Символика в христианстве

Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов материал на тему

Курсы повышения квалификации

«Основы религиозных культур и светской этики»

Контрольная работа

Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов

Трошина

Ирина Михайловна

2018 г.

1.Введение …………………………………………………………………3

2.Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов….3

3.Заключение ………………………………………………………………15

4.Список используемых источников …………………………………….16

Введение

Христианская символика – это совокупность символов и знаков, которые употребляют различные церкви.

Символика – это слово имеет греческое происхождение. «Symbolon» в переводе с англ. языка — обозначение, эмблема, знак. Символика – это совокупность символов, которые использует группа лиц, организации, общественные или политические образования и т.д.

Христианская символика невозможна вне Церкви. Поэтому человек, который хочет приобщиться к традициям, к вере, должен видеть в земном изображении храма, икон, видеть небесное.

Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов

Впервые христианская символика появилась во времена первых гонений. Тогда её употребляли как тайнопись, чтобы узнать друг друга. Но эта символика была связана с религией. Первая христианская символика «донесла до нас богословие ранней Церкви». Многие христианские символы берут начало в язычестве, когда древние люди пытались познать Бога. Современная Церковь объясняет наличие и смысл этих символов. Израиль знал путь познания Единого Бога, поэтому первые христиане и христианские символы были из иудейской среды.

Христианские символы изображались не только в местах молитвы, но даже и частную домашнюю жизнь.

Первохристианские символы — это не просто зашифрованные изображения. Они являются наглядной проповедью. Они – притчи, к которым обращались библейские пророки и даже Иисус Христос в своих беседах и проповедях.

Зримым воплощением церковного символизма является православный храм. Православный храм – это продуманная система смыслов. В храме всё подчиняется единой цели – это путь к обожению. Храм – это святое место, где члены Церкви приобщаются к Божественной жизни в таинствах.

Стены. Св. Иоанн Златоуст говорит, что каждый верующий, все вместе и есть храм. Тем самым он сближает живой храм Божий со зданием Храма.

Восточная часть – «страна живых», страна райского блаженства. Рай, который потеряли люди бал на Востоке, в Едеме. Место вознесения Христа расположено от Иерусалима на востоке. «Восьмой день творения» — пришествие будущего Царства Божьего, символизируется восходом солнца, востоком. Само здание храма должно быть обращено на восток.

Алтарь – «высокий жертвенник» — важная часть храма, основная святыня. Алтарь освящает весь храм и символически изображает «селение Божие».

Солея – это возвышение на запад, внутрь храма, к молящимся. Солея – место для певцов и чтецов. Их называют «ликами». И они символизируют ангелов, которые воспевают хвалу Богу.

Амвону – полукруглый выступ солеи против царских ворот. С этого возвышения преподаётся причастие. В этом возвышении таится удивительный смысл. Ведь, алтарь не заканчивается иконостасом. Он выходит из-под него к людям. И даёт понять всем людям, стоящим в храме, что происходит в алтаре.

Амвон – «восхождение» — гора или корабль, с которых проповедовал Господь.

Амвон – это камень, отваленный от дверей гроба Господня. Это сделало всех, верующих в Христа, причастниками Его бессмертия. Ради чего всем верующим преподаются с амвона тело и кровь Христовы, «во оставление грехов и в жизнь вечную».

Средняя часть храма символизирует корабль. Эта часть представляет пространство, где находится вселенская Христова Церковь. Средняя часть символизирует уже мир обоженный, освящённый – «новое небо», «новая земля».

Иконостас – это становление и жизнь Церкви во времени. Он состоит из нескольких рядов, которые распологаются в определённом порядке.

Верхний ряд иконостаса представляет ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея.

Второй ряд представляет ветхозаветную церковь от Моисея до Христа.

В третьем ряду – изображается земная жизнь Христа.

Четвёртый ряд – деисис («молитва») – моление Церкви за весь мир.

Нижний (местный) ряд. В нём находятся изображения местночтимых святых и икона того праздника, которому посвящена церковь.

Западная сторона храма символизирует страну «мёртвых» и ад. На западной стороне хоронили умерших. Здесь изображались светские сцены

забав, которые напоминают о суетной, неразумной жизни, ведущей к погибели.

Средняя часть выражает общую идею храма. Здесь изображена Вселенская Христова Церковь от начала первозданной Церкви до Страшного суда.

Вся роспись храма – это символ Церкви вечной.

На северных и южных стенах храма изображены важные события церковной истории.

Притвор находится в западной части храма – противоположный алтарю — символу рая. В притворе стоят те, кто готов войти в Церковь, стать её членом, кающиеся и те, кого Церковь не допускает к причастию святых таин.

Своды, купол. В куполе изображается Глава Церкви — Христос Вседержатель.

Глава храма – есть символ Христа — Главы Вселенской Церкви. Сам храм – тело Церкви, глава – вместилище Божественной премудрости.

Столпы, поддерживающие своды внутри храма, — символ «столпов Церкви» — апостолов, святителей и учителей Церкви.

Верх храма состоит из основания, «шеи», главы, состоящей из «маковицы» и креста.

Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нём символ самого Христа и символ крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Многоглавие храмов. Количество глав храма раскрывает в

числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

Одна глава знаменует единство Бога.

Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Три главы знаменуют Святую Троицу.

Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.

Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.

Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев.

Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.

Крест. Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста — путь в Небесное царство, который показал Христос.

Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего. Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа. Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.
Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

Девятиконечная звезда — символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах. Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

Лев — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

Заключение

Наша современная жизнь наполнена различными символами. Они сопровождают нас везде. Но символы нельзя потрогать. Они являются скрытым смыслом. Очень часто символы путают с простыми обозначениями. Простые обозначения можно понять буквально. Например, дорожные знаки. В символах же сокрыты глубокие познания человечества. Их недостаточно исследовать простым рациональным способом. Символику необходимо изучать под всеми её аспектами. Чем больше мы знаем, тем сильнее понимаем, сколько осталось ещё неизведанного.

Список используемых источников:

Елена Луковникова «Древнехристианская изобразительная символика»

Олег Стародубцев, кандидат богословия, зав. кафедрой церковной истории
Сретенской духовной семинарии «Символика православного храма»

Елена Сикирич «Язык символов – язык вечности»

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2018/11/25/tserkovnyy-simvolizm-obyasnenie-naibolee-znachimyh

История

Раннее христианство

Украшенная резьбой плита саркофага с сюжетом Поклонение волхвов из римских катакомб, III век.

До Константина Великого

Нет физического описания внешности Иисуса Христа, содержащегося в каноническом Евангелии, кроме как в Откровении 1:14,15 (Библия короля Иакова, 1611 год), где сказано: голова его и волосы белы, как снег и шерсть; глаза его, как пламень огненный; ноги подобны латуни, раскалённой в печи. В Деяниях святых апостолов Иисус появляется как «свет с неба», который временно ослепил апостола Павла. Книга Откровение Иоанна Богослова в Новой международной версии (Откровение 1:12-16) делает ссылку на следующее видение Иисуса: «среди светильников был кто-то, подобный сыну человеческому, одетый в одеяние, спускавшееся на ноги с золотым поясом вокруг груди. Его волосы были как шерсть, глаза его были как пламень огненный. Его ноги были похожи на бронзу раскалённую в печи, а голос его, как шум вод многих. Его лицо было как солнце, сияющее в силе своей». При этом используется иллюстрация самой книги.

Иисус на фреске в катакомбах Святого Каллиста, III век

Одна из десяти заповедей — «Не делай себе кумира и никакого изображения кумира» из Исхода 20:4-6 препятствовала изображению Иисуса. Особенно против изображения человеческих фигур и размещения статуй в храмах были иудеи. Так продолжалось до III века нашей эры. Первые изображения людей в храмах стали известны только при раскопках синагоги Дура-Европос, построенной в середине третьего века. Во время гонений на христиан в Римской империи также было запрещено делать рисунки в церкви и поклоняться им. Вопрос изображения людей в храмах был предметом споров до конца IV века.

Изображение IV века в городе Дура-Европос, Сирия

Самые ранние из сохранившихся в христианском искусстве изображений Иисуса Христа относятся к началу четвёртого века. Они находятся на стенах гробниц в катакомбах Рима, принадлежавших, скорее всего, состоятельным христианам. Также весьма старинный портрет Иисуса был найден в Сирии и датируется приблизительно 235 годом. Он был изображён безбородым юношей, одетым в стиле молодого философа в тунику и плащ, с коротко остриженными волосами — признаки воспитанности в греко-римском обществе. Из этого можно сделать вывод, что некоторые ранние христиане не обращали внимания на исторический контекст, что Иисус был евреем, и представляли его исключительно с точки зрения их собственной культуры.

Появление изображения Иисуса имело некоторые богословские последствия. В то время как некоторые христиане считали, что Иисус должен иметь красивый внешний вид молодого классического героя, гностики считали, что он мог менять свой облик по желанию автора-изобразителя. Другие, включая Отцов Церкви — Иустина и Тертуллиана, считали, что согласно Исайе 53:2, Христос был ничем не примечателен. Иероним Стридонский и Аврелий Августин утверждали, что Иисус должен быть идеально красив в лице и теле. Августин говорил: он должен быть «красив, как ребенок, на земле и на небесах».

После Константина Великого

Бородатый Иисус между Петром и Павлом (в катакомбах Марцеллина и Петра в Риме)

С III века появились первые сюжетные сцены из жизни Христа, включая Крещение Господне и Тайную вечерю. Сохранилось до наших дней несколько сцен на тему жизни Христа в церкви Дура-Европос в Сирии. В течение IV века большинство сцен показывают Христа как молодого, безбородого, с короткими волосами, не достигающими плеч. Иногда он изображён с волшебной палочкой, с помощью которой он превратил воду в вино, умножил хлеб и рыб, воскресил Лазаря (изображение на дверях церкви Санта-Сабина в Риме).

Безбородый Иисус на мозаике в Архиепископской капелле, Равенна

По словам археолога и искусствоведа Пауля Занкера, бородатый вид Иисуса Христа с длинными волосами связан с изображением таких харизматических философов, как Евфрат, Дион Хрисостом и Аполлоний Тианский, которые, как утверждалось, тоже могли творить чудеса. Также с III века некоторые христианские апологеты, такие как Климент Александрийский, рекомендовали ношение бороды мужчинам-христианам.

С середины IV века, после того как христианство в 313 году было легализовано Миланским эдиктом, образ Иисуса в иконографии изображался в виде двух типов — как безбородого, так и с бородой. В V веке он стал изображаться большей частью с бородой и длинными волосами, а также с крестообразным нимбом. Этот образ доминировал в Византийской империи. Одновременно Иисус изображался и безбородым, как в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово и Архиепископской капелле в Равенне. Как правило, безбородый Иисус изображался до Страстей Христовых, после чего он стал изображаться с бородой.

После того как бородатый, длинноволосый Иисус стал общепринятым представлением о нём, черты его лица начали тоже стандартизироваться. Этот процесс длился до VI века в восточном христианстве и несколько больше — в западном, где безбородый Иисус изображался до XII века. К концу Средневековья борода стала его неотъемлемым признаком.

Поздний период

Начиная с VI века и до настоящего времени Иисус изображается с удлинённым лицом, длинными прямыми коричневыми волосами с прямым пробором посередине, глаза имеют миндалевидную форму.

В период византийского иконоборчества прекратилось почитание икон, соответственно запрещено было изображать Христа, но с IX века этот запрет был снят. Преображение Господне было одной из основных тем на Востоке, и каждый православный монах, который обучался иконописи, доказывал свое мастерство, рисуя икону Преображения. В это время, когда западные изображения Иисуса все больше были направлены на реалистическое его изображение, приближенное к человеку, на востоке иконы писались с учётом обратной перспективы — изменение размеров и пропорций тела имело целью выйти за пределы земной реальности.

Перуджино, Распятый Христос

XIII век стал важным в формировании образа владыки Иисуса как чудотворца в западном христианстве. Францисканцы стали подчёркивать смирение Иисуса от его рождения до смерти через распятие. При этом они изображали радость рождения Христа и агонию его распятия. Эти чувства стали преобладающими при изображении Христа на протяжении нескольких веков. Ренессанс породил целый ряд художников, создававших красочные художественные полотна, изображавшие Иисуса с идеальной человеческой красотой. В числе наиболее известных художников были Джотто, Фра Анджелико, Леонардо да Винчи. Иисуса стали изображать и в скульптуре.

Мантенья, Христос как Искупитель страданий

Период Высокого Ренессанса совпал с началом протестантской Реформации, которая, особенно в первые десятилетия своего существования, яростно выступала против идолопоклонства, в результате чего было уничтожено много изображений Иисуса Христа. Постепенно образ Иисуса стал приемлемым для большинства протестантов, изображавших его стандартную внешность. Католическая контрреформация подтверждала важность искусства в оказании помощи верующим и способствовала повсеместному изображению образа Христа, также в стандартном виде.

С развитием человеческой цивилизации, к концу XIX века, когда были найдены новые артефакты, относящиеся к Иисусу, и появились новые виды искусства, Христос стал широко изображаться в книгах, кино, скульптуре.

Интересно, что в 1801 году английский скульптор Томас Бэнкс вместе с художниками Бенджамином Уэстом и Ричардом Косвеем провели эксперимент над телом казнённого преступника, чтобы проверить, насколько правильно с точки зрения анатомии человека в мировом искусстве изображается распятый Иисус Христос.

Хризма

Хрисмон

Хризма или хрисмон (Хи-Ро), ☧ — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр. 1:8; см. также Откр. 22:13). Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Возможно, что её происхождение связано со словами Апокалипсиса: «печать Бога живаго» (Откр. 7:2).

Исторически наиболее известно использование хрисмона для лабарума (лат. Labarum) — древнеримского военного штандарта (вексиллума) особого вида. Император Константин Великий ввел его в войсках после того, как увидел на небе знамение Креста накануне битвы у Мульвийского моста (312 год). Лабарум имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (ст.‑слав. Симъ побѣдиши, буквальное значение — «Этим победишь»). Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320).

Хрисмон присутствует на некоторых монетах Птолемея III, правившего Египтом в 246/245 — 222/221 годах до н. э.

Символ хризмы закодирован в юникоде — U+2627 ☧ chi rho (HTML ☧) и U+2CE9 ⳩ coptic symbol khi ro (HTML ⳩) в коптском блоке юникода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *