Папа римский климент

Православный Церковный календарь

Кондак 1

Избраннаго от иерархов западныя страны христианския, достославнаго священномученика Климента приидите, вернии, песньми восхвалим, прославляя предивную его веру и любовь ко Христу; потщимся подражати угоднику Божию и нелицемерно воззовем ему:

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Икос 1

Уготовляя тя, яко сосуд избранный, Всевышний Господь положи, священномучениче Клименте, многи скорби от младых дний; честная матерь твоя Матфидия, сохраняя святость супружества и бегая нечистоты злаго человека, отыде в греческую страну со двема чады, оставльши тя, юнейшаго, на попечение отца твоего Фавста. Ублажая твоих родителей и вспоминая безматернее житие, глаголем ти:

Радуйся, лозо божественнаго винограда;

радуйся, яко финике процвел еси благоплодный;

радуйся, маслина плодородна;

радуйся, храме Божественнаго Духа;

радуйся, на гору божественных добродетелей возшедый;

радуйся, чаше мудрости, источающая душам нашим спасение;

радуйся, божественными ученьми ко Христу многия приведый;

радуйся, благовестниче веры Христовой.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 2

Пловущей матери твоей дни некия по морю, воста буря зельна и волнение велие; и занесену бывшу кораблю волнами и ветром в неведомую страну, погибе корабль в полунощи и вся истопи, матерь же твоя Матфидия, от ветренныя волны приметаема, на камень возвержена бысть и обрете спасение у брега Асийския страны. Прославляя Всемилостиваго Бога, сохраньшаго ти матерь, святе, на утешение, взываем Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Неведающь ничтоже о случившихся бедах Матфидии и чад, супруг ея уготовль корабль и взем мало имения, пойде сам на взыскание подружии своей и любезных чад; тя же, юнейшаго, остави в дому учащася книгам. Ублажая сиротство твое, священномучениче Христов, глаголем ти:

Радуйся, светодательное солнце запада;

радуйся, огнь воздержания, попаливый страстей стремление;

радуйся, яко смирна и ливан благоухаеши во дворех Господних;

радуйся, столпе благочестия;

радуйся, избранный сосуд благодати Христовой;

радуйся, храме Божественнаго Духа;

радуйся, заре, светло блистающая миру христианскому;

радуйся, чаше мудрости, источающая душам нашим спасение.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 3

Пришед в совершенный возраст и вся философская учения добре уведев, видя, яко несть отца ни матери, ты печален бяше, угодниче Божий, и утешиться не хотяше. Ключися же ти беседовати с некиим мужем благоразумным, иже рече, яко Божий Сын прииде на землю, проповедуя всем живот вечный и всем, послушающим Его, обещая неизреченная блага в будущем веце. То слышав, распалился еси ты желанием неизреченным известнее о Христе уведети, да разумно поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Остави убо дом свой, святителю Божий, умыслил еси идти в Иудею, в нейже благочестие Христово расширяшися. Бывшу же в море волнению и занесену бывшу ветром в Александрию, обрел еси тамо святаго апостола Варнаву, имже наставлен, притекл еси в Кесарию Стратонийскую и обрел еси тамо святаго апостола Петра; и крещен быв от него, последовал еси ему с прочими ученики, в нихже бяху и два брата твоя. Сего ради зовем ти:

Радуйся, отрясый языческое безбожие;

радуйся, на гору божественных добродетелей возшедый;

радуйся, верный учениче верховнаго апостола Петра;

радуйся, яко от него навыкл еси Божественному знанию;

радуйся, просвещенный ученьми великаго апостола;

радуйся, возсиявый на камени сем всехвальнем;

радуйся, явивый плоды учений Христовых;

радуйся, просветивый твоими богомудрыми устами многия.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 4

Преплавая море, апостол Петр вопрошаше тя, святе Клименте, о роде твоем, и послушая повести твоя, умиляшеся любви твоей к родителям. Бысть же, по Божию строению, приста корабль к некоему острову; изшедшу же святому апостолу на брег во град, обрете некую старицу, милостыню просящую, и, уразумев Духом, яко матерь есть учеником его, приведе ю к тебе; ты же, уведев родившую тя, прослезися, пад на ноги ея, лобызая и плача. Торжествуя сию твою радость велию, со умилением глаголем Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Обрет матерь свою честную, добрый пастырь Христов и последователь Его, ты умолил еси святаго апостола Петра, да крестит ю; и, зело рано изшед к морю, в прикровенном месте крести апостол Матфидию во имя Отца и Сына и Святаго Духа; и отослав ю пред себе со чады в витальницу, сам иным путем идяше. Восхваляя любовь твою сыновнюю, зовем:

Радуйся, потщивыйся просветити матерь твою именем Христа;

радуйся, лозо божественнаго винограда;

радуйся, розго красная, износящая грозды догматов;

радуйся, явивый плоды учений Христовых;

радуйся, просветителю верных зарею догматов;

радуйся, каплющий вино спасительнаго божественнаго познания;

радуйся, отрясый языческое безбожие;

радуйся, приявый венец мучения за Триединаго Бога.

Радуйся, всеблаженне Клименте, свящеиномучениче богоносне.

Кондак 5

Видев святое крещение матере твоея Матфидии, некий муж честен, приветствова любезно верховнаго апостола Петра, рече к нему: хочу убо мало побеседовати с тобою. Петр рече: глаголи, господине! И беседующу ему с тем человеком на долг час и прящуся о Бозе, позна же апостол, яко Фавст есть, и приводе ко Матфидии и чадам ея. Тогда бысть радость неизглаголанная всем и плач мног от радости. Сего ради благодаряще Бога, сохраняюща благочестивые родители и чада, зовем: Аллилуиа.

Икос 5

По нечаянном обретении подружии со чады, честный Фавст прослезися, благодаря Бога, и помале беседоваше с тобою, богоносне священномучениче, припаде ко апостолу, крещения прося, уверова бо несумненно во Единаго Бога. Мы же, радуяся, яко ты апостола рукама и отца своего привел еси ко Христу, умиленно глаголем:

Радуйся, во апостольстем учении упражнявыйся;

радуйся, преемниче апостольскаго престола;

радуйся, новый Петре, сияяй апостольскими даровании;

радуйся, священных учений описателю;

радуйся, вторый Моисею, законы божественныя всем изложивый;

радуйся, божественными ученьми ко Христу многия приведый;

радуйся, яко законоположника и учителя тя имамы;

радуйся, чаше мудрости, источающая душам нашим спасение.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 6

Уведев Христа распята и прияв святое крещение, родители твои, блаженне, возвратистася в Рим, и живяста зело благочестно, многи милостыни творяща. Ты же нераздельный был еси ученик Петров и всех его путей и благовестия Христова проповедник явился еси; и того ради постави тя епископа прежде своего распятия от Нерона. Сего ради Всемогущу Богу, устрояющу таковая, глаголем: Аллилуиа.

Икос 6

Скончавшуся святому апостолу Петру и по нем епископу Лину и Клиту, священномучениче, был еси кормчий Римския Церкве, правя добре кораблем Церкве Христовой посреде волнения и бури, яже бе тогда от мучителей возмущаема. Того ради восхваляем тя, угодниче Божий, сице:

Радуйся, великий постниче;

радуйся, огнь воздержания, попаливый страстей стремление;

радуйся, мученическим праведным венцем украшенный;

радуйся, потам трудов твоих угасивый пещь прелести;

радуйся, яко молитвами твоими бесы прогнаны быша;

радуйся, яко от твоея раки струи исцелений источаются;

радуйся, яко твоими молитвами Господь прозрение слепым дарует;

радуйся, мучеников похвале.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 7

Пасый Христово стадо со многими труды и терпением, окружаемь сый отвсюду, яко львы рыкающими и волки хищными, лютыми гонителями, ищущими поглотити тя и потребити веру Христову, ты, блаженне, пеклся еси непрестанно со многим тщанием о спасении душ человеческих и много неверных людей ко Христу обратил еси. Прославляя твоя труди и болезни, глаголем содействующу ти Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Трудящуся ти на ниве Христове, ненавистнии врази наустиша некия от народа востати вражбою на тя, преемниче апостолов, и оклеветати тя, яко унижающа боги языческия. Ублажая ти, яко претерпевшаго беды и гонения за Церковь Христову, с любовию глаголем ти:

Радуйся, божественными ученьми ко Христу многия приведый;

радуйся, новый Петре, сияяй апостольскими даровании;

радуйся, созидателю храмов во славу Святыя Троицы;

радуйся, преемниче апостольскаго престола;

радуйся, учением, труды, чудесы добродетельным житием умноживый Церковь Христову;

радуйся, страдалъче за имя Христово;

радуйся, явивый плоды учений Христовых;

радуйся, описателю деяний святых мучеников, избиваемых за Христа.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 8

Не терпя молвы и мятежа людскаго, повеле епарх градский привести тя к себе и нача глаголати: из корене благородна изошел еси, но прельстился еси, и неведомо коего Бога чтишь новаго, некоего, глаголемаго Христа, противнаго богом нашим. Ты же, достославне Клименте, отвеща ему: Единаго ; истиннаго Бога Отца ведаю и Ему с Единосущным Сыном и Святым Духом покланяюся и пою: Аллилуиа.

Икос 8

Множайшая о Бозе Вседержителе глаголюща, не обрете в тебе епарх вины и посла известие к царю Траяну, возвещающи о тебе, исповедниче Христов, яко воста на тя народ богов ради и не престает вопияти; обаче вернаго свидетельства не обретается. Радуяся посрамлению клеветников твоих, зовем ти:

Радуйся, благовестниче веры Христовой;

радуйся, умягчивый сердце грознаго епарха;

радуйся, обличителю идольскаго нечестия;

радуйся, посрамителю клеветников;

радуйся, не убоявыйся грознаго суда римскаго царя;

радуйся, повергнувый на осуждение противника Христова;

радуйся, приявый венец мучения за Триединаго Бога;

радуйся, созидателю храмов во славу Святыя Троицы.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 9

Слышав царь Траян о тебе, яко о благовестнике неведомаго ему Бога, отписа епарху: или да богом идольским жертву принесет, или на заточение на место пусто близ Херсониса послан будет. Таков ответ уведев, епарх моляше тя, да не избираеши самовольнаго того изгнания, но да пожреши богом и свободен будеши. Ты же, святе Клименте, извествоваше епарху, яко изгнания того не боишися и на всяком месте будеши благовестити о Христе и пети Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Словеса твоя, богоносне Клименте, умилиша епарха и плакаше той, глаголя ти сице: Бог, Емуже ты всем сердцем служиши, поможет ти во изгнании, на неже осужден еси. Восхваляя тя, яко Петра, камень веры, с веселием глаголем:

Радуйся, непокоривыйся богопротивному велению цареву,

радуйся, за Христа изгнание приявый;

радуйся, предпочтивый заточение перетерпети, неже без Христова света на свободе жити;

радуйся, мученическим праведным венцем украшенный;

радуйся, изгнанниче за веру апостольскую;

радуйся, умиливый врага Христовы Церкве;

радуйся, страдальче за имя Христово;

радуйся, сопутствуемь на заточение многими от благоверных.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 10

Достигшу ти, святе, на то место, на неже в заточение осужден был еси, ныне нарицаемое Инкерман богохранимый, обрел еси тамо паче двух тысящ христиан, осужденныя на тесание камения в горах оных; и ты с ними к тому приставлен был еси. Тако неисповедимыми путьми Господь Бог посылает заточенным утешение благодатное, да и мы в печалех будем благонадежны, и да поем Ему чистым сердцем: Аллилуиа.

Икос 10

Видевше христиане инкерманстии новаго сожителя и ведяще тя иерарха, угодника Божия, вси единодушно со слезами и воздыхании приступиша к тебе, глаголюще: помолися о нас, святителю, да достойны явимся обетования Христова. Ты же рекл еси им: несмь достоин таковыя Владыки моего благодати, яко сподобился быти причастник венца вашего; и работа с ними, утешая и утверждая их полезными словесы. Сего ради глаголем ти, угодниче Божий

Радуйся, учителю христианскаго смирения;

радуйся, столпе благочестия;

радуйся, просветивый твоими Богомудрыми устами многая;

радуйся, утешителю в заточении сущих;

радуйся, чудесно на утоление жажды заключенным воду открывый;

радуйся, многих обращенных ко Христу в водах тех крестивый;

радуйся, живыя воды новый источник с собою принесый;

радуйся, яко тобою вся страна инкерманская приняла есть святую веру.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 11

Уведев Траян кесарь, яко и в Инкермане множество людей тобою во Христа вероваша, посла некоего игемона в ту страну, иже пришед многих христиан изби; тебе же, угодника Божия преславнаго, повеле посадити в ладью и везти на средину моря, и тамо, привязав котву к вые твоей, воврещи во глубину и утопити, да не обрящут христиане тела твоего. Приемля сей венец мученичества, ты по обычаю умиленною душею воспел еси Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Бывшу утоплению твоему, священномучениче Клименте, стояху вернии на брезе, рыдающе плачем велиим; посем ученицы твои Корнелий и Фив глаголаста народу: помолимся единодушно, да явит нам Господь честное тело мученика Своего. Молящуся же народу, уступи море недра своя и показа тело твое; хотящим же верным честное мученическое тело оттуда взята, бысть откровение учеником, да оставят быти тамо тело твое, яко всякое лето имать тако море отступати, дающе путь хотящим приходити на поклонение. Того ради ублажаем тя сице:

Радуйся, благовестниче веры Христовой;

радуйся, идолы поправый;

радуйся, единый за многих пострадавый;

радуйся, приявый венец мучения за Триединаго Бога;

радуйся, оплаканный велиим рыданием благочестивых;

радуйся, прославленный Богом;

радуйся, яко тобою несказанная чудеса совершаются;

радуйся, заре, светло блистающая миру христианскому.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 12

Царствующу Никифору царю греческому, приспевшей памяти твоей, святителю отче Клименте, не отступи море, якоже во вся прешедшая лета; и бяше тако до пятидесяти лет и вящше. Егда же наста в Херсонисе епископ Георгий блаженный, той печален бысть вельми о сем, яко море не отступает от мощей толикаго угодника Божия, аки под спудом водами покровенны суть. Сего ради воззва святитель люди к молитве, да усердно поют Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Во дни блаженнаго Георгия, иже в Херсонисе епископствовал бе, приидоста в той град два учителя словенская, святии Кирилл и Мефодий; с ними купно собра святитель вся благоверныя люди, и идоша со псалмы и песньми на край моря, хотяще получити тело твое, священномучениче; но не разступися море. Зашедшу же солнцу, вседоша в корабль, и в полунощи свет возсия от моря, и явися первая глава, потом же вси мощи твои, угодниче Божий. Радуяся обретению мощей твоих, восхваляем тя, чудотворче святый, тако:

Радуйся, яко тобою хромии шествуют;

радуйся, яко тобою всяким недугом болящие здрави бывают,

радуйся, яко молитвами твоими бесы прогнаны быша;

радуйся, избранный сосуд благодати Господа нашего Иисуса Христа;

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 13

О всехвальне угодниче Божий, священномучениче Клименте, приими хвалы сии от нас, живущих в стране твоего заточения, ублажающих память твою и молящихся в обители имене твоего, и умоли Всевышняго Господа Бога умножити веру в нас, да всегда прославляем Его, дивнаго в мученицех Своих, псаломскими песньми: Аллилуиа.

(Сей кондак глаголи трижды. Посем: икос 1, кондак 1.)

Источник: https://azbyka.ru/days/saint/4906/group

Климент I

В Википедии есть статьи о других людях с именем Климент. Запрос «святой Климент» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Климент I

Clemens Romanus I

Рождение

начало I века н. э.

Рим, Римская империя

Смерть

97 (99) или 101

Херсонес Таврический, Боспорское царство, Римская империя

Почитается

в католической и православных церквях

В лике

апостолы от семидесяти

День памяти

25 ноября (8 декабря) в православии, 23 ноября в католицизме

Подвижничество

апостол от семидесяти

Медиафайлы на Викискладе

Кли́мент I (лат. Clemens Romanus I, умер в 97, или 99, или 101 году) — апостол от семидесяти, четвёртый епископ Римский (Папа Римский) (согласно официальной хронике Католической церкви, с 88 или 90 по 97 или 99 год), один из мужей апостольских. Широко почитался в Древней Руси. Почитаем в Православии как один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья, которые через тысячу лет стали землями Киевской Руси. По преданию, около 98 года был сослан из Рима в Инкерманские каменоломни, где проповедовал. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. Память в Православной церкви — 25 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 23 ноября.

Биография

Свидетельства раннехристианских источников

Исторических свидетельств о Клименте сохранилось мало. Возможно, именно будущий епископ упоминается апостолом Павлом в Флп. 4:3:

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни.

Тертуллиан сообщает, что Климент Римский был рукоположён святым Петром. Ириней Лионский упоминает Климента как современника апостолов. Согласно Евсевию, Климент был предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы.

Житие Святого Климента

Мученичество святого Климента. Бернардино Фунгаи

Согласно православному житию святого Климента, он происходил из знатной римской семьи.

Вскоре после рождения Климента (30-е годы), его мать, Матфидия, и два брата отправились по морю из Рима в Афины. Их корабль потерпел крушение, но они выжили, хотя потеряли друг друга. Мать Климента, оплакивая потерю детей, осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья; малолетние же братья оказались в Иудее и были там усыновлены.

Через некоторое время отец Климента, Фавст, отправился разыскивать пропавших членов семьи, решив не возвращаться в Рим, пока не отыщет их. Климент же взрослел в Риме, изучая науки и скорбя о пропавших родичах. Ни языческая религия, ни философия не могли дать ему удовлетворительного ответа на вопрос, что происходит с людьми после смерти.

Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать подробнее о его учении, для чего отправился на восток. В Александрии он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее нашёл святого апостола Петра, принял от него крещение и присоединился к его ученикам (среди которых оказались и пропавшие братья Климента, им не узнанные). Затем, по усмотрению Божию, во время путешествия апостола Петра Климент встретил мать, а потом и отца; при участии апостола семья воссоединилась, и родители приняли крещение. Климент стал одним из ближайших сподвижников Петра и был рукоположён им во епископы, а около 91 года, после смерти епископа Анаклета, возглавил Римскую церковь. Мудро управляя церковью во времена волнений и усобиц в Риме, Климент прославился многочисленными обращениями ко Христу, благодеяниями и исцелениями.

В период очередной волны гонений на христианство Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы. В каменоломнях возле крупного античного города Херсонеса Таврического (нынешний Севастополь), отождествляемых обычно с Инкерманскими каменоломнями, Климент обнаружил большое число ранее осуждённых христиан. Работая среди них, Климент утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, из-за чего каторжане терпели значительные неудобства; вследствие молитвы Климента Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников, и число христиан так увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей; языческие идолы были разбиты, а капища — разрушены.

В Херсонес для наведения порядка император Траян направил специального посланника, который приказал привязать Климента к якорю и утопить в море, дабы последователи не нашли его тела. Однако по молитвам учеников Климента и остального народа море отступило от берега на три стадия (около 500 м), и люди нашли тело мученика.

Впоследствии на протяжении семи веков (вплоть до царствования византийского императора Никифора I) море каждый год отступало на несколько дней, давая возможность приходить желающим поклониться. При этом совершались многие чудеса по молитве святого, которого прославил Господь. В начале 800-х годов море перестало отступать, однако около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора Святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм.

Возникновение легенды о мученичестве в Херсонесе и обретение мощей

Обретение Кириллом и Мефодием мощей св. Климента. Миниатюра из Менология императора Василия II, XI в.

Легенда о мученичестве Климента в Херсонесе складывалась постепенно. В IV в. церковный историк Евсевий Памфил отмечает его смерть в 101 году, ничего не зная о его мученичестве, ни даже о его святости. О святости Климента впервые говорит Руфин Аквилейский в конце IV века, но мучеником его тоже не считает. Впервые Климент назван мучеником в 417 году в послании папы Зосима. В VI веке Григорий Турский впервые пересказывает легенду об утоплении святого, но без географической привязки. Как полагают, отождествление херсонесского мученика Климента с римским епископом относится к эпохе святого Константина-Кирилла и едва ли не его личное дело. Легенда содержит ряд антиисторических подробностей, начиная с того, что в I веке Херсонес не был частью Римской империи (хотя в нём и стоял римский гарнизон, он сохранял атрибуты суверенного города-государства) и потому, в отличие от византийской эпохи, не мог служить местом ссылки и каторжных работ. Е. В. Уханова считает, что как обретение мощей, так и перенос их в Рим были актами, направленными на примирение Константинополя с римским престолом в два момента, когда это казалось возможным: при избрании патриархом Фотия I (до его известного разрыва с папой Николаем I) и после смещения Фотия. Предполагают, что константинопольские священники (едва ли не сам Константин-Кирилл) отождествили с папой римским местночтимого святого, погребённого на островке, со временем наполовину ушедшем под воду.

Святой Климент и Тит Флавий Клемент

Имеет место совпадение имени святого Климента с именем двоюродного брата императора Домициана и второго консула 95 года — Тита Флавия Клемента, убитого в 96 году по приказу императора (по некоторым версиям, в частности, приводимым Дионом, по обвинению в «безбожии и соблюдении еврейских обрядов», то есть за его симпатии к христианам или иудеям).

Наконец, он (Домициан) убил по самому ничтожному подозрению своего двоюродного брата Флавия Клемента (Flavium Clementem) чуть ли не во время его консульства, хотя человек это был ничтожный и ленивый и хотя его маленьких сыновей он сам открыто прочил в свои наследники, переименовав одного из них в Веспасиана, а другого в Домициана. (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей)

В результате некоторые источники, как античные, так и современные, объединяют эти два исторических лица (например, см. примечание к соответствующему месту в переводе «Жизнь двенадцати цезарей» М. Л. Гаспарова). К тому же на участке его жены Флавии Домитиллы, подвергнутой изгнанию, была обнаружена одна из древнейших христианских катакомб. Базилика Святого Климента в Риме также, по некоторым версиям, находится на месте дома консула Клемента.

Очевидно, что святой Климент был современником двоюродного брата императора Домициана, возможно тоже христианина, однако, судя по всему, это всё же два разных исторических лица: Тит Флавий Клемент был консулом в 95 году — очевидным образом эта должность, предполагавшая участие в многочисленных официальных жертвоприношениях и прочих языческих церемониях, как и близость к императору, была несовместима с римским епископством.

Почитание

Святые Кирилл и Мефодий вносят мощи святого Климента в Рим. Фреска XI века из Базилики Святого Климента

Живший задолго до разделения церквей, святой Климент Римский одинаково почитается и православной, и католической церквями. Св. Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (Церковь Климента, Папы Римского), Торжке и иных местах. Связано это с тем, что мощи папы Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861 года. Святой равноапостольный Кирилл лично перевёз мощи в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 — начало 868 года). Папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположён в епископский сан. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До того среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья были заподозрены в ереси и вызваны в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, который имеет надписание «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шеститонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города князем Владимиром Великим в 988 или 989 году мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси.

После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе.

Судя по всему, для мощей святого Климента была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в херсонесской мраморной гробнице св. Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.

О глубоком почитании на Руси святого Климента свидетельствует «Слове на обновление Десятинной церкви» (XI век). В нём Климент определяется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого некоторое время были, наряду с Ольгиным Крестом, единственной и главной отечественной святыней.

…Церковное солнце, своего угодника, а нашего заступника, святого, достойного этого имени, священномученика Климента от Рима в Херсонес, а от Херсонеса в нашу Русскую страну привел Христос Бог наш, преизобильной милостью Своею для спасения нас, верующих…

Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.

Когда Генрих, король французский, послал в Рабастию шалонского епископа Роже за дочерью короля той страны, по имени Анна, на которой он должен был жениться, настоятель Одальрик просил того епископа, не соизволит ли тот узнать, в тех ли краях находится Херсонес, в котором, как пишут, покоится святой Климент… Епископ исполнил это. .

Про Херсонес как место упокоения святого Климента было известно в Европе. Например, упомянутый выше посланник французского короля спрашивал у великого князя Ярослава Мудрого:

Не в тех ли местах находится Херсон, где, как говорят, почил Климент; отходит ли море и теперь в день его рождения и делается ли доступным для проходящих?

В XIII веке французский монах Гильом де Рубрук писал:

И плывя перед этим городом, мы увидели остров, на котором находился знаменитый храм, сооруженный, как говорят, «руками ангельскими»… Вышеупомянутая область Цесария (Крым) окружена морем с трех сторон, а именно с запада, где находится Керсона, город Климента…

Сочинения

Главный алтарь и хоры Базилики Святого Климента в Риме

Первое послание к Коринфянам

Святому Клименту приписывалось авторство двух посланий (1-е и 2-е к Коринфянам), направленных им в качестве епископа Рима, христианской церкви в Коринфе (Греция). В III и IV веках большинство христианских авторов рассматривало первое послание как каноническую часть Нового Завета; оно читались на воскресных службах наряду с Новым Заветом. Текст первого послания запечатлел весомое доказательство авторитета римского епископа по отношению к другой церковной общине. Папа Климент обращается к христианам Коринфской церкви как начальствующее лицо, желающее навести порядок в их делах: «Посланных от нас, Клавдия Эфеба и Валерия Витона с Фортунатом, немедленно отпустите к нам в мире с радостию, чтобы они скорее известили нас о желаемом и вожделенном для нас мире и согласии вашем, дабы и мы скорее могли порадоваться о вашем благоустройстве».

Считается, что идея апостольского преемства впервые была сформулирована Климентом в его первом послании к Коринфянам: «И апостолы наши знали через Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском звании. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И немалый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства».

Второе послание к Коринфянам

По жанру произведение, несмотря на своё название, никак не подходит под определение «посланий»: оно является типичной проповедью и, вероятно, первой по времени из сохранившихся христианских гомилий. Следует отметить, что предпосылки возникновения христианского жанра гомилий сложились уже в иудаизме на рубеже новой эры (Филон Александрийский, «Четвертая книга Маккавейская» и пр.), а основы его заложены в Новом Завете (Нагорная проповедь самого Господа, проповеди апостолов, частично сохраненные в Деяниях апостолов и т. д.). Чистота учения и назидательность второго послания вместе с его древностию были причиною того, что ещё в IV веке оно употреблялось для церковного чтения наравне с Первым посланием Климента. Свидетельство это сохранилось в собрании «правил апостольских», где оно упомянуто в числе книг, назначенных для общего употребления христиан, наряду с Первым посланием Климента и другими священными книгами. Такую честь оно получило и в Александрии, как это показывает кодекс Библии, в котором сохранился его отрывок.

Св. Климент в истории древней Руси

В древнерусском Тмутараканском княжестве, при тысяцком Ратиборе (1079) была выпущена серебряная монета. На одной стороне монеты лик Святого Климента. На другой надпись «От Ратибора». Имела хождение в Тмутаракани и Крыму. В настоящее время известно 11 таких монет.

Подложные сочинения

  • Апостольские постановления — написанный от лица Климента ранний кодекс канонического права (по мнению современных исследователей, составленный в Сирии около 380 года).
  • Восьмикнижие Климента (Clementine Octateuch) — хорошо известное в VI в. сочинение, переведенное в 687 году с греческого языка на сирийский Севиром Антиохийским.
  • «Климентины» или «Псевдо-Климентины» — группа памятников древнехристианской письменности IV века.
  • Два окружных послания «О девстве» («De virginitate»), написанные в III веке неизвестным автором в Палестине либо в сиро-палестинском ареале (входят в состав Климентин).
  • Климент Римский на гербе Инкермана

  • На фреске Дж. Б. Тьеполо

Примечания

  1. По мнению некоторых исследователей, это могут быть и другие места в окрестностях Херсонеса, например, мраморные каменоломни на берегу бухты Казачьей, однако православная традиция говорит именно о каменоломнях Инкермана.
  2. Православные источники считают местом упокоения святого Климента Казачью бухту в западной части Гераклейского полуострова.
  3. Жития святых, на русском языке изложенные св. Дмитрия Ростовского. Архивная копия от 28 ноября 2010 на Wayback Machine — М.: Синодальная типография, 1905
  4. Е. В. Уханова. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внутренней и внешней политики Византийской империи IX века. Византийский временник, т. 59, М., «Наука», стр. 116 (недоступная ссылка). Дата обращения 27 января 2016. Архивировано 5 февраля 2016 года.
  5. Обретение мощей св. Климента Римского в Херсонесе
  6. Б.Флоря. Сказания о начале славянской письменности
  7. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Наука, 1993.
  8. 1 2 Там же.
  9. Повесть временных лет. Перевод Д. С. Лихачева.
  10. Слово на обновление Десятинной церкви / Пер. Виталия Задворного // Истина и жизнь. 1994. № 10. С. 38.
  11. Роже — французский епископ города Шалон-на-Марне в Шампани.
  12. Назаренко А. В. «Западноевропейские источники». Стр.354. Пер. А. В. Назаренко по Glossa Remensis ad Psalterium Odalrici. Paris, 1904
  13. Бертье-Делагард А. Л. Раскопки Херсонеса // Материалы по археологии России. СПб., 1893. № 12. С.61.
  14. 1 Кор. Климента Римского 59:1-2; цитируется по публикации: Св. Климента Еп. Римск. къ Коринф. послание 1. — Писания мужей апостольских (в русс.пер., с введ. и прим. прот. П.Преображенского). — СПб., 1895
  15. Evangelisches Kirchenlexikon, Bd. 1. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1986 — S. 518: «Auf dieser Bahn geht 1Clem weiter, der das Bischofsamt unmittelbar auf die ordnungsgemäße Einsetzung durch die Apostel zurückführt und damit erstmals den Gedanken apostolischer Sukzession anklingen läßt (44,2f).».
  16. Цит. по: Ранние Отцы Церкви. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1988 — с. 70
  17. См. Grelot P., Dumais Μ. Homelies sur 1’Ecriture a Tepoque apostolique. — Paris, 1989. — P, 25 etc.).
  18. А. Пентковский. Антиохийская литургическая традиция в IV—V столетиях (недоступная ссылка) // Журнал Московской Патриархии, 2002 (№ 2).
  19. 1 2 Mercer dictionary of the Bible / ed. Watson E. Mills, Roger Aubrey Bullard. Macon, GA: Mercer University Press, 1997. pp. 160—161.
  20. Августин (Гуляницкий), еп. Два окружныя послания св. Климента Римскаго о девстве, или к девственникам и девственницам. — Труды Кіевской Духовной Академіи, 1869, май, 193—201.
  21. А. И. Сидоров. Курс патрологии: возникновение церковной письменности. М.,1996

Литература

  • Климент, римские папы и антипапы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Русские переводы:

  • Климента, папы Римского, к коринфянам послание. / Пер. с греч. И. Дмитревского. М., 1781. 80 стр.
  • Первое послание. // Христианское чтение. 1824, ч.4.
  • Прот. Петр Преображенский. Памятники древней христианской письменности, т. II. Писания мужей Апостольских// М.: 1860
    • Первое послание Климента Римского к коринфянам
    • Второе послание Климента Римского
  • Первое и второе послания к коринфянам. / Пер. П. Преображенского. М., 1861.
    • переизд.: М.: ИС РПЦ, 2003. С. 135—191; СПб.: Амфора, 2007. С. 103—202.
  • Два окружных послания св. Климента Римскаго о девстве, или К девственникам и девственницам. (недоступная ссылка) — ТКДА, Киев, 1869. — Перевод и предисловие еп. Августина (Гуляницкого)

Исследования:

  • Савваитов П. И. Святой Климент, еп. Римский. Патрологический опыт. СПб., 1852.
  • Августин (Гуляницкий), еп. Два окружныя послания св. Климента Римскаго о девстве, или к девственникам и девственницам. — Труды Кіевской Духовной Академіи, 1869, май, 193—201.
  • Селин, А. А. О посвящении сельских храмов в Новгородской земле XVI в. Св. Климент (папа римский) // Теоретическая конференция «Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток». СПб., 1995, 80-82.
  • Уханова, Е. В. Культ св. Климента, папы Римского, в истории византийской и древнерусской церкви IX — первой половины XI в. // Annali del’Istituto universario Orientale di Napoli. Aion Slavistica, 5, 1997—1998, 514—519.
  • Задворный, В. Л. Первое Послание Климента I к коринфянам // Он же. Сочинения римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). М., изд. францисканцев, 2011, 27-32.
  • Задворный, В. Л. Климент I — первый небесный покровитель Древней Руси // Он же. Сочинения римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). М., изд. францисканцев, 2011, 274—280.

Ссылки

  • Еп. Августин (Гуляницкий). Два окружных послания св. Климента Римского о девстве, или к девственникам и девственницам (ТКДА. Киев, 1869 г. Май). На сайте Святоотеческое наследие
  • Св. Климент, еп. Римский и его сочинения (подлинные и ему приписываемые)
  • О предполагаемом месте кончины Св. Климента
Предшественник:
Клет
4-й епископ Римский
88 (90) — 97 (99)
Преемник:
Эварист

I век

Пётр • Лин • Клет • Климент I • Эварист

II век

Александр I • Сикст I • Телесфор • Гигин • Пий I • Аникет • Сотер • Елевферий • Виктор I • Зефирин

III век

Каликст I • Урбан I • Понтиан • Антер • Фабиан • Корнелий • Луций I • Стефан I • Сикст II • Дионисий • Феликс I • Евтихий • Гай • Марцеллин

IV век

Марцелл I • Евсевий • Мильтиад • Сильвестр I • Марк • Юлий I • Либерий • Дамасий I • Сириций • Анастасий I

V век

Иннокентий I • Зосима • Бонифаций I • Целестин I • Сикст III • Лев I • Гиларий • Симплиций • Феликс III (II) • Геласий I • Анастасий II • Симмах

VI век

Гормизд • Иоанн I • Феликс IV (III) • Бонифаций II • Иоанн II • Агапит I • Сильверий • Вигилий • Пелагий I • Иоанн III • Бенедикт I • Пелагий II • Григорий I

VII век

Сабиниан • Бонифаций III • Бонифаций IV • Адеодат I • Бонифаций V • Гонорий I • Северин • Иоанн IV • Теодор I • Мартин I • Евгений I • Виталий • Адеодат II • Домн • Агафон • Лев II • Бенедикт II • Иоанн V • Конон • Сергий I

VIII век

Иоанн VI • Иоанн VII • Сизинний • Константин • Григорий II • Григорий III • Захарий • Стефан II • Стефан II (III) • Павел I • Стефан III (IV) • Адриан I • Лев III

IX век

Стефан IV (V) • Пасхалий I • Евгений II • Валентин • Григорий IV • Сергий II • Лев IV • Бенедикт III • Николай I • Адриан II • Иоанн VIII • Марин I • Адриан III • Стефан V (VI) • Формоз • Бонифаций VI • Стефан VI (VII) • Роман • Теодор II • Иоанн IX • Бенедикт IV

X век

Лев V • Сергий III • Анастасий III • Ландон • Иоанн X • Лев VI • Стефан VII (VIII) • Иоанн XI • Лев VII • Стефан VIII (IX) • Марин II • Агапит II • Иоанн XII • Лев VIII • Бенедикт V • Иоанн XIII • Бенедикт VI • Бенедикт VII • Иоанн XIV • Иоанн XV • Григорий V • Сильвестр II

XI век

XII век

XIII век

XIV век

XV век

XVI век

Пий III • Юлий II • Лев X • Адриан VI • Климент VII • Павел III • Юлий III • Марцелл II • Павел IV • Пий IV • Пий V • Григорий XIII • Сикст V • Урбан VII • Григорий XIV • Иннокентий IX • Климент VIII

XVII век

XVIII век

XIX век

Лев XII • Пий VIII • Григорий XVI • Пий IX • Лев XIII

XX век

Пий X • Бенедикт XV • Пий XI • Пий XII • Иоанн XXIII • Павел VI • Иоанн Павел I • Иоанн Павел II

XXI век

Список разбит по векам исходя из даты начала понтификата

Апостольские мужи
и апологеты

Варнава Апостол †61 • Климент Римский †97 или 99 или 101 • Игнатий Антиохийский †107 • Кодрат Афинский †не ранее 130 • Аристид Афинский • Поликарп Смирнский †156 • Папий Иерапольский †155 или 165 • Аристон Пелльский †ок. 160 • Иустин Философ †165 • Татиан †ок. 180 • Феофил Антиохийский †не ранее 180—181 • Афинагор Афинский †ок. 190 • Мелитон Сардийский †ок. 190 • Ириней Лионский †202 • Марк Минуций Феликс †ок. 210 • Климент Александрийский †ок. 215
Дидахе (конец I — начало II века) • Пастырь Гермы (II век) • Послание к Диогнету (ок. 130)

Греческая патристика

Ориген †ок. 254 • Дионисий Александрийский †265 • Григорий Неокесарийский †ок. 275 • Павел Самосатский(ер) †ок. 275 • Лукиан Антиохийский †312 • Мефодий Олимпийский †312 • Евстафий Антиохийский †337 или 346 • Евсевий Памфил †ок. 340 • Иаков Афраат †ок. 345 • Антоний Великий †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий †373 • Василий Великий †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов †389 • Макарий Великий †391 • Диодор Тарсийский †ок. 391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Макарий Александрийский †ок. 395 • Дидим Слепец †398 • Евагрий Понтийский †399 • Макарий Магнезийский †ок. 403 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 • Синезий Киренский †ок. 414 • Феодор Мопсуестийский(ер) †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Исидор Пелусиотский †ок. 449 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 • Леонтий Византийский †после 541 • Максим Исповедник †662 • Исаак Сирин †ок. 700 • Иоанн Дамаскин †753

Латинская патристика

Тертуллиан †ок. 225 • Ипполит Римский †ок. 235 • Киприан Карфагенский †258 • Новациан(ер) †ок. 258 • Арнобий Старший †ок. 330 • Лактанций †ок. 325 • Гай Марий Викторин † после 363 • Иларий Пиктавийский †367 • Амвросий Медиоланский †397 • Иероним Стридонский †420 или 430 • Аврелий Августин †430 • Пелагий(ер) †после 431 • Викентий Леринский †до 450 • Пётр Хрисолог †450 • Марциан Капелла ок. 425/428 • Клавдиан Мамерт †ок. 473 • Аниций Манлий Торкват Северин Боэций †524 или 526 • Магн Аврелий Кассиодор †ок. 578 • Мартин Брагский †579/580 • Григорий Великий †604 • Исидор Севильский †636 • Беда Достопочтенный †735

Ориентальная патристика

Диодор Тарсийский †ок. 391 • Феодор Мопсуестийский †428 • Раббула Эдесский †435 • Несторий(ер) †ок. 451 • Феодорит Кирский †457 • Барсаума Нисибийский †ок. 495 • Нарсай Нисибийский †ок. 502 • Юлиан Галикарнасский †после 518 • Севир Антиохийский †538 • Исаак Сирин †ок. 700

(ер) — осуждены за ересь

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_I

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Климент, папа Римский, родился в первом столетии от Рождества Христова. Православная церковь относит его к значимым и выдающимся христианским святым. День почитания Святого Климента — 25 ноября (8 декабря).

Житие священномученика Климента, папы Римского

Климент был третьим сыном в семье родителей, которые доводились родственниками римским царям. Отец Фавст и мать Матфидия были язычниками. Родному брату отца очень нравился его жена. Он постоянно склонял ее изменить мужу. Матфидия решила испробовать хитрость. Она рассказала сон супругу, что к ней приходил один Бог, который посоветовало ей уехать в другое место на несколько лет. Если она это не сделает, то умрет вместе с детьми. Муж отправил ее с двумя детьми Фастином и Фавстианом, а Климента оставил себе.

В пути поднялась буря и корабль разбился. Мать выкинуло волной на берег острова, где она стала жить самостоятельно. Дети попали к разбойникам, которые продали их женщине. Она воспитала их как своих сыновей. Позже они крестились и стали последователями апостола Петра.

Фавст очень тосковал и неоднократно посылал рабов, чтобы получить известие о жене и детях, но они не возвращались. Тогда он сам отправился в путь, оставив младшего сына на попечение родственников. Когда юноша подрос, он направился в Иерусалим. Но попал в место, где проповедовал апостол Петр. Здесь же он принял крещение и встретил мать и братьев.

Когда апостол Петр услышал рассказ мужчины о его семье, потерянной 24 года назад, он понял, что это отец Климента. Так благодаря святому Фавст и Матфидия нашли другу друга и детей. Они вернулись в Рим, где их радостно встретили подарками, и стали проповедовать новую религию.

Климент стал учеником апостола Петра, который перед кончиной возвел его в чин епископа Рима. Это было тяжелое время для православия. Язычники ополчились на епископа, тогда царь Траян сослал его в Херсонес Крымского полуострова. В ссылке он:

  • работал на каменоломнях;
  • поддерживал христиан;
  • крестил язычников в православную веру.

Когда император Траян узнал об этом, то приказал казнить святого, утопить в море.

Чудеса

Чудеса священномученика Климента папы Римского связаны с его смертью. Христиане стали молиться Господу совершить чудо. Вода отступила и в одной пещере были найдены нетленные мощи святого. Так продолжалось на протяжении 50 лет.

Позже славянские учителя Кирилл и Мефодий обратились к епископу Георгию с просьбой открыть мощи Святого. Во время крестного хода море осветилось, останки поднялись сами наверх. Частично святые мощи был отдана в Рим, а часть забрал князь Владимир в Десятинный храм.

Церковь святого Климента

Первые сведения о храме священномученика Климента папы Римского в Москве относятся ко второй половине семнадцатого столетия. В давние времена церкви возводили из дерева, таким был и храм. В середине восемнадцатого столетия здание построили из камня. Спонсором реконструкции был купец Матвеев, зодчий – итальянец Пьетро-Антонио Трезини. Именно в таком первозданном виде можно увидеть храм в настоящее время.

Во времена октябрьской революции церковь закрыли, а позже в тридцатые годы прошлого века было принято решение о сносе. Однако реставраторы Грабарь и Барановский отправили письмо Клименту Ворошилову, который получил имя Святого при крещении. Тогда в здание доставили полное собрание произведений Ленина и стеллажи, расставили тома великого вождя на полках. В срочном порядке создали библиотеку. Когда пришли подрывники, им стали угрожать звонком в НКВД. Увидев произведения Ленина, они ушли.

Так был спасено великое архитектурное произведение – храм Спаса Преображения. В 2008 году строение было возвращено русской православной церкви, а книги вывезены.

Церковь папы Римского больше напоминает католический храм:

  • Архитектура здания – западноевропейская, интерьер – в стиле рококо.
  • Оформление внутри в католическом духе, основное убранство – образы святого Климента, которых сохранилось пять, икона Державной Богоматери. Они написаны итальянскими мастерами.
  • Украшает стены также образ святой Екатерины, который представлен Екатериной второй. Такую свободу написания позволяли себе художники того времени.

Храмы святого Климента возвышаются на берегах Белого моря и речки Онеги. Много деревянных церквей семнадцатого и девятнадцатого столетия в Архангельской области в Пияле, Поле, Уне, Неноксе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *