Знамение икона божией

Где находится святыня

Главным монастырем иконы Божьей Матери «Нерушимая стена» всегда был Софийский собор в Киеве. Образ расположен у главного алтаря над горным местом.

На сегодняшний день есть еще один образ Богоматери «Нерушимой стены», который был написан по образу иконы в Софийском соборе и монастыря при Константинополе. Эта святыня находится в Воскресенско-Мироносицкой обители в селе Никольском. Она была надежно спрятана и явилась миру только в второй половине ХХ века. Говорят, что только в новом тысячелетии этот образ в Воскресенско-Мироносицкой обители начал наделять верующих чудотворной силой.

Архивные записи свидетельствуют, что данная святыня была освящена всероссийским молитвенником Иоанном Кронштадтским. В период атеизма монастырь был разграблен и разрушен, но икону удалось спасти одной благочестивой прихожанке. Она хранила ее у себя в доме, а возле того как буря улеглась, передала святыню храму.

  • По всему миру образ Богородицы принес множество невероятных явлений, необъяснимых исцелений и чудес. А чудотворные списки «Нерушимой стены» можно посмотреть:
  • в московском храме Апостолов Петра и Павла;
  • в храме Рождества Богородицы;
  • в часовне Кафедрального собора Калининграда;
  • в монастыре Иконы Божией Матери Краснодарского края;
  • в Ессентукской церкви Ставропольского края.

Очень популярна святыня Божьей Матери в Кафедральном Соборе города Калининграда. Здесь постоянно можно увидеть огромное количество просящих. Ведь считается, что если молиться перед Ее образом, то молитва непременно будет услышана. День празднования: Неделя Всех Святых (первое воскресенье после Троицы).

Значение и в чем помогает икона «Нерушимая стена»

Такое название она получила благодаря своей нерушимости. Ведь образ Божьей Матери в Киевском монастыре пережил бесчисленное количество бедствий и войн за много веков, но, тем не менее остался неповрежденным.

Это доказывает чудо нерушимости данной святыни, так как ее не затронули ни пожары, ни стихии. Хотя сам собор Св. Софии и сам Киев были не раз разграблены и разрушены. Это случайность? Или настоящее чудо? А может что-то уникальное и таинственное для человеческого разума? Кто это знает? Именно поэтому христиане ищут защиту у нее от всех недугов и негативных воздействий.

У этой христианской святыни просят помощи и заступничества. Образ Божьей Матери «Нерушимая стена» помогает уберечь ваш дом от бедствий и болезней. Икона может отвести от ваших родных беды, а ваш дом будут обходить стороной недоброжелатели, воры и пожары. Также она способствует укреплению семейного благополучия и счастья. Многие говорят, что благодаря этой святыне их семья здоровая, дружная и крепкая.

До наших дней сохранилось древнее значение иконы и ее описание. Суть образа Матери Божьей такова:

«Богородица представлена росту исполинского — как и все дела Ее на земле Русской. Стоит она на камне из золота, камень этот — незыблемое, нерушимое основание всех нуждающихся в защите Ее. На Божией Матери хитон небесного цвета, пояс червленый, а на поясе том висит лентион, и отирает Она им море слез. На руках, к небу воздетых, — поручи лазуревые, с головы Ее спускается покрывало, такмо золотое. Покрывало в виде омофора перевешено на плечи. На светлом челе Божией Матери светлая же горит звезда, и еще две светлые звезды есть на раменах, ибо Сама Она есть Матерь Незаходимого Света, заря Незаходимого никогда Солнца».

Также в честь данной чудотворной святыни был назван Апшеронский женский монастырь, который расположен на Кубани. Лик образа Божьей матери уже много столетий является очень почитаемой святыней для богомольцев. Многие верующие относятся к иконе с очень глубоким и большим уважением. Все потому что это творение чудесное, а его чудотворные свойства доказывает время.

О чем молиться иконе «Нерушимая стена»

Помолиться святому образу Божьей Матери стоит в таких случаях:

  • когда Вы или Ваши близкие собрались в путешествие, командировку или длительный отъезд;
  • можно обращаться в святыне для того, чтобы она защитила дом или Вашу семью;
  • когда на дом обрушилось горе или недуг у близкого;
  • при семейных разногласиях она способна воссоединить семью;

Также стоит следовать следующим традициям:

  • Если Вы или близкий человек куда-то отправляется, то нужно помолиться непосредственно перед выходом из дома;
  • Если горе в семье или болезнь, то нужно молиться в уединении. Для этого необходимо стать на колени перед иконой, прочитать молитву, произнести текст по канону, а далее обратиться к Богородице своими словами;
  • Просьба у Богородицы о защите семьи и дома также осуществляется после прочтения молитвы.

Все это необходимо делать искренне, а сама молитва должна идти от Вашего сердца.

А вот и сама молитва Богородице «Нерушимая стена»:

«Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.»

Где вешать икону «Нерушимая стена»

Многие верующие утверждают, что если Вы хотите обратиться к иконе, то лучше всего посетить Софийский собор в Киеве. Но если такой возможности у Вас нет, то можно повесить эту икону у себя дома. Для того чтобы Богородица могла уберечь Ваш дом и семью христианина, ему необходимо знать, куда лучше повесить образ.

Лучшим местом в доме для чудотворной Защитницы будет место напротив входной двери. Если это невозможно, то можно повесить над ней. Только в этом случае Богородица будет наблюдать за всеми кто входит в Ваш дом. А Ее лик будет обращен к этим людям.

Если человек пришел с плохими мыслями в вашу сторону или недобрыми намереньями, то он будет себя чувствовать неуверенно и некомфортно. Из-за этого он постарается как можно быстрее уйти или максимально сохранить визит. А в следующий раз вообще подумает над тем, приходить ли вообще. Икона Матери Божьей защищает не только от недоброжелателей, но и от бед, болезней и злых чар.

Данную икону Богородицы можно дарить родственникам, знакомым и друзьям для того, чтобы их семья и дом были всегда под защитой. И православная индустрия делает множество разнообразных вариантов этой чудесной святыни. Такие творения являются не только очень сильной защитой Вашему дому, но и прекрасным иконописным искусством, которое замечательно украсит любой интерьер.

Храни Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/ikona-nerushimaya-stena-znachenie-v-chem-pomogaet/

История

Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену.

Знаменский собор в Новгороде был построен в 1682—1688 годах для размещения иконы

Во время крестного хода осаждавшие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу новгородскому. В это время враги были объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу (см. Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)).

В память об этом чуде архиепископ Иоанн ещё в XII веке установил празднование в честь иконы Знамение Богородицы, совершаемое в Русской церкви по настоящее время. В 1354 году икона была перенесена в Церковь Знамения Богородицы (Знамения Божией Матери), сооружённую по велению архиепископа Моисея. В 1560 году икона вновь находилась в церкви Спаса Преображения на Ильине, а затем была перенесена в Знаменский собор. Находившийся на Руси в день празднования иконы Знамение Богородицы афонский иеромонах Пахомий Логофет написал на этот праздник два канона.

После революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны икона была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей.

15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы Русской православной церкви из Новгородского музея-заповедника.

Икона Оранта Панагия тайный символ Мироздания

Опубликовано автором Мар 3, 2010 в Христианство | 2 комментария

В этой статье мы исследуем Икону Божьей Матери — Богоматерь «Оранта — Великая Панагия». Икона Ярославской школы. XIII в. Изображение иконы показано на рисунке 1. Такое название иконы объясняется следующим образом : «Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Молящаяся», или «Оранта» (греч.). Такие изображения в полный рост по древней традиции помещают в конхе — верхней части алтаря. Божья Матерь, изображенная в полный рост, с Бого-младенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Рис. 1. Икона Божией Матери – Богоматерь «Оранта — Великая Панагия». Икона Ярославской школы. XIII в. Размер — 193.2 × 120.5 см — Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. (Обычно никто из искусствоведов не отмечает то, что отношение высоты иконы к ее ширине составляет величину (193,2/120,5) = 1,60332, что в пределах ошибки измерения размеров доски иконы практически равно числу золотого сечения Ф=1,6180339887…. (Прим. ред.)). «Богоматерь стоит на овальном орнаментированном красном ковре. Руки подняты вверх с раскрытыми маленькими ладонями до уровня плеч. На ее груди помещен золотой диск с поясным Еммануилом, широко распростершим руки с пальцами, сложенными в ораторском жесте. В верхних углах расположены заключенные в белые кольца полуфигуры предстоящих Богоматери архангелов в крещатых омофорах, с зерцалами в руках. Стиль живописи Великой Панагии – монументальный образ. Как в киевских мозаиках, большую роль играет золото, тип классически-законченных лиц матери и младенца, эллинистические облики ангелов, характер украшений одежд и ковра — все это не находит аналогии в начинавшей складываться в начале XIII в. ростово-суздальской школе живописи. Ни во Владимире Залесском, ни в Ростове Великом, ни в Суздале, ни в самом Ярославле — крупнейших центрах этой школы — не сохранилось от XIII века памятников, отмеченных, как Великая Панагия, законченным живописным мастерством…».

На рисунке 2 в увеличенном виде показан образ Еммануила в золотом круге.

Рис. 2. Образ Спаса Еммануила в золотом круге. Над ним справа и слева видны на одежде Богоматери «звезды». «Иммануи́л, (Иммануэль, Эммануэль, Эмануил, Мануил, Мануэль) — мужское теофорное имя библейского (еврейского) происхождения (ивр. עִמָּנוּאֵל‎, «с нами бог»). В форме фр. Emmanuelle (Эммануэль) — французское женское имя. По упоминанию в пророчестве Исайи и в Евангелии от Матфея это имя ассоциируется с мессией. В христианстве оно является другим именем Иисуса Христа. Теофорные имена (от греч. θεός, «бог» и φορός, «несущий») — личные имена людей, включающие в себя имя бога (богов) или божественный эпитет. Например, Теодор, Фёдор — греч. θεός, «бог» и δῶρον, «дар» — дар божий; Гавриил — ивр. גבריאל‎‎, Гавриэль, в буквальном переводе ивр. גבורה‎ — мужество/мощь, אל — Бог, то есть божественная мощь».

Справа вверху в круге показан Архангел Гавриил. На рисунке 3 этот фрагмент иконы показан в увеличенном виде. Слева вверху в круге показан Архангел Михаил. На рисунке 4 этот фрагмент иконы показан в увеличенном виде.

Рис.3. Фрагмент иконы – Архангел Гавриил.

Рис.4. Фрагмент иконы – Архангел Михаил.

КОММЕНТАРИЙ 1:

Вначале рассмотрим основные элементы иконографии Божьей Матери. Они показаны на рисунке 5.

Рис. 5. Основные элементы иконографии Божьей Матери — 1 — нимб, 2- мафорий, 3 — звезды, 4 — поручи, 5 — именование — вверху — Матерь Бога, внизу — Господь Иисус Христос. Настоящий рисунок сделан на базе рисунка из работы .

На иконе Оранта Панагия на мафории также изображены звезды. Это существенный канонический элемент иконы, сакральное значение которого мы увидим ниже. Для лучшей видимости этих и других деталей иконы на рисунке 6 отдельно показаны эти элементы.

Рис. 6. Икона Божьей Матери — Богоматерь «Оранта — Великая Панагия». Икона Ярославской школы — XIII век. Слева показано изображение Иконы Богоматери «Оранта — Великая Панагия», которое графически отредактировано для лучшей видимости основных деталей иконы без изменения ее внешних размеров. Справа на фрагменте иконы Толгской Богоматери показано положение канонического элемента — «звезды». Слева на иконе «Оранта» дуговыми стрелками показаны те же «звезды». Внизу, в увеличенном масштабе показан орнамент рисунка в нижней части иконы. Этот орнамент (ковра), на котором стоит Богоматерь сродни виду матрицы Мироздания.

Совместим икону Оранта Панагия с матрицей Мироздания. Результат совмещения иконы с матрицей показан на рисунке 7. Икона располагается в месте перехода между Верхним и Нижним миром матрицы.

Рис. 7. На рисунке показан результат совмещения Иконы Богоматери «Оранта — Великая Панагия» с «энергетической матрицей мироздания». Верхний обрез иконы расположился на половине расстояния между 6-ым и 5-ым уровнем Верхнего мира Матрицы, а нижний обрез иконы совместился с 6-ым уровнем Нижнего мира матрицы. Боковые стороны доски иконы пересекают крайние позиции на 5-ом уровне Верхнего и Нижнего мира матрицы. Угол разворота поднятых рук Богоматери фактически точно соответствует углу наклона боковых сторон пирамиды Верхнего мира, а пальцы рук указывают на крайние позиции матрицы 4-го уровня Верхнего мира матрицы. «Звезды» на лбу Богоматери совместились соответственно со средней позицией 5-го уровня, а звезды на плечах с двумя позициями 4-го уровня Верхнего мира матрицы. Таким образом, нам становится понятным, что канонический элемент «звезда» на христианской иконе – это «ключ» для совмещения иконы с матрицей Мироздания! В этом сакральный смысл элемента иконописи — «звезда». Голова Христа — Младенца в круге на груди Богоматери совместилась с вершиной пирамиды Нижнего мира матрицы. Это символически говорит о том, что Иисус Христос, Сам находясь в Верхнем мире, Царь, властелин Нижнего мира матрицы. Круги с изображениями Архангелов (Ангелов) оказались вписанными в квадраты матрицы, как показано слева кругом — А. Стрелками — В — показаны кресты перед ангелами, которые совмещаются в пределах точности деталей рисунка с вертикальными и горизонтальными линиями матрицы на 5-ом уровне Верхнего мира.

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение Младенца Христа на лоне Богородицы — это символ величайшего чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. И этим иконография «Знамение» перекликается с иконами Божией Матери «Умиление».

Слово «Знамение» также родственно славянскому глаголу «знаменаю» — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери как символ молитвы. Младенец Христос в круге как символ Евхвристии — «(греч. — Благодарение, благодарственная молитва). В позднем иудаизме и раннем христианстве хвалебная молитва. С 1-го века в христианской религии причащение, одно из христианских таинств с обрядом и элементами причащения (хлеб, вино)». Поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю».

На рисунке 8 аналогичном с рисунком 7 сверху иконы нарисованы два Священных символа — Тетрактисы верхний (вершина пирамиды Верхнего мира матрицы) и нижний (вершина пирамиды Нижнего мира матрицы), и «звезда Давида».

Рис. 8. На рисунке аналогичном с рисунком 7 поверх иконы «Великая Панагия» нарисованы два Священных символа — Тетрактисы и «звезда Давида». Эти священные символы, как мы видели по результатам наших исследований, характеризуют место перехода между Верхним и Нижним миром матрицы мироздания. В данном случае икона «Великая Панагия» располагается также в месте перехода между Верхним и Нижним миром «энергетической матрицы мироздания» поэтому мы вправе поверх иконы нарисовать эти два священных символа. Остальные детали хорошо видны на рисунке.

КОММЕНТАРИЙ 2:

Выше на рисунке 7 и 8 мы видели, что на иконе положение головы Христа — Младенца в круге на груди Богоматери совместилось с вершиной пирамиды Нижнего мира матрицы. Это, как мы говорили, символически говорит о том, что Иисус Христос, Сам находясь в Верхнем мире, Царь, властелин Нижнего мира матрицы.

Аналогичное положение головы в матрице Мироздания встречается в древней египетской традиции изображения родившегося Гора (Хора) младенца .

На рисунке 9 из работы де Любича показано — египетское изображение мальчика Гора (Хора) младшего родившегося от Исиды (Ast) и Осириса (Asar), которого греки называли именем Гарпократ.

Рис. 9. «Справа налево: (предположительно) певец Амона Ра, Хер-Убен, и бабуин (бога мудрости) Тота перед изображением глаза Утчат. Надпись, под ним гласит: «Поклонение Ра; новый год Ра; в небесной ладье Ра». Между двумя львами — Акерами (Это Шу и Тефнут) они олицетворяют «Вчера» и «Завтра». Над Головой Антилопы изображен на горизонте (на что указывает знак горизонта) сидит, прижав к губам палец, Гор (младший) Гарпократ — мальчик с атрибутами коронованного наследника престола. «Солнечный диск», внутри которого сидит Гор, обвивает по кругу змея, кусающая собственный хвост (символ вечности). Змею обнимают две руки, спускающиеся с небес». Так описывается этот символический рисунок в работе де Любича.

На рисунке 10. показан результат совмещения рисунка Гора — Гарпократа с матрицей Мироздания.

Рис. 10. На рисунке показан результат совмещения египетского символического рисунка Гора (Хора) Хорпакхарта (Гарпократа) с «энергетической матрицей мироздания» в месте перехода между пирамидами «Верхнего» и «Нижнего» Египта. Из рисунка хорошо видно, что он точно вписывается в пределы верхнего и нижнего Тетрактисов. Позиции матрицы хорошо связаны с основными узловыми деталями рисунка. Это дает основание с большой убедительностью сделать вывод о том, что аналогичная «матрица» была исходной основой для создания этого рисунка в древнем Египте. «Матрица» и ее следы были убраны египетскими жрецами, а рисунок «понес в будущее» тайное знание, как о собственно символах, изображенных на нем, так и о своей принадлежности миру «энергетической матрицы мироздания» или «Миру Невидимого Света». Только при совмещении этих двух ключей — «матрицы» и символов, изображенных на рисунке, возникает возможность правильной интерпретации и символов и статусов «матрицы».

На рисунке 11 справа показана запись (сверху вниз) египетских иероглифов, обозначающих «Имя» Божественного Гора — мальчика Хорпакхарта.

Рис. 11. На рисунке справа показана запись (сверху вниз) египетских иероглифов, обозначающих «Имя» Божественного Гора — мальчика Хорпакхарта. Из рисунка видно, что верхний иероглиф Хор в «Имени» Гора начинается с 14-го уровня в «Верхнем» мире (в верхнем Египте) в матрице Мироздания. Это означает, что «энергетический статус» или Власть божественного мальчика Гора (Хора) достигает 14-го уровня Верхнего мира матрицы. Этот факт удивительным образом соответствует тому, что мы увидим дальше при исследовании сакрального смысла иконы «Оранта Панагия».

В древних египетских иероглифических записях «Имен» царей или богов была скрыта сила соответствующая тому уровню «энергетической матрицы мироздания», с которого начиналась запись в матрице этого «Имени». Эту тайну знали жрецы, нарекавшие то или иное «Имя» родившемуся малышу. Внешне, окружающим их людям казалось, что имена детей просто перекликались с именами богов.

Существенно отметить, что иероглифическая запись Имени Божественного Гора — мальчика Хорпакхарта начинается с именно с 14-го уровня Верхнего мира матрицы. Сакральное Значение этого уровня для душ, идущих к небесам, мы обсуждали в статье на сайте в разделе «Авторские статьи» — «Во сне Иаков видел лестницу, ведущую в небеса, в матрице Мироздания!», при исследовании иконы «Духовная лестница» из монастыря Святой Катерины на Синайском полуострове.

КОММЕНТАРИЙ 3:

Однако, рассмотренное выше на рисунке 7 и 8, расположение иконы «Великая Панагия» в матрице Мироздания не единственное! Это связано с тем, что матрица мироздания является основой не только для священных символов. Пропорции плотного человеческого тела также связаны с матрицей Мироздания. Более детально этот вопрос мы будем рассматривать в наших дальнейших публикациях. По этой причине мы можем увеличить размер иконы так, чтобы глаза и рот Богоматери на иконе точно совместились с определенными позициями матрицы Мироздания. При этом горизонтальный размер между зрачками глаз на иконе Богоматери и ее рот будут «ключом» для нового совмещения иконы с матрицей мироздания. На рисунке 12 показан результат такого совмещения.

Рис. 12. Пропорции плотного человеческого тела человека также связаны с матрицей Мироздания. По этой причине мы можем увеличить размер иконы так, чтобы глаза Богоматери и ее рот на иконе точно совместились с определенными позициями матрицы Мироздания. При этом горизонтальный размер между зрачками глаз на иконе Богоматери и ее рот будут ключом для нового совмещения иконы с матрицей Мироздания. Глаза Богоматери расположились на 18-ом уровне Верхнего мира матрицы. Пальцы рук Богоматери совместились с 15-ым уровнем Верхнего мира матрицы. Дуговая скобка — А – предыдущее положение иконы. В – верхний обрез иконы. С – нижний обрез иконы. D – круг с изображением Спасителя в матрице мироздания. Верх головы Эммануила совместился с 14-ым уровнем Верхнего мира матрицы, а золотой круг вокруг Него простирается от 10-го до 15-го уровня Верхнего мира матрицы! Это удивительным образом совпадает с верхним положением иероглифической записи Гора младенца на рисунке 11. Новое положение «звезд» на иконе хорошо видно на рисунке также как и положение остальных деталей совмещения иконы с матрицей. Таким образом, при совмещении иконы с матрицей мы получаем возможность воочию увидеть сакральный смысл христианского понятия – «Покров Богоматери».

Итоговый вывод наших исследований. Икона Богоматерь «Оранта — Великая Панагия» была создана мастерами древности по законам матрицы Мироздания, которые они знали! Икона создавалась по Канону (правилу), которым является матрица Мироздания, и служила для описания определенных пространств матрицы. В этом сакральный смысл иконы, в этом секрет ее гармонии. Наша рабочая гипотеза о том, что Единый Господь разным народам в разные времена давал одни и те же знания о Себе и о Мироздании, но в разном обличье – подтверждается результатами наших исследований. Низкий поклон известным и неизвестным мудрецам древности, которые хранили и передавали будущим поколениям сокровенные знания о Боге и Его Мироздании.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.

Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет — Яндекс Деньги – 410011416569382

©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.

Христианство в искусстве. Иконы, фрески, мозаика … — http://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=170&where=library

С.Алексеев, Энциклопедия Православной Иконы, Основы богословия иконы, «САТИСЪ», Санкт-Петербург 2002 г., с. 167.

Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери, т. II, Пг., 1915, стр. 63–84, 114–115; «История русского искусства», т. I, M., АН СССР, 1953, стр. 490). В Древней Руси такое изображение называлось «Богородица Воплощение».

С.Алексеев, Энциклопедия Православной Иконы, Основы богословия иконы, «САТИСЪ», Санкт-Петербург 2002 г., с. 167.

Словарь Античности, перевод с немецкого, СП «Внешсигма», М., 1992 г., с. 200.

Более подробно этот раздел обсуждается в моей книге – «Невидимый Египет», библиографическая справка о которой представлена в разделе «Книги» на сайте.

Эрнест Уоллис Бадж, Легенды о Египетских богах, Жерж Нажель, «Мистерии» Осириса в Древнем Египте, Шваллер де Любич, О символе и символическом, «Рефл-бук», «Ваклер», 1997 г., с 235.

  1. Elena:

    Оказывается, древние иконописцы знали тайны иконописи, которые не дошли до наших времен?! Увидела, как стоит в матрице Мироздания прекрасная икона Оранта Панагия, и не могла долго отвести взгляда. Вот, оказывается, откуда рождается чувство внутренней гармонии и соразмерности, когда смотришь на древние иконы. Вывод в статье о том, что матрица Мироздания и есть, основа Византийского Канона иконописи, очевиден. У меня также родилась мысль, что — Все божественное симметрично! Благодарю Вас за открытие для меня сакрального смысла икон и символов Христианства. Удачи, сил и терпения Вам в столь нужном, для расширения мировоззрения людей, труде.

  2. Galuba:

    «Миром правят символы».(Возможно Конфуций). В современных православных храмах существуют ли символы Мирозданья? кроме соборной молитвы?

Источник: http://amenra.ru/?p=678

Богоматерь Великая Панагия (Оранта)

Другие языки
Изображения с более высоким разрешением:

  • 2500 x 3981 пикс.
  • 1300 x 2126 пикс.
    (Подборка изображений икон издательства «Белый город»)
  • 1024 x 1665 пикс.
    (DVD-диск «Ярославская иконопись»)
См. ниже:

  • детали (4)

Школа или худ. центр: Ярославль

Первая треть XIII в.

  • Onasch 1961: XII–XIII вв.
  • Антонова, Мнева 1963: Ок. 1114 г. (?)
  • Ростово-суздальская живопись 1970: XII в.
  • Алпатов 1974: XII в.
  • Масленицын 1983: Ок. 1218 г.
  • Лазарев 2000/1: Ок. 1224 г.
  • Иконопись ГТГ 2019: Первая треть XIII в.

193.2 × 120.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12796

См. в «Галерее»:

  • Богоматерь Великая Панагия

Ниже цитируются:

  • Антонова, Мнева 1963 = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
  • Лазарев 2000/1 = Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.
Антонова, Мнева 1963

3. Богоматерь Великая Панагия (Оранта)1.

1 Иконография этой иконы Богоматери, получившей известность под названием Оранты, являлась одним из распространенных константинопольских типов Марии Влахернитиссы. Опубликовавший икону в 1928 г. А. И. Анисимов назвал ее Орантой ошибочно, так как иконография Оранты представляет фигуру Богоматери в рост, с поднятыми руками, но без младенца. Композиция произведения из Ярославля обычно определяется в византийской иконографии, как Великая Панагия (см. Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери, т. II, Пг., 1915, стр. 63–84, 114–115; «История русского искусства», т. I, M., АН СССР, 1953, стр. 490). В Древней Руси такое изображение называлось «Богородица Воплощение».

Г. и М. Сотириу обнаружили среди синайских (по-видимому, местного происхождения) икон XII–XV вв. памятник, где Богоматерь в рост, поддерживающая перед грудью младенца с распростертыми руками, названа в надписи Ἡ Βατος — Неопалимая Купина (G. Sotiriou et M. Sotiriou, Icones du Mont Sinaï, t. I, Athènes, 1956 (на греческом языке с французским переводом, табл. 155). По-видимому, по аналогии издатели применили этот эпитет к изображению Богоматери Великой Панагии (там же, табл. 158 — обычной композиции без называющей тип надписи). Неопалимой же Купиной Г. и М. Сотириу назвали Великую Панагию без надписи на створке складня эпохи Палеологов (там же, табл. 231).

Около 1114 (?) года. Киев2.

2 В приведенной ниже библиографии всеми, кроме И. Э. Грабаря и Д. В. Айналова, икона датируется ХIII в. и относится к ростово-суздальской школе. В. Н. Лазарев считает, что Великая Панагия написана в Ярославле в 20–30-х годах ХIII века. Между тем стиль живописи Великой Панагии — монументальный образ, в выразительности которого, как в киевских мозаиках, большую роль играет золото, тип классически-законченных лиц матери и младенца, эллинистические облики ангелов, характер украшений одежд и ковра — все это не находит аналогии в начинавшей складываться в начале XIII в. ростово-суздальской школе живописи. Ни во Владимире Залесском, ни в Ростове Великом, ни в Суздале, ни в самом Ярославле — крупнейших центрах этой школы — не сохранилось от XIII века памятников, отмеченных, как Великая Панагия, законченным живописным мастерством, предполагающим длительное предшествующее развитие. Средой, породившей такое зрелое выдающееся произведение, в то время могла быть почти недошедшая до нас киевская школа живописи.
Патерик Киево-Печерского монастыря (изд. Археографической комиссии, Спб., 1911, «Слово 34, о Спиридоне проскурнице и о Алимпии иконнице», стр. 120–125) сохранил легенду, связывающую происхождение древней ростовской «великой (большой. — В. А.) иконы Богоматери» со знаменитым киевским художником Алимпием Печерским, умершим в 1114 г. Этой иконой принято было считать Богоматерь Владимирскую Успенского собора в Ростове Великом.
Так как икона Владимирской Богоматери, получившая широкую известность на Руси, была привезена из Константинополя в 30-х гг. XII в. (см. № 5), то произведение, о котором говорит легенда, не могло быть связано с этой иконографией. Памятник ростовского Успенского собора, считавшийся алимпиевской иконой, является, как показало обследование, произведенное в 1919 г., копией Владимирской, исполненной в XVII веке (И. Э. Грабарь, Андрей Рублев. — В кн.: «Вопросы реставрации», Сб. 1, М., 1926, стр. 51; об Успенском соборе в Ростове см. Н. Н. Воронин, Археологические исследования архитектурных памятников Ростова. — В кн.: «Материалы по изучению и реставрации памятников архитектуры Ярославской области», I. Древний Ростов. Ярославль, 1958, стр. 4–5).
Есть основание предполагать, что «великой иконой» легенды, сохраненной в Киево-Печерском патерике, является «Великая Панагия», обнаруженная в Спасском Ярославском монастыре. С 1788 г. этот монастырь служил резиденцией митрополитов ярославских, переведенных сюда из Ростова Великого после упразднения древней ростовской митрополии, вместе со всем имуществом архиерейского дома. В обширных кладовых этого монастыря хранилось древнее, уцелевшее от расхищения ростовское наследие, заключавшееся в рукописях, иконах и других предметах архиерейского обихода. Знаменательно, что в 1795 г. А. И. Мусин-Пушкин купил у архимандрита Спасского монастыря рукопись, содержавшую среди других статей драгоценный памятник киевской литературы — список «Слова о полку Игореве».
Таким образом, произведением Алимпия Печерского, перевезенным в Ростов Великий при Владимире Мономахе, может быть «Великая Панагия», попавшая в конце XVIII в. в Ярославль, в Спасский монастырь.
Ни стиль ее, ни способ наложения красок, восходящий к древнейшим образцам живописи Киевского государства, ни отдельные детали не противоречат намеченной выше стилистической и исторической связи памятника с Киевской Русью.

Богоматерь стоит на овальном орнаментированном3 красном ковре, поднявши руки с раскрытыми маленькими ладонями до уровня плеч. На ее груди помещен золотой диск с поясным Еммануилом, широко распростершим руки с пальцами, сложенными в ораторском жесте. В верхних углах расположены заключенные в белые кольца полуфигуры предстоящих Богоматери архангелов в крещатых омофорах, с зерцалами в руках.

3 А. Н. Свирин нашел аналогию этому орнаменту на андалузской ткани XII в. (см. О. von Fа1kе, Kunstgeschichte der Seidenweberei, Berlin, 1921, табл. 144).
Сближение, сделанное А. Н. Свириным, представляется малоубедительным. Быть может, правильнее усматривать некоторое сходство узора на ковре киевской иконы с мотивами сетчатого орнамента в Средней Азии и Иране (см. «Скульптура и живопись древнего Пянджикента», М., 1959, стр. 104–106, рис. 8 «д» и «е»).

Богоматерь до пояса строго фронтальна, что в сочетании с круглящимися полами мафория придает ее фигуре своеобразную статуарность4. Ноги Богоматери, подчеркнутые изломами складок, смещены вправо, сообщая композиции скрытое движение. Оно выражено и тем, что справа у ног пола мафория доходит до ковра, оканчиваясь значительно выше слева, где это движение уравновешивают прямые, повторяющиеся складки туники. Этому же служит и то, что взор Богоматери слегка раскосый, а архангелы в кругах (в особенности правый) смещены в сторону от продольной оси; они как бы откинулись назад.

4 Колоколообразность фигуры Богоматери отвечала кривой поверхности конхи — месту Нерушимой стены мозаичного прототипа иконы Великой Панагии.

Насыщенные плотные краски темно-зеленой туники и красновато-коричневого мафория покрыты широкими золотыми полосами, обрисовывающими складки. На мафории и на одеждах Спаса эти широкие ассистные золотые пробела-полосы, иногда образуемые тонкими параллельными линиями, имеют гребенчатые окончания. Золотая, обведенная двумя киноварными полосками кайма мафория украшена наколотым по левкасу точечным орнаментом. Кайма была обнизана жемчужной бахромой, уцелевшей в виде фрагментов. На лбу и плечах Богоматери — золотые фибулы-квадрифолии, с жемчужинами на спнях. Поручи и туфли Богоматери золотые, низаные жемчугом, образующим орнамент в виде кругов.

В покрытых золотом одеждах Еммануила и архангелов чередуются киноварные оранжевого оттенка, белые, коричневые и темно-зеленые краски. На аламе Еммануила — тонкий травный орнамент византийского характера. Из-под рукавов его хитона и у шеи виднеется прозрачная белая рубашка5. Киноварь ковра, находящая отклик в красках одежд Еммануила и архангелов, придает колориту ритмическую построенность, усиленную белыми нимбами изображений; у архангелов, кроме обводящих их белых полос, лоры и зерцала также белые. Значение белого цвета в колорите подчеркивается широкой белой лузгой6. Вохрение сильно разбеленное, плотное, мелкими мазками по форме, сделанными поверх оливкового санкиря. Подрумянка с белилами нанесена на нижний слой вохрения, на который наложен второй верхний слой7. Тени разбеленной красной охры приплеснуты. Фон без позема и поля золотые. На фоне уцелели фрaгменты киноварных надписей8.

5 Эта же деталь есть на иконе Богоматери Владимирской 6 Белая краска наложена поверх золота. 7 По соображениям художника-реставратора Н. П. Милованова вохрение исполнено в 6–7 слоев. 8 Начертание букв такого же характера, как и древнейшие надписи на иконе Владимирской Богоматери начала XII в.

Доска липовая. От древних набивных шпонок сохранились на обороте следы — отверстия для деревянных гвоздей. Встречные, врезные, сосновые шпонки более позднего времени. Паволока, левкас, яичная темпера. 194 x 120.

Икона обнаружена в 1919 году экспедицией ЦГРМ в «рухлядной» (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле.

Раскрыта в ЦГРМ в Москве в 1925–1929 годах И. И. Сусловым, Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым.

Поступила в 1930 году из ЦГРМ.

Лазарев 2000/1

21. Богоматерь Великая Панагия

Около 1224 года. 194×120. Третьяковская галерея, Москва .

Из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, чья церковь была освящена 6 августа 1224 года. Около этого времени и должна была быть написана икона. Сохранность в целом хорошая. Золото на фоне, полях и медальоне во многих местах утрачено. Иконографический тип Великой Панагии нельзя смешивать с «Неопалимой купиною» (ή Βάτος), как это делают супруги Сотириу (Sotiriou G. et M. Icones du Mont Sinaï, vol. I, fig. 158, 231). Мы имеем здесь два различных типа. Во Влахернском храме кроме «Великой Панагии» хранились и другие прославленные иконы. Об этом, в частности, свидетельствует изображение Богоматери Умиление на одной синайской иконе XII века, около которого проставлен эпитет Βλαχερνίτισσα. Отнесение нашей иконы Д. В. Айналовым и В. И. Антоновой к киевской школе никак не может быть принято, как не может быть принята и предложенная В. И. Антоновой фантастическая датировка ранним XII веком (около 1114 года). Тип лица Богоматери находит себе ближайшую аналогию в сильно византинизирующей миниатюре одной тюрингско-саксонской Псалтири, исполненной около 1235 года и хранящейся в Донауэшингене (Haseloff A. Eine thüringisch-sächsische Malerschule des 13. Jahrhunderts. Strassburg, 1897, S. 18–20, Abb. 91). Для ангелов ср. роспись конца XII века в Дмитриевском соборе во Владимире (Grabar I. Die Freskomalerei der Dimitrij-Kathedrale in Wladimir, Taf. XI, XXXIV, XXXV).

Детали
Архангел Михаил Лик Богоматери Архангел Гавриил Спас Эммануил

Литература:

  • Лазарев 1953/6. Лазарев В. Н. Живопись Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства. В 13 т. Т. 1. — М.: Изд-во АН СССР, 1953. — Стр. 490-491, илл. на стр. 485, 487, цв. вклейка после стр. 484.
  • Древнерусская живопись 1958. Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 13-15.
  • Onasch 1961. Onasch K. Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1961. — S. 345-346, Taf. 6.
  • Антонова, Мнева 1963. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. I, № 3, стр. 51-54, илл. 3-5, 6 (цв.).
  • Ростово-суздальская живопись 1970. Ростово-суздальская живопись XII–XVI веков = Rostov-Suzdal painting of the 12th—16th centuries. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — №№ 1, 2.
  • Алпатов 1974. Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — №№ 1, 2.
  • Живопись домонгольской Руси 1974. Живопись домонгольской Руси: Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1974. — Стр. 40-45, кат. № 6.
  • Onasch 1977. Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 4.
  • Алпатов 1978. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №37, стр. 299.
  • ИРИ 1979-81. История русского искусства: . В 2-х т. — М.: Изобразительное искусство, 1979–81. — Том 1, стр. 38, илл. 36.
  • Масленицын 1983. Масленицын С. И. Ярославская иконопись = Yaroslavian icon-painting. — М.: Искусство, 1983. — Стр. 9-12, №№ 5-9.
  • Брюсова 1986а. Брюсова В.Г. К атрибуции произведений живописи домонгольского времени. «Ярославская Оранта» («Богоматерь Знамение») // Русское искусство XI–XIII веков: Сб. статей. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — С. 73–99.
  • Лазарев 1986. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. — Стр. 142.
  • Масленицын 1986. Масленицын С.И. «Богоматерь Великая Панагия» («Ярославская Оранта») // Русское искусство XI–XIII веков: Сб. статей. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — С. 100–107.
  • ГТГ 1995. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 15, стр. 68-70.
  • Смирнова 1997/3. Смирнова Э. С. Обращение к наследию в русской иконописи XIII в. (Две иконы первой четверти столетия) // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII в. . — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — С. 290–310.
  • Лазарев 2000/1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 42-43, 167-168, № 21.
  • Салтыков 2000/1. Александр Салтыков, протоиерей. К изучению геометрической традиции в древнерусском искусстве («Ярославская Оранта» и «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева) // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 108–121.
  • Русская иконопись 2003. Русская иконопись. Большая коллекция. — М.: Белый город, 2003. — Илл. 95.
  • Гукова 2005. Гукова С.Н. Знаки приснодевства Богоматери // Byzantinoslavica, Vol. LXIII. — Prague, 2005. — Илл. 20.
  • Иконопись ГТГ 2006. Иконопись из собрания Третьяковской галереи. — М.: Сканрус, 2006. — Стр. 48-49, илл.
  • Иконопись ГТГ 2019. Иконопись. — М., 2019. — Стр. 50-53.

Источник: https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=170

Православная иконография Богородицы

Икона «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)
См. также: Католическая иконография Богородицы

Правосла́вная иконогра́фия Богома́тери — совокупность типов изображения Богородицы (греч. Θεοτόκος) в иконописи, стенописи (мозаиках и фресках) и система их изучения. Культ почитания Богородицы официально установлен на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и других авторов. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах (символ Пресвятой Троицы, в ином толковании: символ «Трех Девств Марии — до Рождества, в Рождестве Христа и по Рождестве»). Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья). Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III векам. Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов), либо в позе Оранты.

Русские историки и философы: В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Ф. И. Буслаев подчеркивали особое значение культа Богоматери для культуры Средневековой Руси. Первые византийские иконы, главным образом столичного, константинопольского письма, попадали на Русь в период правления византийской императорской династии Комнинов (XI—XII в.). Например, самая известная и почитаемая Богоматерь Владимирская, а также Богоматерь «Живоносный источник», Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская), Богоматерь Кипрская, Богоматерь Одигон, Богоматерь Пирогощая, Богоматерь Тихвинская, Богоматерь Торопецкая (Эфесская-Полоцкая, Корсунская-Торопецкая) и многие другие. Последующие записи и списки, выполняемые русскими мастерами, придавали иконам национальное своеобразие (особенности плави, прорисей, редкое использование ассиста, замена золотого фона на охристый, позём). Так византийская Елеуса превратилась в русское Умиление, например Богоматерь Умиление Белозерская из Русского музея в Санкт-Петербурге.

Образ Богородицы, сидящей на троне, с Младенцем на руках часто встречается в Византии, в русской иконографии он известен по древней Свенской (Печерской) иконе, приписываемой первому русскому иконописцу Алипию, и новой Державной, появившейся в 1917 году. Именно к иконографии Богородицы на троне некоторые исследователи возводят один из самых распространённых типов изображения — Одигитрию.

Иконы Богоматери ещё одного распространённого иконографического типа — Елеусы (Умиления), — вероятно, не встречаются ранее X века, но становятся особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи. Схема Богоматери Оранты нашла развитие в системе росписи храма, а в иконописи известна в самостоятельных иконах под названием Знамение либо в сложных многофигурных композициях.

Наряду с Одигитрией выделяют похожий тип икон Богородицы Панахранта, что значит «Всемилостивая». Этому типу характерно изображение Богоматери на престоле с Богомладенцем на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.

Ещё один тип изображения Богородицы самостоятельно используется ещё реже: это так называемая «Деисусная» икона, представляющая Богородицу без Младенца в молитвенной позе и входящую в состав деисусных композиций. Одиночные иконы Богородицы данного типа (как и сам тип у некоторых исследователей) именуется Агиосоритисса. Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях, иногда объединяемые под общим именованием «акафистные иконы». Помимо икон Богородицы к Её иконографии относят иконы Богородичных праздников.

  • Иконографический тип Оранта. Икона Великая Панагия. Ярославль, около 1218 года

  • Иконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век

  • Иконографический тип Одигитрия. Смоленская икона Божией Матери. Дионисий, 1482 год

  • Иконографический тип Панахранта. Икона Божией Матери Всецарица. монастырь Ватопед, Афон, XVII век

  • Иконографический тип Агиосоритисса. Халкопратийская икона Божией Матери. Византия, конец XIV века

Многие изводы православных икон Богородицы следовали не только византийским оригиналам, но и появлялись под влиянием литургических текстов, например Богоматерь Смоленская-Шуйская или «Премудрость созда Себе дом». Иконография фиксировалась в толковых и лицевых подлинниках, синаксариях, минеях, лицевых святцах и менологиях.

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований Её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки, иногда акафисты. Другие изводы, главным образом в XVII—XVIII веках, складывались под западноевропейским влиянием, например тип Богоматери Вертоград, Богоматери Виленской, Балыкинской, Богоматери Платитеры. Еще один иконографический источник — западноевропейские гравюры, в частности собрания Киево-Могилянской академии и типографии Киево-Печерской лавры.

Иконописные изводы не только по характеру письма, но и по иконографии делят по школам: киевская, или приднепровская, владимиро-суздальская, псковская, новгородская, смоленская, московская, северные письма.

Почитаемые иконы Богородицы

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Икона Богородицы «Неопалимая Купина»
Икона Богородицы «Умягчение злых сердец»
> См. также

  • Иконография Спасителя
  • Иконография Святой Троицы
  • Иконография жития Богородицы
  1. Власов В. Г.. Богоматери иконография // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004 . — С. 224—256
  2. Власов В. Г.. Сравнительная иконография Богоматери в западноевропейском и древнерусском искусстве // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 1.- C. 196—237
  3. Энциклопедия православной святости: В 2-х т.. — М.: Изд-во Московской патриархии — Лик-Пресс, 1997. — Т. 1. — С. 5-9.
  • Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. — Репринт. изд. — Elibron Classics, 2003.
  • Снессорева С. И. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. — М.: Терирем, 2011. — 640 с.
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Православная иконография Богородицы
  • Список наименований икон Богородицы
  • Список чудотворных и чтимых икон Божией Матери с датами празднования
  • Сборник икон Богородицы с кратким описанием и молитвами
  • Иконы Пресвятой Богородицы

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *