построены несколько домиков для монахов.

Именно здесь хранятся святые мощи Давида Гареджийского. Православные грузины отмечают, что за долгие века своего существования монастырь многократно подвергался нападениям и разрушениям, но все-таки сумел выстоять, сыграв важную роль в духовном развитии Грузии.

Путь до монастыря

Этот знаменитый монастырь, который сегодня превратился в популярное место у паломников, расположен в 45 километрах к югу от Сагареджо по извилистой дороге. Чуть ближе — около 30 километров — он от Гардабани, но этой дорогой редко пользуются, потому что она сильно разбита, и времени на ее преодоление вы можете потратить значительно больше.

Раньше из Тбилиси в Гареджи ходили автобусы, но сейчас их отменили. Можно доехать на маршрутке до Сагареджо, а оттуда вызывать такси непосредственно до монастыря. С некоторыми таксистами можно договориться доехать до храма прямо из Тбилиси.

В 13 километрах от этого святого комплекса находится поселок Удабно, что с грузинского языка дословно переводится как «пустыня». До него ведет асфальтированная дорога, но добраться можно только на личном транспорте.

Из Сагареджо заказать такси до монастыря можно приблизительно за 35 лари. За эти деньги вас отвезут туда-обратно, учитывая два часа ожидания.

В 2014 году появился автобус из Тбилиси, который отправляется ежедневно. Сесть на него можно в районе площади Свободы в 11 часов утра, на улице Пушкина. Стоимость проезда составляет 25 лари. За эти деньги вас доставят до монастырского комплекса, а через три часа отвезут обратно. По дороге автобус делает одну остановку в кафе «Оазис-Клаб». Рейс работает только в туристический сезон, примерно до середины октября.

Как вымаливают детей?

С давних времен считается, что святой способен помочь, если женщина долго не может забеременеть. В этом случае ей следует обратиться с молитвой к святому Давиду Гареджийскому.

Для этого совсем не обязательно отправляться в далекую Грузию. Регулярно соответствующие молебны совершают в храме Троицы Живоначальной на Грязех в Москве, где есть сразу две иконы святого Давида Гареджийского. Одна из них, содержащая частицу его мощей, хранится в алтаре. Ее выносят оттуда только на время молебнов, посвященных преподобному. Вторая икона с житийными клеймами помещена в большом резном киоте у левой стены самого храма.

На молебен святому Давиду Гареджийскому в храме в Москве верующие собираются каждый понедельник в 18 часов. В основном, это женщины, как молодые, так и пожилого возраста. Некоторые приходят с мужьями. Всех их объединяют просьбы, связанные с помощью в рождении ребенка. Вот о чем молятся святому Давиду Гареджийскому.

На эти молебны приходят не только москвичи, но и люди из разных уголков страны. Приезжают даже из соседних стран. Отмечается, что в Грузии очень ценят этого святого, почитая его сразу после Георгия Победоносца и равноапостольной Нины.

Святой Давид Гареджийский – как вымаливают детей

Как вымаливают детей в московском храме Живоначальной Троицы на Грязех? К какому святому обращаются за этим? Читайте подробнее в нашей статье!

Каждый понедельник в московском храме Живоначальной Троицы на Грязех собираются верующие на молебен преподобному Давиду Гареджийскому. Женщины пожилого возраста, совсем юные, молодые женщины (порой с мужьями) чаще всего просят у святого помощи в женских недугах, по большей части – связанных с чадородием.

«Долгое время и мне было непонятно, отчего преподобному Давиду Гареджийскому, такому малоизвестному у нас святому, часто заказываются молебны, – рассказывает протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех. – Объяснение пришло 28 июля 1996 года.

В то время я служил в храме Спаса Преображения в Тушине. Был день тезоименитства отца Владимира Сычева. Мы сидели на территории храма под яблонями за праздничным столом. Когда большинство гостей разошлось, остались отец Владимир с матушкой, староста — Олег Васильевич Шведов и еще несколько человек.

Разговор зашел о чудесной помощи грузинского святого преподобного Давида Гареджийского женщинам. Отец Владимир и его матушка Ольга, которая незадолго перед этим в 43 года родила шестого ребенка, вспоминали о чудесной помощи преподобного Давида Гареджийского. Тогда почти всю беременность матушка провела в больнице «на сохранении». Отец Владимир регулярно служил молебны преподобному, освящал воду и передавал супруге в больницу…

Затем Олег Васильевич рассказал о том, что у его духовника, отца Вячеслава Р., после рождения первенца восемнадцать лет не было детей. Как-то, возвратившись из очередной поездки в Грузию, в Тбилиси, Олег Васильевич привёз бутылочку Святой воды из источника преподобного Давида Гареджийского, что на горе Мтацминда.

Он передал ее отцу Вячеславу для его матушки, сказав, что грузинские женщины, страдающие бесплодием, с молитвой пьют эту воду. Прошло девять месяцев, и у отца Вячеслава родился долгожданный ребенок…

Через несколько лет от отца Вячеслава я услышал продолжение этой истории: его матушка спустя три года обнаружила в шкафу забытую, ту самую, бутылочку с остатками Святой воды. Вспомнила, откуда эта вода. Посмотрела: осадка нет, запаха нет. Вылить? – рука не поднимается. Она воду и допила. Спустя девять месяцев отец Вячеслав в третий раз стал отцом…»

протоиерей Иоанн Каледа

Помолиться преподобному Давиду Гареджийскому приезжают не только москвичи, но люди из разных уголков дальнего и ближнего зарубежья.

«В Грузии преподобный Давид – один из наиболее почитаемых святых после Георгия Победоносца и, конечно, равноапостольной Нины, – рассказывает отец Иоанн Каледа. – Среди мужских имен имя Давид по распространению стоит на втором месте. Причем сами грузины к преподобному Давиду обращаются так, как мы к святителю Николаю.

То есть нет повода, по которому бы к нему не обращались за молитвенной помощью. У нас в России, прежде всего, верующие молятся о проблемах деторождения и вообще об исцелении от женских немощей».

Уже и в России стали появляться мальчики с именем Давид именно в честь преподобного Давида, благодаря молитвенной помощи которого эти самые мальчики благополучно и родились на свет. Не раз приходилось отцу Иоанну и крестить детей, появившихся на свет молитвами преподобного.

А бывает, придет человек, почти не знакомый с Церковной жизнью, на молебен, второй раз придет – и начнет потихоньку воцерковляться…

Порой такие люди становятся прихожанами храма. Как Марина, которая пришла помолиться преподобному Давиду Гареджийскому в 1999 году.

«После молебна она подходит ко мне и спрашивает: «Батюшка, а могу ли я приложиться к иконе? Три года у меня не прекращается кровотечение». Я ответил: «Строго говоря, не положено, но я вас благословляю».

Буквально на следующий день ее состояние стало гораздо лучше, а через месяц абсолютно все кончилось. Теперь она прихожанка нашего храма, дочку сюда приводит, она очень многих направила с молитвами к Давиду Гареджийскому».

Жаль только, что нет акафиста преподобному Давиду на русском языке.

«Перевод с грузинского – непростая задача, – говорит отец Иоанн Каледа. – Уж очень различны эти языки. Но думаю, что все-таки он будет переведен».

На молебне – особое настроение. Потому что молитва все-таки у большинства собравшихся (в среднем в храм по понедельникам приходит человек 70 – 80) – о детях. О будущих, о тех, кто находится во чреве, благодарность за уже родившихся.

Благодарит за благополучное рождение дочки пять лет назад Елена.

«У меня всю беременность была сильная угроза потерять ее, – вспоминает Елена. – Мой духовный отец (я прихожанка другого храма) настоятельно советовал отправиться сюда, в Троицкий храм, молиться святому Давиду Гареджийскому. После молебна мне ощутимо стало легче. Так всю беременность и молились ему. Сейчас дочка приезжает со мной, молиться святому, чтобы у нее появились братик или сестричка».

«Один московский священник, отец Олег, переживал, что у них с матушкой нет детей, – вспоминает отец Иоанн Каледа. – Ему рекомендовали поехать в наш храм. Отец Олег приехал, послужил вместе с нами на празднике преподобного Давида, а на следующий год он уже приехал с матушкой и чадом. Сейчас у него, по-моему, четверо детей».

После молебна, прочитав имена тех, за кого молились, отец Иоанн вспомнил еще одну историю:

«Несколько месяцев назад после молебна ко мне, рыдая, подошла жена одного из священников, служащих в Подмосковье. Рассказала, что два дня назад ей поставили два диагноза: беременность и рак щитовидной железы. Понятно, с болезнью тянуть нельзя, нужно оперироваться. Но раньше 12 недель беременности операцию делать нельзя. Срок еще маленький, и врачи предлагают беременность прервать. Матушка отказалась.

Нашли врачей, которые согласились прооперировать после 12 недель. В ожидании операции супруги стали усиленно молиться преподобному Давиду. Где-то через месяц, когда надо было готовиться к операции, –диагноз сняли. В августе матушка должна родить. Мы продолжаем молиться о ней, о ее семье».

Молятся преподобному Давиду Гареджийскому не только о себе, но о своих близких, знакомых (причем, не всегда близких).

Вот еще рассказ отца Иоанна Каледы:

«Однажды наш бухгалтер Инна Я., оказавшись по своим служебным обязанностям в банке, подарила сотрудницам банка маленькие бумажные иконы преподобного Давида Гареджийского и чтимой в храме иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Три Радости», выпущенные нашим храмом. Рассказала о них. «А я уже 11 лет не могу родить ребенка. Как только не обследовалась, не лечилась! И муж обследовался. Никакого результата», – посетовала оператор Елена, обслуживающая наш храм.

Инна и прихожанка храма, главный бухгалтер одной коммерческой фирмы, тоже обслуживающейся в этом банке, при каждом посещении банка стали носить Елене бутылочки святой воды с молебна преподобному Давиду Гареджийскому. А на молебне они молились за нее.

«Отношения с банком испорчены!», – радостно сообщили мне в нашей бухгалтерии 1 августа 2001 года, когда я вернулся из отпуска.

Удивленный, что может быть в этом радостного, я попросил объяснений. Оказалось, что при очередном посещении Инной банка, начальники нашего куратора Елены полушутливо-полустрого сказали: «Кто Елене носил воду? И кто теперь будет работать?».

Оказалось, Елена забеременела, и ей стало не до работы. В марте 2002 года мы в нашем Храме окрестили её дочку Сонечку, а потом и повенчали Сонечкиных родителей – Михаила и Елену».

Житие Давида Гареджийского

Преподобный Давид Гареджийский пришел по повелению Божией Матери в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников.

В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года преподобный Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии. Преподобный Давид со своим учеником Лукианом поселился в окрестностях Тбилиси на горе Мта-Цминда («Святая Гора»).

Читайте также: Древние и новые святыни Мцхеты: Ежевика святой Нины и могила старца Гавриила

Надо сказать, что сама Грузия была крещена более чем за 200 лет до этого святой Ниной.

Но за всю историю Грузии она испытывала сильное давление со стороны Персии. Было множество нашествий персов, Грузия подвергалась опустошению, пожарам. Многое время находилась в осадной зависимости от самих персов.

Если сначала персы пытались христианство вытравить мечом, то потом стали действовать весьма хитро. Они стали всюду насаждать маздеизм, то, что в простонародье у нас называется огнепоклонством. И тем ремесленникам, купцам которые принимали маздеизм, персы давали множество всевозможных льгот.

Дошло до того, что капища огнепоклонников стали располагаться прямо около входов в христианские храмы.

Потому приход отцов-сирийцев в Грузию можно назвать вторым крещением.

Каждый четверг преподобный спускался в город и наставлял жителей в основах христианской веры. Многие жители стали возвращаться в лоно христианской Церкви. Естественно, жрецам-огнепоклонникам это не нравилось, и жрецы подкупили одну падшую девицу, чтобы она оклеветала преподобного, чтобы она назвала его виновником ее греха.

Будучи вызван жителями на суд, преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень.

В память о таком дивном небесном заступничестве преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах.

После этого преподобный Давид вместе с Лукианом покинули окрестности Тбилиси и удалились на юго-восток в пустынную местность Гареджи. Здесь подвижники ископали себе в горе келии и поселились в них. Позже около них стали селиться и другие пустынножители и образовалась знаменитая Давидо-Гареджийская лавра.

Незадолго до своей кончины преподобный Давид отправился для поклонения на Святую Землю. И вот, взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, преподобный сказал своим спутникам, что он не достоин своими ногами топтать те места, где ступала нога Спасителя.

Он попросил помолиться за него у Гроба Господня, а сам с молитвой взял с земли три камня, положил их в котомку и повернул обратно. В это время иерусалимскому Патриарху явился Ангел, который сказал, что возлюбленный Божий Давид забрал всю благодать Гроба Господня, и велел снарядить скорохода, который забрал бы у Преподобного два камня.

Третий же камень Преподобный принес в свою лавру, и он сохранился до настоящего времени. Сейчас он хранится в сокровищнице нового Троицкого кафедрального собора в Тбилиси.

Скончался преподобный Давид, причастившись Святых Даров, 7/20 мая 604 года в четверг по Вознесении. Поэтому память его и совершается в этот день, а 7/20 мая совершается память всех 13-ти отцов-сирийцев.

Фото Иван Джабир

Источник: https://www.pravmir.ru/prepodobnyiy-david-garedzhiyskiy-svyatoy-daruyushhiy-detey/

Обновлено 05/07/2019

Монастырь Давид Гареджи или Давидо-Гареджийский монастырский комплекс – достопримечательность в Кахетии на границе Грузии и Азербайджана. Тут древние пещерные монастыри, старинные церкви, космические виды и возможность погулять по территории двух стран. Расскажу об истории Давид Гареджи, что он из себя представляет сейчас и как туда добраться из Тбилиси, Телави и Сигнахи.

История монастырского комплекса

Появление Давид Гареджи связано с именем Давида Гареджийского – одного из 13 ассирийских отцов. Они пришли в Грузию в VI веке и фактически стали основателями грузинского монашества. Давид сначала жил вместе со своим учителем Иоанном Зедазенийским близ Мцхеты, затем на горе Мтацминда, которая сейчас находится на территории Тбилиси. Через несколько лет и по ряду причин монах решает переселиться в дикую местность. Его выбор пал на Гареджийскую пустыню.

По легенде Давид изгнал из пещеры обитающего тут дракона. Святого на иконах даже изображают с убегающим змеем. Кстати, легенда вполне могла иметь место, так как в здешних местах иногда встречаются гигантские гадюки, длина которых достигает двух метров. Вполне возможно, что монах встретился с особо крупным представителем этого вида.

Давид жил в пещере, также поступили и его ученики, поселившись в пещерах неподалеку. Постепенно в Гареджийской пустыне образовалось несколько монастырей. Один носил имя Иоанна Крестителя (по-грузински Натлис-Мцемели), второй называли Додо.

С XI по XVII века Давидо-Гареджийский монастырский комплекс неоднократно подвергался разорению. На него нападали турки-сельджуки, монголы и персы. В 1615 году армия шаха Аббаса I разорила множество грузинских монастырей, в том числе Давид Гареджи. Последующие три столетия место находилось в забвении.

С 1991 года монастырский комплекс становится яблоком раздора между Грузией и Азербайджаном. Его пещеры частично находится на территории Грузии, частично в Азербайджане (название Кешикчидаг). Грузинское правительство неоднократно просило передать все территории монастырского комплекса в свое владение, ссылаясь на большую культурную историческую ценность, но официальный Баку всякий раз отвечал отказом.

Монастырский комплекс в наши дни

Монастыри, пещеры, кельи и церкви в Гареджийской пустыне рассредоточены на многие километры на территории двух стран. На посещение их всех уйдет несколько дней. 95% туристов, который приезжают в Давид Гареджи, идут по так называемому «малому кругу». В него входят две главные достопримечательности монастырского комплекса.

  1. Лавра Давида.
  2. Монастырь Тетри-Удабно.

Внизу оборудована большая бесплатная парковка. Здесь же туалет и небольшой сувенирный магазинчик с иконами и монастырским вином. Далее у вас два варианта.

  1. Зайти в Лавру Давида и начать подъем наверх со стороны монастыря. В этом случае вы изучите Давидо-Гареджийский монастырский комплекс по часовой стрелке.
  2. Подняться со стороны сувенирной лавки и спуститься к Лавре Давида, после чего изучить ее. Этот путь идет против часовой стрелки.

«Малый круг» хорошо виден на картах Google и в приложении Maps.me. Второе рекомендую больше, поскольку работает без интернета и на его карте больше подробностей, включая отмеченные пещеры и кельи монахов.

Красная стрелка — маршрут против часовой стрелки, синяя — по часовой. Зеленая полоса — прогулка по вершине хребта

Подъем в гору не самый простой, но он того стоит. Дорога вверх идет 30-40 минут. Мы изучали Давид Гареджи против часовой стрелки и пошли по тропе, что справа на скриншоте. На вершине хреба вас ждут безумно красивые виды с обеих сторон. Примерно по этой же вершине проходит граница Грузии и Азербайджана.

Наверху тропа ведет влево, но не поленитесь отойти чуть вправо и набредете на старинную маленькую церквушку. Далее тропа ведет вдоль хребта около 700 метров. На самом деле их там несколько, но все выводят к еще одной церкви. В этом месте обычно дежурят пограничники.

По дороге попадется монастырь Тетри-Удабно с кельями в скалах, сводчатыми пещерами и фресками. Их несколько десятков.

От второй церкви тропа ведет вниз к Лавре Давида. Подъем, прогулка по хребту и спуск занимают максимум два часа, с подробным рассматриванием, фотографированием и привалов максимум три часа.

Когда ехать и что одевать

В Давид Гареджи лучше всего ехать весной и ранней осенью. В это время еще или уже не жарко, но много солнечных дней. Летом будет жарко, а поздней осенью и зимой велика вероятность дождя или снега. В такую погоду в Давид Гареджи делать нечего.

Мы посещали монастырский комплекс дважды: в середине апреля и конце сентября. Оба раза светило солнце, температура воздуха тоже была примерно одинаковая – 18-20 градусов тепла.

Советы по одежде и обуви

  • Одевайтесь по погоде, но не учтите вероятность ветра. Даже летом советую взять ветровку.
  • Обуваться в кеды, кроссовки, трекинговые ботинки. Никаких босоножек или тем более шлепок.
  • Возьмите с собой воды и перекус.

Давид Гареджи или Уплисцихе

Слышал, что монастырь Давид Гареджи сравнивают с пещерным городом Уплисцихе и пещерным монастырским комплексом Вардзия. Для меня Давид Гареджи уникальное место и не подлежит сравнению, хотя был во всех трех локациях. Обожаю Давид Гареджи за неземные пейзажи и особую атмосферу.

Монастырь Давид Гареджи на карте

Как попасть в Давид Гареджи

В монастырь Давид Гареджи обычно едут либо из Тбилиси, либо во время путешествия по Кахетии – из Телави или Сигнахи. Во всех этих случаях есть три варианта попасть в пункт назначения — Давидо-Гареджийский монастырский комплекс.

  1. Авто с водителем.
  2. Свое/арендованное авто.
  3. Экскурсия.

Теоретически есть способ четвертый – маршрутки, но очень затратный по времени и силам. Устанете и должного впечатления от Давид Гареджи не получите. Если очень хочется сэкономить, то из Тбилиси (станция метро Самгори) есть маршрутка в Сагареджо. Оттуда взять водителя в монастырь Давид Гареджи будет дешевле. Также читал отзывы о наличии экскурсионной маршрутки за 25 лари которая в сезон едет из Тбилиси в Давид Гареджи. Если пользовались такой услугой, напишите в комментариях.

В монастырский комплекс из Тбилиси

Расстояние Тбилиси – монастырь Давид Гареджи через Сагареджо — 90 километров, в пути 1,5-2 часа в одну сторону. Google Карты прокладывают маршрут через Рустави, не следуйте этому совету, езжайте через Сагареджо.

До Сагареджо дорога хорошая, затем есть участки с не очень хорошим асфальтом и частично грунтовкой. За пару километров до Удобно (последний населенный пункт перед Давид Гареджи) начинается асфальт хорошего качества – его положили недавно. После Удобно качество асфальта постепенно ухудшается. За 7 километров до монастырского комплекса начинается грунтовка. Проехать вполне реально даже на седане, но надо быть аккуратным.

Брать автомобиль в аренду советую на этом сайте. Можете выбрать конкретное авто, есть разные опции, включая второго водителя в договоре, безлимитный пробег и страховка СуперКАСКО.

Аренда авто в Тбилиси — мой опыт

В Давид Гареджи на авто с водителем

Авто с водителем – это комфортно и удобно. А в случае с сервисом GoTrip еще и очень выгодно. Цены ниже чем на улице, возможность выбрать водителя по отзывам. Самая главная фишка в том, что обратная дорога в тот же день БЕСПЛАТНАЯ.

Экскурсии из Тбилиси в Давид Гареджи

Гареджи. Путешествие в прошлое – индивидуальная экскурсия для группы до 5 человек, продолжительность – 7 часов.

Давид-Гареджи — между небом и землей — индивидуальная экскурсия для группы до 10 человек, длительность — 8 часов. В стоимость входит: сопровождение гида, автотранспорт, топливо.

Давид-Гареджи: монастыри, пещеры и пустыня – групповая девятичасовая экскурсия из Тбилиси. Размер группы — до 12 человек.

ТОП-12 экскурсий по Кахетии

В Давид Гареджи из Телави или Сигнахи

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс посещают либо напрямую из Тбилиси (так я сделал первый раз), либо при изучении Кахетии (так я сделал во второй раз).

Расстояние Сигнахи – Давид Гараджи – 110 километров, 1.5 часа в пути. Работают все три вышеописанных способа. Такая же история с Телави.

Наш маршрут по Кахетии выглядел так

  • День 1. Телави и окрестные монастыри, включая Алаверди, Некреси и Икалто + Кварели.
  • День 2. Сигнахи + Бодбе и поездка в Давид Гареджи.

Достопримечательности Кахетии

Поселок Удабно

Населенный пункт Удабно — последний оплот цивилизации перед Давид Гареджи. При желании тут можно остановить на пару ночей и перекусить. Ресторанчиков несколько, но советую «Оазис-Клуб» (Oasis Club). Каеф стоит прямо на дороге в монастырский комплекс. Заведение открыли поляки, готовят сванскую кухню. Цены чуть выше средних, качество еды не ахти, но после прогулки по горам и долам кажется, что вкусно.

Жилье в Удабно

Обязательно езжайте в монастырь Давид Гареджи, вам точно понравится!

Влюбленный в Грузию, Игорь ОЗИН.

Просто космос! Посещаем Давид Гареджи 5 (100%) ПРОГОЛОСОВАЛО 1

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru.

Не забудьте про страховку для путешественника. Выбрать полис.

Источник: https://alex-still.ru/monastyr-david-garedzhi.html

История

Основание монастыря церковная традиция приписывает началу VI в, когда сирийский монах Давид, один из 13 сирийских отцов, поселился в естественной пещере местности Гареджа на территории древней Кахетии. В том же VI в. его ученики и последователи Додо и Лукиан основали ещё два монастыря — монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя). Сведения о Давиде Гареджийском и Лукиане содержатся в «Житии Давида», которое было составлено вскоре после его кончины.

Проповеди Давида привлекли к нему представителя кахетинского княжеского рода, который стал учеником Давида, известным как Додо Гареджийский, который основал монастырь Додос Рка (ветвь Додо), посвященный Богородице. После смерти Давида Гареджи, местный правитель (эристави) Рустави Бубакар построил храм, который стал усыпальницей Давида и Лукиана.

В IX в Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствии благоустроенные сыном Давида Строителя Дмитрием, автором знаменитого песнопения «Ты есть лоза виноградная», считающегося шедевром грузинской церковной музыки.

Во времена правления царицы Тамары (1184-1207) комплекс находился под влиянием грузинской церкви.

В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I.

Осенью 1921 года в монастырском комплексе «Давид Гареджи» грузинскими исследователями были проведены работы с целью изучения данной территории.

Согласно распоряжению президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 2007 года комплекс пещер, охватывающий часть цикла Кешикчидаг на территории Агстафинского района Азербайджанской Республики, был объявлен государственным историко-культурным заповедником «Кешикчидаг» Азербайджанской Республики Здесь имеется 70 пещер, 2 храма, крепость в три этажа (высота 11 м), место поклонения, около 100 могил курганного типа, 23 колодца, 14 продовольственных амбаров, около 30 убежищ. После создания заповедника, сюда была направлена экспедиция Института археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана. Было обнаружено, что замок Кешикчи был первоначально построен для обороны в эпоху средневековья. Данная территория являлась древним албанским жилищем. История формирования природных пещер датируется первыми веками нашей эры, в то время, как искусственные пещеры появились приблизительно в VIII-XV века.

22 мая 2019 года было принято решение о начале строительных работ на территории заповедника с целью установления современной инфраструктуры под руководством Научно-исследовательского института под названием «Azerbarpa».

Гора и монастырь Давид-Гареджа, изображенные на карте 1723 года Гийомом де Лиле и Сулханом Сабой Орбелиани

Территориальный спор

В связи с тем, что часть монастырского комплекса находится на территории Азербайджана, он является предметом территориальных споров между Грузией и Азербайджаном с 1991 года. Согласно заместителю министра иностранных дел Грузии Георгию Манджгаладзе, Грузия желала бы разменять эту территорию в связи с особой культурной и исторической значимостью комплекса для Грузии. Баку отказывается обменивать территорию из-за стратегического расположения высот. В ноябре 2006 года заместитель министра иностранных дел Азербайджана отметил, что «территориальным обменам нет места. Мы не обсуждаем этот вопрос». Данные споры получили в азербайджанской прессе соответствующую идеологическую поддержку. В частности, в одной из статей утверждается, что эти территории были обжиты албанцами и лишь с XI века сюда «начали приходить грузины», причем хорошо известные фрески монастыря Бертубани, созданные в XIII веке, объявляются произведениями XIX века.

В ходе своего визита в Азербайджан 27 февраля 2019 года президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила о важности делимитации границы.

Министр иностранных дел Грузии обратил внимание на оживление работы межправительственной комиссии по делимитации государственной границы с Азербайджаном: «66 % периметра границы согласовано на уровне государственных комиссий по делимитации, и ведутся переговоры по согласованию остальных сегментов».

14 мая 2019 года в Баку заместители министров иностранных дел Азербайджана — Халаф Халафов — и Грузии — Лаша Дарсалия — обменялись мнениями о делимитации государственной границы между двумя странами, договорились о завершении процесса в скором времени.

В 2019 году учёный совет Института истории Национальной академии наук Азербайджана, в ответ на заявления ряда грузинских чиновников, заявил, что монастырь Давида Гареджи является историческим албанским памятником и расположен на исторических землях Азербайджана. В заявлении отмечается, что «азербайджанский народ является историческим наследником древнего Азербайджанского Албанского государства» (подробнее о позиции азербайджанской историографии см. Ревизионистские концепции в азербайджанской историографии), а город Тбилиси находился не в Иберии, а в Албании:

Азербайджанский народ является одной из древнейших этнических групп Южного Кавказа, в том числе современной Восточной и Южной Грузии… Современный город Тбилиси, располагающаяся в его западной части Албанская равнина и прилегающие к ней районы находились не в пределах границ Иберии, а под управлением скифов и саков, а затем — в составе государства Албания… Территория, на которую вы претендуете, была частью земель государства Албании, а позже Тифлисского эмирата. За период 300-летнего существования Тифлисского эмирата азербайджанский народ создал здесь богатейшую культуру. Сотни выдающихся учёных творили под псевдонимом «Тифлиси».

Комментируя территориальный спор вокруг монастыря Давид-Гареджа, директор Института истории АН Азербайджана Ягуб Махмудов заявил, что «…Кешикчидаг (Давид Гареджи) и Восточная Грузия — исконные азербайджанские земли. Тифлис — древний азербайджанский город».

После обретения независимости Азербайджаном и Грузией были созданы соответствующие государственные комиссии по делимитации и демаркации государственной границы между двумя странами, и к настоящему времени было проведено 11 заседаний комиссии. В рамках этого процесса была достигнута договоренность о делимитации большей части 480-километровой азербайджано-грузинской границы. В настоящее время специалистами ведутся работы на 166-километровом участке.

Депутаты обеих стран выразили поддержку урегулированию храма Кешикчидаг (Давид Гареджи) на уровне соответствующих государственных комиссий по делимитации и демаркации государственной границы.

В середине апреля 2019 года азербайджанские пограничники вновь перекрыли дорогу к монастырю Удабно, установив возле него запрещающие передвижение знаки, запретили туда входить духовенству, верующим и туристам. В связи с этим глава администрации президента Грузии Лаша Жвания заявил: «Очень печально, когда такие факты происходят на Пасху. Они говорят о том, что вопрос делимитации границы между нашими странами очень важен». После переговоров между министерствами иностранных дел Грузии и Азербайджана пограничники снова открыли путь к монастырю Удабно.

14 июля азербайджанские пограничники вынесли иконы из монастырей Удабно и Воскресения, из-за чего произошло противостояние между ними и местными жителями. После этого азербайджанские пограничники закрыли дороги, ведущие к монастырям. Однако вскоре проблема была урегулирована.

В конце августа 2019 года дорога к грузинскому монастырю Удабно в монастырском комплексе Давид-Гареджи вновь оказалось закрытой. Грузинские пограничники из-за позиции азербайджанской стороны запретили и заблокировали посещение этих мест духовным лицам, пастве и туристам. В связи с этим мэр Тбилиси Каладзе выразил надежду: «Министерства внутренних дел и иностранных дел, все ответственные органы работают по вопросу Давид-Гареджи. Проходят встречи и переговоры. Проблема, которая беспокоит нас всех, будет урегулирована. Азербайджан является стратегическим партнером, мы вместе осуществляем много важных проектов и эту проблему обязательно решим».

> См. также

Территориальные разногласия Грузии с соседними странами

Примечания

  1. Давид-Гареджа / П. С. Павлинов // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 216. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5.
  2. Географический энциклопедический словарь: географические названия / Под ред. А. Ф. Трёшникова. — 2-е изд., доп. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 142. — 210 000 экз. — ISBN 5-85270-057-6.
  3. Давид и Лукиан Гареджийские // Православная энциклопедия
  4. Додо Гареджийский // Православная энциклопедия
  5. «Languages and Cultures of Eastern Christianity: Georgian» ed. Stephen H. Rapp, Paul Crego. Routledge, 2018 ISBN 1351923269, 9781351923262
  6. Депутаты подняли в парламенте Азербайджана вопрос о Кешикчидаг — (17 мая 2019). Дата обращения 24 мая 2019.
  7. Комплекс пещерных храмов «Кешикчидаг». cyberleninka.ru. Дата обращения 24 мая 2019.
  8. Текст распоряжения президента Азербайджанской Республики Ильхама алиева от 2007 года
  9. PROMOTE. Государственный Культурно-Исторический заповедник «Кешикчидаг» (комплекс пещер) • Азербайджан 360°. Azerbaijan 360. Дата обращения 24 мая 2019.
  10. 1 2 Sputnik. К вопросу Кешикчидага: Азербайджан готов завершить делимитацию границы с Грузией. Sputnik Азербайджан. Дата обращения 24 мая 2019.
  11. Page 284 -. heydar-aliyev-foundation.org. Дата обращения 24 мая 2019.
  12. На территории Кешикчидаг будут проведены строительные работы. fan.az. Дата обращения 24 мая 2019.
  13. Л. М. Меликсет-Бек / Эпиграфика Востока , Том 8 / Изд-во Академии наук СССР, 1953 стр.56

    По подсчетам Л. Меликсет-Бека, в Гареджа имеются надписи: «В большом количестве грузинские, а также до 20 армянских, 8 греческих и 21 восточная (арабским письмом), наконец, уникальная в своем роде тетралингва, то есть четырёхъязычная надпись — на грузинском, армянском, греческом и арабском

  14. А.М. Лидов. искусство армян-халкедонитов (рус.) : Историко-филологический журнал. — Ереван: АН АрмССР, 1990. — № № 1. — С. 75-87. — ISSN 0135-0536. Архивировано 14 октября 2017 года.
  15. Mainville M. Ancient monastery starts modern-day feud in Caucasus. Middle East Times (3 мая 2007). Дата обращения 23 июня 2007. Архивировано 29 сентября 2007 года.
  16. 1 2 Petriashvili D., Ismayilov R. Georgia, Azerbaijan Debate Control of Ancient Monastery’s Territory (недоступная ссылка). Eurasia.Net (3 ноября 2006). Дата обращения 23 июня 2007. Архивировано 7 июня 2007 года.
  17. Abbasov I., Akhvlediani D. Monastery Divides Georgia and Azerbaijan. Institute for War and Peace Reporting (29 марта 2007). Дата обращения 23 июня 2007.
  18. Мустафа И. Албанское чудо на территории Азербайджана. Sputnik Азербайджан (15.12.2016).
  19. Главная цель визита Зурабишвили в Баку — новая система коммуникаций между властями. Sputnik Азербайджан. Дата обращения 24 мая 2019.
  20. В Баку проходит встреча по вопросу делимитации азербайджано-грузинской госграницы. ИА Репорт. Дата обращения 24 мая 2019.
  21. НАНА: Территориальные притязания к Азербайджану не имеют никакой научно-исторической основы. Информационное агентство Репорт. Дата обращения 19 мая 2019.
  22. Академик Ягуб Махмудов: Тифлис — древний азербайджанский город. Инфотека 24, 22.07.2019.
  23. Делимитация грузино-азербайджанской границы.
  24. Спор о границе Грузии и Азербайджана спровоцировал конфликт у монастыря Удабно. Кавказский узел. Дата обращения 21 августа 2019.
  25. Инцидент на грузино-азербайджанской границе: из Давид-Гареджи вынесли иконы. Sputnik Грузия. Дата обращения 2 сентября 2019.
  26. 1 2 Дорога к монастырю Удабно все еще закрыта – ситуация в Давид-Гареджи. Sputnik Грузия. Дата обращения 2 сентября 2019.

Православный Церковный календарь

Пре­по­доб­ный Да­вид Га­реджий­ский при­шел по по­ве­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри в Гру­зию из Си­рии в се­ре­дине VI ве­ка вме­сте с пре­по­доб­ным Иоан­ном Зе­даз­ний­ским в чис­ле его 12 уче­ни­ков.

В пер­вое вре­мя свя­тые от­цы по­се­ли­лись на го­ре Зе­да­зе­ни, неда­ле­ко от Мц­хе­ты. Через 3 го­да пре­по­доб­ный Иоанн разо­слал сво­их спо­движ­ни­ков в раз­ные кон­цы Гру­зии. Пре­по­доб­ный Да­вид со сво­им уче­ни­ком Лу­ки­а­ном по­се­лил­ся в окрест­но­стях Тби­ли­си на го­ре Мта-Цмин­да («Свя­тая Го­ра»).

На­до ска­зать, что са­ма Гру­зия бы­ла кре­ще­на бо­лее чем за 200 лет до это­го свя­той Ни­ной.

Но за всю ис­то­рию Гру­зии она ис­пы­ты­ва­ла силь­ное дав­ле­ние со сто­ро­ны Пер­сии. Бы­ло мно­же­ство на­ше­ствий пер­сов, Гру­зия под­вер­га­лась опу­сто­ше­нию, по­жа­рам. Мно­гое вре­мя на­хо­ди­лась в осад­ной за­ви­си­мо­сти от са­мих пер­сов.

Ес­ли сна­ча­ла пер­сы пы­та­лись хри­сти­ан­ство вы­тра­вить ме­чом, то по­том ста­ли дей­ство­вать весь­ма хит­ро. Они ста­ли всю­ду на­саж­дать маз­де­изм, то, что в про­сто­на­ро­дье у нас на­зы­ва­ет­ся ог­не­по­клон­ством. И тем ре­мес­лен­ни­кам, куп­цам ко­то­рые при­ни­ма­ли маз­де­изм, пер­сы да­ва­ли мно­же­ство все­воз­мож­ных льгот.

До­шло до то­го, что ка­пи­ща ог­не­по­клон­ни­ков ста­ли рас­по­ла­гать­ся пря­мо око­ло вхо­дов в хри­сти­ан­ские хра­мы.

По­то­му при­ход от­цов-си­рий­цев в Гру­зию мож­но на­звать вто­рым кре­ще­ни­ем.

Каж­дый чет­верг пре­по­доб­ный спус­кал­ся в го­род и на­став­лял жи­те­лей в ос­но­вах хри­сти­ан­ской ве­ры. Мно­гие жи­те­ли ста­ли воз­вра­щать­ся в ло­но хри­сти­ан­ской Церк­ви. Есте­ствен­но, жре­цам-ог­не­по­клон­ни­кам это не нра­ви­лось, и жре­цы под­ку­пи­ли од­ну пад­шую де­ви­цу, чтобы она окле­ве­та­ла пре­по­доб­но­го, чтобы она на­зва­ла его ви­нов­ни­ком ее гре­ха.

Бу­дучи вы­зван жи­те­ля­ми на суд, пре­по­доб­ный по­до­шел к этой де­ви­це и, кос­нув­шись по­со­хом ее чре­ва, спро­сил: «Я ли твой отец?» Из утро­бы раз­дал­ся го­лос: «Нет», и был на­зван ис­тин­ный ви­нов­ник ее па­де­ния. И по­сле это­го на гла­зах удив­лен­но­го на­ро­да она ро­ди­ла ка­мень.

В па­мять о та­ком див­ном небес­ном за­ступ­ни­че­стве пре­по­доб­ный ис­про­сил у Гос­по­да на той го­ре це­леб­ный ис­точ­ник, к ко­то­ро­му до сих пор при­бе­га­ют гру­зин­ки в сво­их жен­ских немо­щах.

По­сле это­го пре­по­доб­ный Да­вид вме­сте с Лу­ки­а­ном по­ки­ну­ли окрест­но­сти Тби­ли­си и уда­ли­лись на юго-во­сток в пу­стын­ную мест­ность Га­реджи. Здесь по­движ­ни­ки ис­ко­па­ли се­бе в го­ре ке­лии и по­се­ли­лись в них. Поз­же око­ло них ста­ли се­лить­ся и дру­гие пу­стын­но­жи­те­ли и об­ра­зо­ва­лась зна­ме­ни­тая Да­ви­до-Га­реджий­ская лав­ра.

Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный Да­вид от­пра­вил­ся для по­кло­не­ния на Свя­тую Зем­лю. И вот, взой­дя на го­ру, с ко­то­рой уже от­кры­вал­ся вид на Свя­той Град, пре­по­доб­ный ска­зал сво­им спут­ни­кам, что он не до­сто­ин сво­и­ми но­га­ми топ­тать те ме­ста, где сту­па­ла но­га Спа­си­те­ля.

Он по­про­сил по­мо­лить­ся за него у Гро­ба Гос­под­ня, а сам с мо­лит­вой взял с зем­ли три кам­ня, по­ло­жил их в ко­том­ку и по­вер­нул об­рат­но. В это вре­мя иеру­са­лим­ско­му Пат­ри­ар­ху явил­ся Ан­гел, ко­то­рый ска­зал, что воз­люб­лен­ный Бо­жий Да­вид за­брал всю бла­го­дать Гро­ба Гос­под­ня, и ве­лел сна­ря­дить ско­ро­хо­да, ко­то­рый за­брал бы у Пре­по­доб­но­го два кам­ня.

Тре­тий же ка­мень пре­по­доб­ный при­нес в свою лав­ру, и он со­хра­нил­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни. Сей­час он хра­нит­ся в со­кро­вищ­ни­це но­во­го Тро­иц­ко­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Тби­ли­си.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Да­вид, при­ча­стив­шись Свя­тых Да­ров, 7/20 мая 604 го­да в чет­верг по Воз­не­се­нии. По­это­му па­мять его и со­вер­ша­ет­ся в этот день, а 7/20 мая со­вер­ша­ет­ся па­мять всех 13-ти от­цов-си­рий­цев.

Ис­точ­ник: Пра­во­сла­вие и мир

См. также: «Житие преподобного Давида Гареджийского Чудотворца, Покровителя Грузинского Царства».

Источник: https://azbyka.ru/days/saint/591/group

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *