Духовное образование в России

В Православии

До XVII века духовное образование можно было получить преимущественно в монастырях, где имелись не только духовные школы, но и обширные библиотеки с переписчиками книг. Также существовали архиерейские, княжеские и приходские школы.

Внешкольное духовное образование

Теперь первые религиозные знания человек может получить от верующих родителей, других родственников, в церковных детских садиках, от православных нянь, врачей, соседей, друзей, знакомых, одноклассников, сотрудников, из прочитанных, просмотренных и услышанных религиозных статей, книг, журналов, газет, брошюр, реклам, радио-телепередач, сайтов интернета, при случайных посещениях православных храмов и монастырей.

Начальное духовное образование

Регулярное начальное церковное образование происходит при регулярных посещениях православных храмов, в воскресных школах для детей и для взрослых, молодёжных клубах, в кружках и спортивных секциях при храмах, на курсах огласительных бесед для желающих принять таинство Крещения, на общественных богослужениях, на пономарстве и пении в церковных хорах, на уроках учебного модуля «Основы православной культуры» (ОПК) комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), в школах звонарей, на благотворительных акциях и крестных ходах, в паломничествах, при исполнении монастырских послушаний в качестве трудника (или трудницы) и послушника (или послушницы).

Среднее духовное образование

Среднее богословское образование предоставляют специальные духовные учебные заведения, такие как гимназии, духовные училища, колледжи, лицеи, регентские и иконописные школы, а также богословские, катехизаторские, педагогические и пастырские курсы при высших учебных заведениях.

Высшее духовное образование

«Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви» и «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)», приняты Священным Синодом РПЦ 21 августа 2007 года по докладам Председателя комиссии по подготовке концепции Духовного образования Русской православной церкви и анализу проводимых реформ духовных школ, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) и Председателя Учебного комитета Московского патриархата архиепископа Верейского Евгения (Решетникова). Благодаря этим документам началось реформирование российского духовного образования, нацеленное на его интеграцию в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — это повышение уровня качества духовного образования России. В соответствии с общемировым Болонским процессом, высшее духовное образование в РПЦ стало трёхуровневым:

  • Первый уровень — Бакалавриат, итогом которого становится написание дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия». Как и любой другой бакалавриат в России, это завершённое высшее образование. Термин «Семинария» является вторым равнозначным наименованием бакалавриата как духовного учебного заведения в РПЦ. В некоторых богословских учебных заведениях бакалавриат включает 4 обязательных года и 1 пастырский и практический год обучения в Семинарии, итогом которого становится написание Дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия». В других бакалавриатом называется пятилетнее образование: подготовительный («нулевой») курс + 4 года основного образования. В последнем случае зачисление на 1 курс бакалавриата производится не столько по результатам успеваемости на подготовительном курсе, сколько по результатам дисциплинарных наблюдений. Все семинарии РПЦ начиная с 2010 года осуществляют обучение студентов по программе Бакалавриата в полном соответствии с государственным стандартом по специальности «Теология» (031900), и имеют соответствующую государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности. По окончании семинарий выпускники получают дипломы государственного образца со степенью «Бакалавр богословия».
  • Второй уровень — Магистратура: 2-х годичная программа при Духовных Академиях, при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, при некоторых семинариях и других богословских учебных заведениях РПЦ, итогом которой становится написание Магистерской диссертации на соискание степени «Магистр богословия». С недавнего времени в некоторых Духовных академиях РПЦ написание Магистерской диссертации является условием обучения в Магистратуре. С началом Болонского процесса в РПЦ термин «Академия» стал иметь двоякое значение: с одной стороны им как официально, так и неофициально называют Магистратуру, с другой — учебное заведение, объединяющее в себе несколько звеньев богословского образования РПЦ, например, бакалавриат (семинарию), Магистратуру, Аспирантуру и Докторантуру.
  • Третий уровень — Аспирантура: 3-х годичная программа в Духовных Академиях, итогом которой становится написание Кандидатской диссертации на соискание степени «Кандидат богословских наук» (в европейской классификации — «Доктор теологии I степени»). Особо отличившиеся Кандидаты богословия могут продолжить заниматься богословскими науками в Докторантуре при Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия, в заграничных учебных заведениях, и защитить Докторскую диссертацию на соискание степени «Доктор богословия» (в европейской классификации — «Доктор теологии II степени» или «Doctor of Divinity»).

Полноценное высшее православное духовное образование может осуществляться в очной, заочной и дистанционной форме.

Послевузовское духовное образование

Духовные магистратуры, аспирантуры и докторантуры, предназначенные для написания научных работ выпускниками духовных семинарий, уже могут считаться послевузовским профессиональным образованием. Кроме того дополнительное профессиональное образование реализуется в виде регулярных курсов профессиональной переподготовки (курсов повышения квалификации всех священнослужителей и преподавателей всех духовных школ).

Ссылки

  • Официальный сайт Учебного комитета РПЦ.
  • Светлов, Павел Яковлевич. О необходимости богословских факультетов в университетах или реформе высшего религиозного образования в России. – 1906 http://books.e-heritage.ru/book/10076564
  • Прахт Д. В. Тобольская духовная семинария в контексте реформ среднего духовного образования в XIX — начале XX вв. // : автореферат дис. … кандидата исторических наук : 07.00.02 / Прахт Дмитрий Викторович; . — Барнаул, 2013. — 24 с

Это заготовка статьи об образовании. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Дильдибекова Г.А. 1 Климбей Л.В. 1 Бекмаганбетова Г.К. 1 Ядрова Н.В. 1 Садыкова А.К. 1 1 Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области, филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Настоящая статья посвящена исследованию одному из аспектов воспитания: духовно-нравственному. Авторы исследуют понятие «духовность», «нравственность», раскрывают сущность, структуру и функции воспитания. Мы осуществили теоретический анализ процесса духовно-нравственного воспитания подростков, его сущности, ценностей и направлений. В системе образования это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. 1008 KB «духовность» «нравственность» духовно-нравственное воспитание жизненные ценности моральные качества 1. Адамова А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода / А.Г. Адамова // ВЕСТНИК. – 2008.-№7. – С.32–36. 2. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н.И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 140–142. 3. Александрова А.В. Проблема измерения результативности духовно-нравственного развития и воспитания личности в условиях изменяющегося общества / А.В. Александрова // Воспитание в изменяющемся мире: материалы первой международной научно-практической конференции (Омск, 30 января 2015г.) / Сост. С.Г. Чухин. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – С. 23–27. 4. Аплетаев М. Н. Поступок как способ и смысл бытия человека / М.Н. Аплетаев // Развитие системы воспитания в учреждениях образования: Материалы обл. науч.-практ. конференции. 3 декабря 1998. – Омск: ИПКРО, 1998. 5. Ачасова Л. Ю. Воспитательная работа в общеобразовательной школе как возрождение культуры личности и толерантности / Л.Ю. Ачасова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 10. – С. 35–39. 6. Гафаров, Р.М. Современные проблемы нравственного воспитания / Р.М. Гафаров // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 3–7. 7. Гликман И.З. Практический аспект нравственного воспитания / И.З. Гликман // Народное образование. – 2010. – № 5. – С.259–263. 8. Губанова Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушнова // Воспитание школьников. – 2011. – № 5. – С. 8–14. 9. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: «Просвещение», 2009. – 24 с. 10. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (16–18 февраля 2011 г.) / под ред. Т.А. Синюшкиной. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2011. – 112 с. 11. Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е.Е. Игнатьева // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 10. – С. 57–59. 12. Каршинова Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л.В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 6. – С. 48–52. 13. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования / А.М. Кондаков // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 13–20. 14. Лихачев Б.Т. Педагогика. – 1999. – С. 321–324. 15. Михайлова Е.В. Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности / Е.В. Михайлова // Автореф. … канд. пед. наук. – М., 2007. – 20 с. 16. Павлов В.И. Формирование духовно-нравственной культуры учащейся молодежи / В.И. Павлов // Образование и саморазвитие. – 2010. – № 1. – С. 146 – 151. 17. Сахаров В.А. Эмоциональные стимулы нравственного развития личности ребенка в педагогическом наследии Сухомлинского В.А. / В.А. Сахаров // Педагогика. – 2010. – № 1. – С. 84–89. 18. Семенов Г.С. О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции / Г.С. Семенов // Воспитание школьников. – 2010. – № 2. – С.11–19. 19. Федосеева О.Ю. Сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания младших школьников / О.Ю. Федосеева // Молодой ученый. – 2014. – № 19. – С. 619–622. 20. Черенкова И.В. Диагностика уровня воспитанности / И.В. Черенкова Педагогическая диагностика. – 2005. – № 5. – С. 126–129. 21. Штинова Г.Н. Социальная педагогика / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова. – М.: Владос, 2008. – 447 с.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения одна из приоритетных проблем современного общества. В условиях ускоренной глобализации и модернизации современного общества важно сохранить у подрастающего поколения веру в реальные возможности своей страны. Необходимость заострения внимания на нравственно-духовном воспитании обусловлена общегосударственной потребностью. Образование является одной из долгосрочных стратегий, которая обеспечивает позитивное взаимодействии в условиях глобализации. Растет понимание того, что для успешного обучения учащимся необходимы как знания, навыки так и духовно-нравственные ценности.

Процесс воспитания длителен, непрерывен и устремлен в будущее: сформируется у воспитанника или нет определенная система ценностей и отношений, станет ли она его основой убеждений и поведения, педагог в процессе взаимодействия с воспитанником достоверно установить не может.

Педагогика в области воспитания никогда не будет подобна книге рецептов и предписаний: каждая конкретная педагогическая ситуация, каждый конкретный ребенок требует отдельного, приемлемого для него случая и решения на основе знаний воспитания

С первых лет школьной жизни ребенок обращается к социально ценным идеалам окружающих.

В подростковом и особенно в раннем юношеском возрасте школьники способны проникать в мотивационную сферу других людей, анализировать их действия и поступки, соотносить со своими действиями и под влиянием менять привычный способ поведения, что благотворно влияет на усвоение нравственных образов.

Знакомясь, например, с жизнью знаменитых людей, школьники выделяют те достоинства, которые заслуживали общественной оценки и признательности. Ориентируясь на развитие у себя подобных качеств, осваивают ценности.

Школы должны подготовить выпускников жить в мире, в котором необходимо сотрудничать с людьми разных культурных слоев, принимать различные ценности, решать, как сотрудничать, так как многие вопросы выходят за пределы национальных границ. В Казахстане ведется работа по развитию системы среднего образования в соответствии с глобальными вызовами мира. Ключевые ценности, сформированные в Государственном общеобязательном стандарте среднего образования нацелены на повышение национальной идентичности. Поэтому привычные схемы воспитания неэффективны и назрела необходимость предоставления основ воспитания, отвечающих новым условиям формирования подрастающего поколения на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Инновации в экономике обуславливают необходимость владениями навыками, которые в совокупности с духовными ценностями позволяют учащимся анализировать и оценивать ситуации, идеи, знания, опыт и развивать личностные качества, как любознательность, коммуникабельность с учетом национальных ценностей. Развитие личностных качеств в единстве с навыками являются основой для привития ценностей: уважение, открытость, ответственность, образование в течение всей жизни. Эти ценности призваны стать устойчивыми ориентирами личности, мотивирующими поведение и повседневную деятельность подростка. Ценностные духовные ориентации – способность личности выбрать в своей деятельности определенные ценности или способность ориентироваться в ценностях, а так же способность осознавать и воспринять их как собственные. Значение духовных ценностей проявляется в сфере формирования привычек, образа жизни, стиля поведения. Ценности – одобряемая, разделяемая большинством людей значимость определенных объектов. Они формируют образ жизни в целом. Ценности стимулируют поведение и поступки.

Что значит духовность? Что значит нравственность?

Нравственное воспитание осуществляется на протяжении всей жизни с учетом среды- семья, друзья, школа, организация. Нравственное воспитание имеет свою специфику. Прежде всего влияет на формирование представлений понятий, суждений , оценок и на этой основе формирование нравственных убеждений, способствует обогащению, собственного опыта, самовоспитанию личности. В подростковом возрасте важно формирование нравственной личности. Развитие личности включает формирование потребностей: в труде, общении, освоении культурных ценностей, развитии способностей разных направлений. Эти потребности развиваются в процессе деятельности. В процессе деятельности у ребенка формируются социально полезные привычки поведения, отношения. Любая роль в социуме требует нравственных образований: осознанности, ответственности, чувства гордости, дружбы. Таким образом складывается определенный опыт в освоении среды ближайшего окружения, устанавливаются контакты со сверстниками, проявляется потребность в самопознании и утверждении личности. Активно формирующиеся мировоззренческие взгляды позволяют оценить нравственные нормы, и понять их необходимость. Стремление к самоутверждению сопровождается развитием самостоятельности и опережает развитие моральных качеств и опыта нравственного поведения во взаимоотношениях с окружающими людьми. Эта потребность появляется весьма противоречиво в зависимости от особенностей протекания процесса социализации личности, предшествующего жизненного опыта. Стремление к самоутверждению сопровождается развитием активности, самостоятельности проявляющимся в юношеском максимализме.

Нравственность является показателем культуры человека. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Осознание личностью своего облика, места в обществе характеризует нравственное отношение к своему поведению. Человек сравнивает свои идеалы и помыслы с жизнью окружающих людей, критически оценивает себя. Важное качество личности – это гуманизм. Гуманизм наследует традиции уважения человеческого достоинства в не зависимости от расы, пола и нации. Проявление гуманности у подростка прежде всего – сострадание горю человека, готовности помочь, защитить от оскорбления и насилия .Это важный момент морали. Формирование нравственно-духовного отношения к себе, происходит успешно, если человек предъявляет к себе высокие требования. Главное в воспитании подрастающего поколения- добиваться, чтобы принципы нравственного поведения постепенно приняли форму внутренних требований каждого школьника к самому себе.

А духовность является ценностной характеристикой сознания человека. Под понятием «духовность» подразумевается особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, гуманных ценностей. Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя – в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на «извечные вопросы бытия» – об устройстве мира, истине, о добре и зле. Между этими двумя понятиями существует глубокая связь. Задача развития духовно-нравственной личности должна быть связана с мотивацией учения. Создание пространства духовно-нравственного воспитания и образования в целом должно осуществляться на основе партнерства с учреждениями культуры и спорта, средств массовой информации и т.д. Восстановление духовного, нравственного, интеллектуального потенциала подростков возможно только с возрождением системы духовно-нравственного воспитания. Нравственно-духовное воспитание подрастающего поколения предполагает усвоение моральных норм, принципов. Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является ее способность ориентироваться не на внешние требования, а на внутренние нормы поведения. Иногда наблюдается разрыв между сознанием и поведением. Трудно вести себя правильно, если не знаешь как надо поступить в том или ином случае. Только сознательное усвоение моральных знаний помогает понять, что в поступках хорошо или плохо.

Если говорить о системе образования в Республике Казахстан, то она ориентирована на развитие и формирование у детей и молодежи гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность. Мы перешли на новый уровень в системе образования – обновление содержания образования. Развитие духовно-нравственного воспитания в контексте обновления содержания образования должно обеспечить:

– формирование нравственных ,этических ценностей, норм, поведение;

– развитие качеств гуманизма, чести, долга, доброты;

– формирование давать оценку происходящему в мире и решать вопросы позитивного изменения. Интеграция обучения и воспитания в нашей стране основана на патриотическом акте Мгілік Ел, в переводе «Вечная страна».идея патриотического акта направлена на переориентацию молодого поколения на духовно-нравственные ценности: простые понятные истины – благополучие, трудолюбие, единство и уверенность в завтрашнем дне.

Современная казахстанская семья и ее полноценное функционирование немыслимы без культуры, без духовной и нравственной цели, без формирования патриотизма. Осуществление указанных параметров развития современной семьи возможно только на основе базовых ценностей национального менталитета. Базовыми ценностями национального менталитета являются высокая нравственность, преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью, взаимопомощь, дух коллективизма. Немаловажной ценностью является особая любовь к земле предков, толерантность, совестливость, долг, высокая роль семьи и человека, гражданственность, чувство справедливости, милосердия, готовность к преодолению жизненных испытаний, готовность к служению людям и Отечеству. Уважение к национальным ценностям своего народа является стержнем нравственного воспитания. В процессе самосознания реализуется мировоззренческий компонент.

Практическим решением в области формирования духовно-нравственного воспитания стала реализация проекта нравственно-духовного образования, через предмет «Самопознание». «Самопознание» – это предмет, внедренный во все общеобразовательные школы нашей страны. Предмет обладает бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы – развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Главная цель предмета – возродить человеческие ценности в современном обществе. Данная программа имеет позитивный ,воспитательный потенциал, так как охватывает все сферы воспитательной работы и имеет механизм возрождения ценностей в единстве. Программа способствует воспитанию граждан ,обладающих нравственными качествами и обеспечивает непрерывность и преемственность всех уровней образования. Ведь проблема духовно-нравственного развития в жизнедеятельности современного подростка сегодня представляется особо значимой. В мировой практике подобного проекта нет. Данный предмет направлен на обучение ценностям: общение самораскрытие личности, на позитивные взаимоотношения в многогранном мире. Конечно, первоначальное становление происходит в семье, а затем и в дошкольной организации. Поэтому важно с раннего возраста усваивать модель отношений, привитие любви к малой родине. Ведь любовь к малой родине формирует духовную привязанность к окружающим людям, развивает потребность проявлять заботу о них, соединять интересы с интересами общества. Данная программа внедрена с дошкольной организации. Ребенок с дошкольного возраста учится прилежности, милосердию, любви к природе. Привыкает помогать, прощать, слушать, учится уважать себя и других. Тематика мероприятий прививает любовь к родной земле «Природа родной земли», «Родной аул», воспитывают заботливые отношения к семейным традициям «Семейные традиции», «Папа, мама, я», воспитывает уважение к ветеранам ВОВ «День победы». Все это прививается через устное народное творчество, игровую деятельность. Основа авторской идеи проекта «Самопознание» в том, чтобы любить и быть любимым, быть самим собой, развивать свои собственные возможности, таланты. Мы говорим о глубоко нравственной основе:поведение,уважение,дружба,взаимодействие,верование,справедливость.В данном предмете, через игру, анализ ситуаций взятых из жизни, самовыражения через проявления своих творческих способностей, извлечение морали из изречений великих ученых, философов, писателей, ученик познает себя и мир. Учится не только ответственности за свои слова и поступки, но и жить в гармонии с собой и окружающим миром, по совести, не придавая своего я.

Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества. Их часто называют уроками народной мудрости.

Сам процесс духовно- нравственного образования можно назвать «образование для сердца». Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Способность человека к духовной жизни заложена в поступках, переживаниях, сверх сознания – через сердце, как центр эмоциональной сферы. Поэтому духовно-нравственное воспитание имеет следующую структуру:

– системы общечеловеческих ценностей;

– основные качества личности;

– составные компоненты социального опыта накопленного человечеством.

Роль духовно-нравственного воспитания проявляются в его функциях:

– становления «Я- образа», провести самоанализ, разобраться в самом себе, раскрыть свое «Я». Особенностью уроков «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу. В выборе стиля, методов и форм обучения признается глубинный диалог, целью которого является не только формирование духовной интеллектуальной базы, а прочная духовная связь собеседников через организацию диалога. Материалом для организации диалога является обращение к народным традициям, использование фольклора, в котором заключена народная мудрость: эпос, мифология, притчи, сказки, присказки. Задачи заключаются в сохранении и упрочении духовной привязанности подрастающего поколения к Родине. Любовь к Родине формирует привязанность к окружающим людям, развивает потребность проявлять заботу о них, соединять интересы с интересами общества. Чем богаче жизненный опыт подростков, тем полнее усваиваются моральные понятия. Поведение на основе сложившихся нравственно-духовных понятий, убеждений всегда связано с чувством радости, удовлетворения. Чем выраженнее атмосфера любви ,в которой протекает воспитательный процесс, дающая подростку чувство защищенности, уверенности , тем благоприятнее условия для формирования личности. Духовно-нравственное образование – основной механизм внедрения национальных ценностей: развить чувство гордости за свою родословную или страну, воспитывать чувство любви и уважения к близким, сострадания, благодарности. Самое главное – беречь традиции и ценности своего народа, национальную культуру, уважение к Отечеству.

– Культурообразующая функция воспитания проявляется в сохранении, воспроизводстве и развитии культуры, предполагает ориентацию на воспитание личности как субъекта культуры .Национальная культура человечества находит отражение общественного сознания и освоения духовных ценностей. Носителями ценностей и традиций являются социальные группы, а также этнические и религиозные сообщества. Соответственно, задача духовно-нравственного развития гражданина страны может быть осуществлена посредством последовательной интеграции личности школьника в культуры составляющих общество социальных групп, в те этнические и религиозные традиции, которые существуют в нашей стране, а также в те, которые имеют и мировое значение.

Успех нравственно-духовного воспитания во многом зависит от нравственного пространства, в котором подросток живет. В него входит отношения не только в семье, но и в школе, улице, отношение к себе, с родителями, учителями, природе, к образу жизни.

Результатом духовно-нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она реализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности. Нравственная воспитанность характеризуется моральной образованностью. Это устойчивость положительных привычек и норм поведения, культура отношений. Это наличие у подростка сильной воли, способность осуществлять контроль и самоконтроль. Нравственность формируется в преодолении противоречий. Каждому подростку предстоит одолеть и пережить свой путь трудностей, разрешения противоречий, приобрести опыт нравственной жизни получить удовольствие от добрых поступков, победы над собой и укрепление силы духа. Нравственно-духовное воспитание сильно тогда, когда его следствием является самовоспитание и самосовершенствование. Все задачи воспитания подрастающего поколения решаются в тесном единстве, в рамках комплексного подхода к воспитательной работе.

В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды.

Библиографическая ссылка

Дильдибекова Г.А., Климбей Л.В., Бекмаганбетова Г.К., Ядрова Н.В., Садыкова А.К. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 3-2. – С. 272-276;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11441 (дата обращения: 22.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11441

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

Источник: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=484

Духовное воспитание

это процесс формирования духовности как свойства личности, а также качественная характеристика воспитания, основанного на духовных началах. И в том, и в другом смысле воспитание в поиске смыслов жизни, нравственного поведения и в духе свободы. Такое воспитание поднимает и учителя, и ученика над земными страстями, это возвышенное воспитание, восходящее к человекоделанию. Его нельзя сводить ни к интеллектуальному, ни к культурологическому воспитанию. Как процесс духовное воспитание строится через создание условий для проявления и развития имеющихся в человеке полезных свойств и искоренения вредных, нежелательных. Пути воспитания духовности: воздержание во всем, умеренность, труд на общее благо, почитание Бога и родителей, ненасилие, выявление внутренней духовной сути, гармония души и тела. Способы воспитания духовности: общение с людьми, вставшими на путь духовного совершенства, знакомство с духовной литературой, пением, беседы и размышления на духовные темы, упражнения в добротолюбии и др. Духовное воспитание по сути есть духовно-нравственное. В периоды обнищания народа, во времена перестроек и общественных катаклизмов оно, как правило, падает. И напротив, уровень его поднимается во времена общественного единения. Значительный вклад в духовное воспитание народа вносит Русская Православная Церковь.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Источник: https://didacts.ru/termin/duhovnoe-vospitanie.html

Духовное воспитание

Смотреть что такое «Духовное воспитание» в других словарях:

  • Они разрешают все: и совершение обрядов, и духовное воспитание — декларировавшееся отношение советских властей к религии подтверждалось в публичных заявлениях некоторыми людьми в других странах, причем если в странах социалистического лагеря это могло делаться из соображений личной безопасности, то в… … Мир Лема — словарь и путеводитель

  • Воспитание духовное — воспитание души, духовной культуры. По своей сущности оно отражает направленную деятельность всех институтов социума по воспитанию человека определенной культуры… Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764 ОБ ОКРУЖНОЙ… … Официальная терминология

  • Воспитание — – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Воспитание — (ст. слав. – воспарить, возвысить) – это процесс возрастания человека и достижения им большего совершенства по отношению к самому себе и живущим поколениям. Изначально «воспитание» и означало возвышение человека над телесными и земными… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • воспитание — Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… … Словарь эпитетов

  • ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ — процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни. Традиция В. х. представляет собой конкретное воплощение в нравственной жизни человека принципов христ. практической морали. В… … Православная энциклопедия

  • Воспитание — Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие … Википедия

  • Воспитание детей — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

  • Воспитание — процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… … Большая советская энциклопедия

  • воспитание — я; ср. 1. Процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт. Семейное, домашнее, школьное в.… … Энциклопедический словарь

Источник: https://spiritual_culture.academic.ru/748/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

СОЗДАНИЕ ЖЕНСКИХ ДУХОВНЫХ УЧИЛИЩ

Прототипом будущих епархиальных училищ стали открываемые с начала 1840-х гг. женские духовные училища.

Замысел их создания шел в общем официальном русле выстраивания сословной системы женского образования, поскольку первоначально они предназначались исключительно для дочерей духовенства. Позднее такое назначение училищ будет размыто, и они станут общедоступными, существенно расширив для женщин возможности получения образования.

Как отмечал известный русский педагог Д. Д. Семенов в своем историческом очерке об епархиальных женских училищах, до их появления «дело воспитания женщины духовного звания» находилось у нас в «безотрадном и жалком положении». Если городское духовенство, особенно столичное, как более обеспеченное, еще могло обучать своих дочерей в светских учебных заведениях, то бедные сельские священники были лишены этой возможности. «Дочерям духовенства, – писал Семенов, – приходилось довольствоваться домашним воспитанием, которое редко вдавалось в книжную мудрость, а ограничивалось необходимым в быту сельского духовенства приучением к рукоделиям и кухонному искусству» .

В 1830-х гг. в некоторых епархиях стали возникать при монастырях приюты для дочерей духовенства. Но они предназначались преимущественно для сирот и имели в основном благотворительную цель. «В них главным образом было обращено внимание на выучку разного рода рукоделиям, на более или менее бойкое чтение книг церковнославянской печати и на сообщение самых элементарных познаний по Закону Божию» .

«Первый и решительный почин в устроении школ для девиц духовного звания», по словам Д. Д. Семенова, принадлежал великой княжне Ольге Николаевне, которая переслала обер-прокурору Синода графу Н. А. Протасову поданную ей записку об учреждении в Царском Селе учебного заведения для дочерей священников С. – Петербургской епархии. Это учебное заведение должно было существенно отличаться от женских институтов Мариинского ведомства. Как писал анонимный автор записки, «дочерям священников не следует давать того воспитания, которое доставляется в институтах, учрежденных для девиц дворянского сословия: жены священников должны посвящать себя своей семье и весьма редко покидать дом свой. Цель их воспитания должна заключаться в том, чтобы приготовить из них истинных христианок и таких жен, которые были бы способны доставить приятное общество своим мужьям, помогать им в содержании церковного здания в приличном порядке, приготовлять лекарства для больных, заниматься воспитанием своих детей и содержать в лучшем виде свое домашнее хозяйство» . Как видим, цель женских духовных училищ изначально закладывалась как сословно-утилитарная.

Вскоре обер-прокурор Синода в ответ на процитированную записку представил императору проект устава женского духовного училища, сопроводив его докладом. В докладе подчеркивалась важность создания подобных учебных заведений, поскольку «образование женского пола в общественных заведениях, распространенное на многие сословия, не коснулось лишь одного духовного сословия, имеющего в том преимущественную перед прочими нужду». Вместе с тем граф Н. А. Протасов указывал, что «ни одно из существующих женских учебных заведений не может служить образцом для воспитания девиц духовного звания» и что «в неверном устройстве этого воспитания содержится немалая опасность… Общая система воспитания дочерей сельских священников, – писал он, – будет иметь влияние на первое домашнее образование всего духовного сословия, а потому она требует в своем начертании всевозможной осторожности, ибо всякое ложное или ошибочное направление в этом деле будет вреднее, чем самый нынешний недостаток образования».

Известно, что образование в глазах охранительной официальной педагогики всегда было орудием обоюдоострым, которое для предосторожности надлежало затупить с одного, вредного для власти конца. В данном случае для обеспечения такой предосторожности обер-прокурор Синода предлагал «не отделять от епархиального надзора воспитание священнических дочерей… Выше изложенные соображения, – писал он, – приводят к заключению, что устройство воспитания девиц духовного звания, согласно с истинными потребностями его, тогда только может быть вполне достигнуто, когда оно, пользуясь высочайшим покровительством ее императорского величества, будет совершаться под непосредственным ведением духовного управления и епархиальных начальств».

Николай I согласился с таким заключением и 18 августа 1843 г. подписал указ об открытии в Царском Селе первого в России училища для девиц духовного звания. Устав и учебные программы этого училища должны были служить образцом и для других подобных женских учебных заведений, «имеющих впредь учредиться, дабы все духовное женское образование совершалось нераздельно в едином духе, согласно с уставами православной церкви и с настоящими потребностями духовного звания» .

Таким образом, в этой вновь организованной структуре женского образования все изначально создавалось «в едином духе», чтобы избежать последующего «расчесывания на один пробор», как это не без труда удалось сделать правительству в женских институтах Мариинского ведомства, затратив на данное занятие почти два десятилетия.

Цель нового училища для девиц духовного звания, обозначенная в уставе, была лишь одной из модификаций общей цели, постановленной в тот период перед женским образованием, применительно к сословному положению его воспитанниц – дать такое образование и воспитание дочерям духовенства, чтобы они могли быть «достойными супругами служителей алтаря Господня и попечительными матерями, которые возвращали бы детей в правилах благочестия и добронравия» .

«Главнейшая же задача училищного начальства, – говорилось в уставе, – должна состоять в том, чтобы укоренять в учащихся чистое православное учение и христианское благонравие, дух кротости, подчиненности, благотворительности, любовь к порядку, приготовлять их к будущему их состоянию преимущественно в простом сельском быту» .

Учебный курс женских духовных училищ был весьма элементарным, хотя и не лишенным некоторого своеобразия. В течение 6-летнего обучения в училище преподавались: Закон Божий (в состав которого входили катехизис, священная история и церковное пение); чтение на старославянском и русском языках; письмо на русском языке и краткая грамматика; арифметика – «до тройного правила»; краткая русская история и география; «опытное» обучение рукоделию и домашнему хозяйству. Как пособие к изучению хозяйства рекомендовалось завести при училище сад с огородом, скотный и птичий двор. Кроме того, оканчивающим курс рекомендовалось «сообщать понятия о хождении за детьми и о физическом их воспитании, о хождении за больными, об употреблении и свойствах врачебных растений».

Как отмечал один из историков епархиальных училищ М. Краснов, даже при таком «крайне элементарном курсе преподавание учебных предметов в большинстве случаев не могло вестись правильно и систематично», поскольку из-за недостатка средств подобных училищ учителя из священников и духовных семинарий преподавали преимущественно без всякого вознаграждения за свой труд и «не имели особенных побуждений старательно заниматься делом, не соединенным для них с прямым интересом». Потому многие уроки отменялись, пропускались, заменялись чем придется.

Что же касается «опытного обучения рукоделию и домашнему хозяйству», то, по словам М. Краснова, оно «обыкновенно ограничивалось тем, что воспитанницы принимали непосредственное участие в работах по дому: мыли полы, стирали белье, подметали комнаты, готовили для себя кушанья и шили белье». Никакого систематического обучения рукоделию и домашнему хозяйству, в сущности, не было, так как отсутствие средств не позволяло «заводить при училище сад с огородом, скотным и птичьим двором». Тем более не было в училищах никакого ознакомления с уходом за детьми и основами медицины .

Создание новой ветви женского образования – училищ для девиц духовного звания – в 1840—1850-х гг. шло медленно и трудно. До конца николаевского правления было открыто всего лишь четыре таких училища – в Царском Селе (1843), в Ярославле (1846), в Казани (1853) и в Иркутске (1854). Все они находились под покровительством императрицы.

Другой, еще более элементарный тип женских школ для дочерей духовенства – епархиальные училища – также развивался крайне медленно. Такие училища преобразовывались в основном из существовавших ранее при монастырях приютов, в которых содержались не только дети духовенства. Естественно, и в епархиальных училищах оказывались дети не только духовного звания. Эти училища содержались на местные средства; у них не было общего устава; каждое существовало по собственному закону – по уставам или положениям, созданным в той или иной епархии.

Основными препятствиями для развития училищ обоих типов были недостаток средств, нежелание монастырей открывать у себя училища и – главное – предубеждение против них духовенства. Как отмечал М. Краснов, у священнослужителей «сказывалось весьма мало сочувствия к образованию своих дочерей. Имевшие средства и возможность помещать дочерей своих в училища за плату считали вообще женское образование непонятной роскошью и предпочитали откладывать эти средства на приданое при выходе девиц в замужество. Постепенно сложился даже такой взгляд, что эти училища исключительно существуют для бесприютных сирот». И само название «приют» стало как бы синонимом женского духовного училища .

К 1855 г. было открыто только четыре губернских епархиальных училища, не считая приютов при монастырях, – полоцкое (1844), симбирское (1847), смоленское (1848) и харьковское (1853). Из них особенно выделялось смоленское училище, устав которого был признан Синодом образцом для других. Духовные женские училища в виде приютов также медленно распространялись по губерниям, но в них не только обучение – само содержание детей было весьма плачевно. По донесениям епархиального начальства, в некоторых приютах «воспитанницы спали иногда до 15 человек в одной келье на полу, терпели лишения в пище и одежде, а иногда не получали и никакого образования» .

Источник: https://www.e-reading.mobi/chapter.php/1034561/12/Dneprov_-_Zhenskoe_obrazovanie_v_Rossii.html

К истории женского духовного образования

Сегодня в Москве существуют несколько высших богословских учебных заведений, в которых могут учиться женщины. При многих семинариях созданы регентские курсы. Женщины преподают в воскресных школах и на просветительских курсах. Можно ли считать это явление новым для России? Как обстояло дело с женским духовным образованием в дореволюционной России? Какие возможности имели женщины, оканчивавшие «церковно-ориентированные» учебные заведения?

Обосновывая необходимость учреждения Священным Синодом Высших женских богословских курсов, протоиерей Иоанн Восторгов в 1910 году писал: «Давно появились и окрепли такие служения в жизни, которые требуют участия… женщин: учительницы, воспитательницы, начальницы женских училищ всякого рода, — не говоря уж о семье, где мать, сестра, воспитательница должна теперь, при господстве всяких отрицаний и всех видов скепсиса, охватывающих молодежь, быть во всеоружии богословско-философских знаний».

Первые училища для «девиц духовного звания» появились еще в 1840-х годах. Они содержались на средства Духовно-учебного комитета Священного Синода, и их сотрудники считались находящимися на государственной службе. Однако число обучавшихся в этих училищах дочерей духовенства, преимущественно сирот, было незначительно. К 1860 году существовало четыре «училища девиц духовного звания» (Царскосельское, Ярославское, Казанское, Иркутское), в которых обучалось в общей сложности 279 человек. К 1866 году таких училищ было уже 11, в них обучалось 594 воспитанницы.

Стремительный рост женских духовных учебных заведений начался в период Великих реформ в России, повлекших за собой значительные изменения в социальной структуре общества. Проводимые реформы по разрушению сословной замкнутости духовенства отразились и на дочерях духовенства. В 1867 году Священным Синодом была запрещена епархиальная практика, позволявшая решить проблему обеспечения девочек-сирот путем зачисления священно-церковнослужительских мест «за дочерьми или родственницами занимавших сих места лиц, с правом определения на эти вакансии тех кандидатов, которые вступят в брак с такими девицами». В это время в епархиях начинают открываться женские епархиальные училища, создаваемые по инициативе местного духовенства, которое, «глубоко осознавая потребность в образовании своих детей женского пола», активно занималось их открытием и благоустройством. Следует отметить, что эти епархиальные училища никогда не были исключительно сословными и туда принимались девушки любого происхождения. К 1866 году в 37 епархиях существовало 39 местных училищ, 3 частных и 14 приютов при монастырях для призрения дочерей служителей церкви. Эти училища находились в управлении епархиальных архиереев и содержались на епархиальные средства.

Число женских епархиальных училищ продолжало расти, но отсутствие единых стандартов образовательных программ, зависимость от благотворительных взносов и от расположения епархиального архиерея делали их существование крайне неустойчивым.

По инициативе обер-прокурора Священного Синода Д.А. Толстого Учебным комитетом был разработан общий устав для женских епархиальных училищ, который был утвержден 28 сентября 1868 года. Предложенный учебный план соответствовал программе женских училищ Министерства народного просвещения и включал, кроме общеобразовательных и некоторых богословских предметов (Закона Божьего и церковной истории, славянского языка, церковного пения), курс педагогики.

В задачи нового устава входило и предоставление возможностей для дальнейшего обеспечения выпускниц епархиальных училищ. Если раньше устроители духовных училищ считали главной задачей обеспечить своих выпускниц замужеством, то теперь выпускницы получили право на «звание домашних учительниц тех предметов, в коих они оказали хорошие успехи, без особого на это звание испытания». В последующие годы это право получили и выпускницы училищ девиц духовного звания. «Присвоение этого преимущества воспитывающимся в женских училищах духовного ведомства дочерям духовенства, при бедности большинства в этом сословии, имеет весьма важное значение, — облегчая им возможность приобретать себе средства к жизни занятиями обучением детей, домашним и школьным», — отмечалось в отчете обер-прокурора Синода.

К 1879 году существовало 29 преобразованных епархиальных училищ, в которых обучались 5871 чел.; в 11 училищах девиц духовного звания обучались 1006 чел. В 1905 году было уже 57 епархиальных училищ, в них обучались 19995 чел., а в 11 училищах девиц духовного звания обучались 1814 чел.

Существование епархиальных женских училищ было связано с большими сложностями, среди которых можно отметить острую нехватку материального обеспечения, ограниченность платы за обучение из-за нищеты епархиального духовенства, неудачи при попытке привлечения женских монастырей к делу обучения и обеспечения дочерей духовенства, настороженность земских учреждений к «епархиалкам» и предпочтение ими при взятии на работу выпускниц училищ Министерства народного просвещения. Важным недостатком женских епархиальных училищ было и то, что доступ в высшие учебные заведения для «епархиалок» был закрыт вплоть до Поместного Собора 1917–1918 годов. Тем не менее, выпускницы епархиальных училищ начинают активную деятельность в стране, стремятся к получению высшего образования, преподают в земских и церковно-приходских школах, участвуют в народническом движении. Особый вклад они внесли в развитие церковно-приходских школ. Митрополит Московский Макарий объяснял преимущество женщин-учительниц тем, что «учителя (мужчины — Н.Д.) не мoгут дoлгo заниматься в oднoй шкoле и пеpевoдятся с места на местo, ища бoльшегo oклада жалoвания, а учительницы частo дoвoльствуются и малым и пpoсиживают пoдoлгу на oднoм месте, а этo oчень важнo и для шкoлы, и для ученикoв, и даже для населения».

О том, какое внимание духовное ведомство уделяло деятельности «епархиалок», свидетельствует тот факт, что в отчетах обер-прокурора Священного Синода с начала ХХ века ежегодно дается информация о том, сколько выпускниц училищ духовного ведомства заняты преподаванием в приходских школах, в школах Министерства народного просвещения и сколько продолжили свое образование.

Духовное сословие дало несколько поколений женщин, трудившихся на ниве народного образования. Выпускницы духовных училищ отправлялись в самые глухие места, в которые отказывались ехать мужчины, получали мизерную зарплату и в буквальном смысле «жизнь свою клали» на образование и оказание необходимой помощи местному населению. Масштабы их деятельности трудно оценить. Нельзя забывать и о тех «епархиалках», которые вышли замуж за священнослужителей и занялись образовательной и врачебной деятельностью в приходе.

Помимо заведений для дочерей духовенства в России появились женские гимназии, в 1897 году открылся Петербургский женский мединститут, в 1903 — Петербургский женский педагогический институт, Высшие женские курсы. Шла борьба за предоставление женщинам возможности обучаться в университетах. Однако женское движение и женское образование в России по большей части пошли не по религиозному пути. При этом не обошлись и без крайностей: русские нигилистки, отрицавшие веру, семью, брак, хорошо известны по художественной литературе. Осознавая эту проблему, многие церковные деятели пытались противопоставить верующих, христиански образованных женщин антирелигиозно настроенным активисткам женского движения, рассматривая их как важную силу для «просвещения народа на исконных православно-русских началах в начальных народных школах».

Задачи внутренней миссии требовали решения вопроса о богословском образовании женщин. Попытки создания разного рода богословских курсов для женщин делались уже в 80-е годы XIX века. В 1910 году открылись женские богословские курсы — одновременно в Москве и Казани. В том же году в Москве возникли женские богословские курсы, основанные «Союзом христианских матерей» под председательством графини З.В. Коновницыной при «Обществе содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей». «В задачи курсов входило сообщать образованным женщинам научное изложение веро- и нравоучения христианской педагогики в применении к обучению детей дошкольного и школьного возраста и преподаванию их народу в народных и иных школах, посредством чтений».

Протоиерей Иоанн Восторгов, который принимал активное участие в открытии этих курсов, объяснял необходимость серьезного отношения к женскому религиозному образованию несколькими причинами. Одна из них — это проблема незамужних девушек. «Жизнь… oставляет мнoжествo девушек вне семьи и замужества. Пpежде такoе явление pазpешалoсь женскими мoнастыpями, и дoныне для мнoжества не нашедших замужества девушек и вдoв, oсoбливo в сpеде пpoстoгo наpoда, мoнастыpь служит путем здopoвoй в нpавственнoм oтнoшении и oсмысленнoй жизни… Ho мoнастыpи не всем желанны и дoступны, да и стpoй их, нужнo сoзнаться, частo такoв, чтo oбpазoваннoй женщине тpуднo там пpилoжить свoи знания в сooтветствующем тpуде». Кроме того, сама потребность женщин в образовании, которую правительство никак не решалось удовлетворить, допустив их в университеты, создавала благоприятные условия для создания богословских учебных заведений для женщин. Отец Иоанн красочно описывает ситуацию, в которой оказываются родители в провинции, когда их дочери по окончании гимназии намерены продолжить образование. Чтобы предотвратить развращающее влияние современной жизни на этих девушек, и необходимо создать курсы, где они могли бы получить вполне православное образование. Причем выпускницам таких курсов предполагалось предоставить право преподавание Закона Божьего во всех низших учебных заведениях. Но у Священного Синода не нашлось средств и желания на открытие подобного учебного заведения, и московские курсы существовали некоторое время на пособия благотворителей.

К 1913 году был разработан проект Женского богословско-педагогического института, который должен был находиться в московском Скорбященском монастыре. Общие курсы включали следующие предметы: Св. Писание Ветхого и Нового Завета, православно-христианское богословие с апологетикой, общая церковная история, русская церковная история, обличение раскола и сектантства, история христианского искусства, логика, психология, философия, педагогика, история педагогических учений, основы естествоведения, гигиена, один из новых языков. Выпускницы института получали «право преподавания во всех средних женских учебных заведениях по тем предметам, методики которых они изучали в институте». Однако из-за начавшейся Первой мировой войны этот проект реализован не был. Лишь в ноябре 1916 года в Скорбященском монастыре удалось ненадолго открыть женские курсы.

На Поместном Соборе 1917– 1918 годов было принято определение о женских учебных заведениях духовного ведомства, которое предполагало введение обязательного семилетнего обучения, причем учебные планы должны были быть согласованы с планами аналогичных мужских заведений духовного ведомства и Министерства народного просвещения (то есть восьмиклассных гимназий).

Однако начавшаяся вскоре революция поставила под угрозу существование самой Церкви и надолго прервала любые попытки получения женщинами богословского образования.

Источник: http://www.c-vestnik.ru/history/?ID=4587

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *