Священномученик Константин меркушинский

БОГОЯВЛЕНСКИЙ КОНСТАНТИН СТЕПАНОВИЧ

Константин Богоявленский. 1917 год

Константин Степанович Богоявленский (1896 — 1918), священник, священномученик

Память 14 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился в 1896 году в семье учителя Степана Богоявленского в селе Алексине Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне село Алексино Савинского района Ивановской области). Вскоре семья пере­ехала на Урал, и в 1898 году Степан Григорьевич был рукоположен во диакона к Иоанно-Богословской церкви при Екатеринбургском духовном училище.

В 1911 году Константин окончил Екате­ринбургское духовное училище, а в 1917 году — Пермскую духовную семинарию, в числе лучших учеников.

В 1917 году был рукоположен во священника к Михаило-Архангельскому храму в селе Меркушинском Верхотурско­го уезда Пермской губернии (ныне село Меркушино Верхотурского района).

В феврале 1918 года к власти в уезде пришли большевики, при­ступившие к насильственной мобилизации населения в Красную гвардию. Летом 1918 года на многолюдном собрании в селе Меркушинском крестьяне обсуждали указ о мобилизации и единодушно заявили, что не желают идти в Красную гвардию: только недавно многие из них вернулись из окопов Первой мировой войны и хотели теперь летнюю страду провести на своих полях. Представители власти, пришедшие на собрание объявить о мобилизации, были избиты крестьянами, а один из них при попытке бежать был убит. В тот же день меркушинцами были арестованы десять членов большевистского местного Совета.

О происшедшем в селе мятеже было сообщено большевист­ским властям в Верхотурье. Над жителями нависла угроза распра­вы, и они обратились к священнику за советом. Отец Константин посоветовал помолиться святому праведному Симеону Верхотур­скому, и жители села с крестным ходом отправились в Верхотурье. Крестный ход вышел из Меркушинского поздно вечером и к утру дошел до села Красная Гора, возле которого расположился отряд красногвардейцев, встретивший идущих с иконами и хоругвями пулеметным огнем. Участники крестного хода рассеялись, в Мер­кушинское вошел карательный отряд и стали производиться аресты. В первую очередь был арестован священник Константин Бо­гоявленский.

Священномученик Константин (Богоявленский)

27 июля 1918 года отец Константин и староста храма были выведены перед жителями села для публичной казни. По рассказам старожилов с.Меркушино, о.Константин по дороге к месту расстрела пел отходные молитвы. Их заставили вырыть себе могилу, а затем, поставив на краю ямы, убили выстрелами в голову и, столкнув тела в яму, засыпали.

Жители села обратились к властям с просьбой перезахоронить убитых. Разрешение было получено, и 17 июля 1918 года состоялось отпевание убитых, после чего отец Константин был погребен за алтарем Михаило-Архангельского храма.

В 1930-1940 годах Михаило-Архангельский храм был взорван, Симеоновский – превращен в спортивный зал, который впослед­ствии был заброшен, и здание со временем обратилось в руины.

В 1994 году в Екатеринбурге был открыт Ново-Тихвинский женский монастырь, и в 1996 году разрушенные храмы села Мер­кушина стали частью его подворья. 31 мая 2002 года при восста­новлении Михаило-Архангельского храма были обретены мощи священномученика Константина.

По словам Дмитрия Безнутрова, участника восстановления храма Архангела Михаила, во время восстановительных работ был найден гроб. После вскрытия гроба первое, что бросилось людям в глаза — сложенные на груди, сохранившиеся руки, как будто человек похоронен был еще вчера, только кожа была серого, землистого цвета. На усопшем было полное священническое облачение, слегка истлевшее от времени, лицо было покрыто воздухом. Пальцы правой руки у него как будто были сложены в благословляющий жест.

По словам очевидцев,

Решили, что просто священник, похороненный возле храма. Но нам бросились в глаза некоторые странности. Во-первых, покойный батюшка был одет не по чину: риза зеленого цвета, поручи — желтого, плат на лице красного. Под головой вместо подушки два березовых веника. Такое впечатление, что священника хоронили второпях, собрали для погребения, что попалось. Еще одна странность — тело сохранило подвижность, руки у батюшки сгибались, как у живого. А потом была судмедэкспертиза и в виске у покойного обнаружили отверстие от пули.

По рассказу монахини Емилии, благочинной подворья Ново-Тихоновского женского монастыря в селе Меркушино:

Когда судмедэксперты очистили тело от грунта, мы увидели, насколько хорошо оно сохранилось: руки, ноги, лицо, волосы, борода и даже ресницы. В других погребениях того же времени сохранились только кости. Экспертиза определила, что священника убили из «нагана» или «маузера» — пистолета, бывшего в ходу во время революции и гражданской войны. Кроме того, в гробу вместе с нетленными останками было найдено Евангелие с надписью на форзаце «свящ. Константин Богоявленский». Графологи определили, что надпись сделана священником Михаило-Архангельского храма Константином Богоявленским»… Когда мы переодевали батюшку в новое облачение, то старое не пришлось разрезать, как это обычно делается. Тело было подвижным, руки сгибались, как у живого, поэтому старое облачение просто сняли.

Священник Константин Богоявленский был причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода от 17 июля 2002 года.

Мощи священномученика Константина находятся в восстановленном Михаило-Архангельском храме и открыты для поклонения. Сестрами Ново-Тихвинского монастыря написана икона и составлено житие священномученика Константина.

В 2006 году в Меркушино освящен еще один храм — во имя священномученика Константина Меркушинского

В Меркушино

6 февраля 1917 года Константин Богоявленский и его однокурсник Александр Гашев были направлены на служение священником и псаломщиком в богатое село Меркушинское Верхотурского уезда Пермской губернии, где были в конце XVII века обретены мощи святого Симеона Верхотурского. 20 марта того же года в Меркушинское был назначен псаломщиком еще один их однокурсник — Григорий Старцев.

Однако рукоположение Константина затянулось. В России произошла Февральская революция, екатеринбургский епископ Серафим (Голубятников) за поддержку царской власти был сведен с епархиальной кафедры. Нового же архиерея назначили не сразу. 21 апреля 1917 года Екатеринбургская консистория направила в Святейший Синод телеграмму, в которой просила разрешить рукоположение Константина Богоявленского, назначенного епископом Серафимом, соседнему епископу «в виду крайней нужды». Неизвестно, кто рукоположил Константина — вероятнее всего, викарный епископ Челябинский Серафим (Александров), временно управлявший Екатеринбургской епархией. С 19 мая 1917 года подпись Константина стоит в метрических книгах Меркушинского, что означает — он был рукоположен и приступил к служению.

Меркушинское к 1917 году было одним из мест паломничества. Жители села занимались хлебопашеством, заготовкой и сплавом леса, охотой и ремеслами.

Обретение мощей и канонизация

В 1930-е годы все храмы Меркушино были закрыты и разрушены. В 1997 году в Меркушино было создано подворье екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. При восстановлении обнаружили мощи священномученика Константина Меркушинского, которые были помещены в Михайло-Архангельский храм Мощи были обнаружены 31 мая 2002 года. Для опознания тела были приглашены эксперты: начальник областного бюро судебно-медицинской экспертизы Н. И. Неволин и заведующий медико-криминалистическим отделением бюро А. В. Никитин. Личность святого удалось установить только в результате данных экспертиз и работы с архивными документами.

Члены комиссии по канонизации отметили, что хоронили поспешно:

  • Гроб был зарыт неглубоко (на 50 см);
  • Не была обнаружена обувь (ее могли снять перед расстрелом);
  • Чужой гроб (голова соприкасалась с верхней стенкой, а ноги так плотно прилегали к нижней, будто были в нее вдавлены);
  • Вместо мелкой стружки, которую принято обычно насыпать в гроб, лежала очень крупная, а под головой вместо подушечки находились два березовых веника;
  • Полы фелони обильно закапаны свечой (вероятно, погребение совершалось в темноте);
  • Облачение священника было составлено из разных комплектов — все оно было желтым, но узор на поручах был другого рисунка, чем на фелони, и без серебряных нитей; воздух на голове иерея был из красного бархата.

Ссылки

  • Священномученик Константин Стефанович Богоявленский. Святые уральской земли. Официальный сайт Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви. Дата обращения 23 марта 2011. Архивировано 12 мая 2012 года.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Подготовка православных экскурсоводов — совместный проект РПУ и Паломнического центра Московского Патриархата.

Российский православный университет и Паломнический центр Московского Патриархата в рамках подписанного соглашения о сотрудничестве с 2013 года ведут совместный образовательный проект — курсы православных экскурсоводов.
Слушатели курсов проходили обучение по следующим программам: «Основы православной культуры для экскурсоводов» (128 ак. часов), «Практические занятия для экскурсоводов. Монастыри и храмы Москвы» (30 ак. часов), «Архитектура храма и иконография в практике экскурсовода» (44 ак. часа).
Главный акцент программы — практическое овладение методологией организации паломничества и экскурсионной деятельности. В учебный план входят занятия по основам религиоведения, истории церкви, сектоведению, христианскому искусству, иконографии, архитектуре, экскурсоведению, по технике и культуре речи, психологии, а также семинары и практические занятия. По окончании программы выдается удостоверение о повышении квалификации (для лиц с высшим образованием) или сертификат (для лиц со средним и средним специальным образованием).
Курсы православных экскурсоводов — первый совместный проект РПУ и Паломнического центра Московского Патриархата. Также в планах сотрудничества вуза и центра — совместное проведение ежегодной конференции, посвященной развитию паломничества, издание тематических путеводителей по святыням Москвы и других городов России.
«Среди туристов, приезжающих в столицу, очень высок интерес к знаменитым на весь мир московским храмам и монастырям. Наш вуз причастен к жизни значимых московских святынь, каждая из которых пользуется особым вниманием и паломников, и туристов, и ученых, историков и краеведов, и простых москвичей, считающих своим долгом хорошо знать историю родного города», — говорит ректор РПУ игумен Петр (Еремеев).

Информация о проекте по электронному адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и на сайте Паломнического центра Московского Патриархата.

По материалам пресс-служб РПУ и Паломнического центра Московского патриархата

Источник: http://rpu-rf.ru/index.php/nauka/elektronnye-resursy/obrazovanie/dopolnitelnoe/kursy-pravoslavnykh-ekskursovodov.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *