Рыба в христианстве

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter – Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть. безгрешным» (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1).

Профессор А.П. Голубцов высказывал предположение: «Это буквенное значение слова ICHTHYS было рано подмечено христианскими экзегетами, и, вероятно, в Александрии – этом центре аллегорического толкования – впервые был и поставлен на вид таинственный смысл этого знаменитого слова» (Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995. С. 156). Однако надо определенно сказать: не одно только наблюдение над буквенным совпадением привело к тому, что у христиан первенствующей Церкви рыба стала символом Иисуса Христа. Сознание древних учеников Божественного Спасителя, несомненно, находило опору для такого понимания в святом Евангелии. Господь говорит: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 9–11). Символика ясна и выразительна: рыба указывает на Христа, а змия – на диавола. При насыщении более четырех тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы: И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились (Мф. 15: 36–37). При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф. 14: 17–21). Об евхаристическом понимании первого и второго насыщения свидетельствует изображение, сделанное на стене одной из римских катакомб святого Каллиста: плывущая рыба держит на спине плетеную корзину с пятью хлебами и стеклянным сосудом с красным вином под ними.

Древние христианские писатели не ограничивались символическим сравнением Иисуса Христа с рыбой. Они распространяли это сравнение и на последователей Спасителя. Так, Тертуллиан писал: «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! <…> Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ICHTHYS) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (О крещении. 1.1). Климент Александрийский в «Гимне Христу Спасителю» также сравнивает последователей Иисуса Христа с рыбками:

Жизни Радость вечная,
Смертного рода
Спаситель, Иисусе,
Пастырь, Пахарь,
Кормило, Узда,
Крыло небесное святого стада!
Ловец человеков,
Спасаемых
Из моря нечестия!
Рыб чистых
Из волны враждебной
к сладостной жизни уловляющий!
Веди нас, овец
Пастырь разумных!»

(Педагог. Заключение)

Источник: https://pravoslavie.ru/7028.html

Изображения

Рыба изображалась первыми христианами в катакомбах, в храмах, на утвари (например, на лампадах), печатях, одежде, в письмах. Сегодня она является элементом декора церквей. На стенах катакомб можно увидеть изображение рыбы с расположенной на ее спине корзинкой. В ней находятся хлеб и бутыль красного вина. Это символизирует образ Христа в Евхаристии, то есть в обряде причащения.

В некоторых рисунках на себе рыба несет корабль. Это является ассоциацией с христианской церковью. Три рыбы, имеющие одну общую голову, символически изображали Святую Троицу, подчеркивая ее неслиянность и в то же время нераздельность. Подобно тому, как современные верующие христиане носят нательные крестики, ранние представители этой религии носили рыбок, которые были сделаны из различных материалов, таких, как металл, камень, перламутр, стекло.

В своем произведении «О Граде Божьем» Блаженный Августин писал, что символ рыбы в христианстве – это таинственный знак Христа, говорящий о том, что в бездне смертности, словно в глубине вод, он оставался живым и безгрешным.

Символическое значение

Ίχθύς (мраморная стела, начало III века

Акроним ИХТИС (ΙΧΘΥΣ) построен на использовании следующих букв:

Буква Греческий текст Русский текст
Ἰησοὺς Иисус Собственное имя
Χ Χριστóς Христос Мессия, употребление этого эпитета стало одним из обвинений против Иисуса (см. Мф. 26:63—66)
Θ Θεοῦ Божий Указывает на происхождение от Бога (ср. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век).
Υ Υἱός Сын Исповедание Иисуса как второе лицо Святой Троицы
Σ Σωτήρ Спаситель Показывает миссию Иисуса Христа на земле — «Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10)

Таким образом, в этой аббревиатуре в краткой форме выражается исповедание христианской веры.

Евангельская символика

Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, из которых многие были рыбаками. Иисус Христос называет своих учеников «ловцами человеков» (Мф. 4:19, Мк. 1:17), а Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф. 13:47).

«Тайная вечеря», фреска XIII в. в пещерной церкви, Каппадокия. Тело Христово в Граале изображено в виде рыбы

Изображение рыбы имеет также евхаристическое значение, связанное со следующими трапезами, описанными в Евангелии:

  • насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк. 6:34—44, Мк. 8:1—9);
  • трапеза Христа и апостолов на Тивериадском озере по его Воскресении (Ин. 21:9—22).

Эти сюжеты нередко изображались в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей.

Знак также ассоциировался с Альфой из слов Иисуса Христа: «Я Есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» (Отк. 22:13).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *