Отец Валентин Асмус

Биография

Родился в семье философа Валентина Фердинандовича Асмуса. Учился на филологическом факультете Московского государственного университета (классическое отделение), который окончил в 1975 году. В студенческие годы Валентин Асмус был прихожанином храма Ильи Пророка в Обыденском переулке.

С 1975 по 1978 годы Валентин Асмус преподавал латинский язык в Московском издательско-полиграфическом техникуме. В это время его духовным отцом стал протоиерей Всеволод Шпиллер.

С 1 сентября 1978 года преподавал в Московских духовных школах латинский язык, церковнославянский язык, византологию, древнегреческий язык, историю церкви, патрологию, историю Поместных православных церквей, каноническое право.

11 февраля 1979 года рукоположён в сан диакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом).

С 1979 года служил в храме святителя Николая в Кузнецах.

В 1986 году экстерном окончил Московскую духовную семинарию. В 1990 году экстерном окончил Московскую духовную академию.

4 февраля 1990 года был рукоположён в сан священника архиепископом Зарайским Алексием (Кутеповым).

25 февраля 1993 года возведён в сан протоиерея.

В 2000 году назначен настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе.

В 2002 году присуждена академическая степень магистра богословия.

С 2002 года — преподаватель Николо-Угрешской семинарии.

12 апреля 2009 года удостоен права ношения митры.

Отец Валентин является доцентом Московской духовной академии, членом учёного совета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, научным куратором и автором «Православной энциклопедии». Член редакционной коллегии научно-богословского альманаха «Богословские труды»

Проживает в Москве. Вдовец, покойная супруга Инна Викторовна Асмус, девятеро детей.

> Научные интересы

Патрология, патристика, догматическое богословие, византология, история Церкви, монархическая византийская теория.

Избранные труды

  • Куликов Александр, протоиерей, Асмус Валентин, диакон. Приходской праздник // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. № 8. стр. 25.
  • Асмус Валентин, священник. Владимир Юрьевич Вульферт // Журнал Московской Патриархии. М., 1985. № 2. стр. 34.
  • Асмус Валентин, диакон. Место Московской Духовной Академии в истории русской культуры // Богословские труды. М., 1986. Сб. МДА. стр. 316—330.
  • Асмус Валентин, протодиакон. Филаретовский вечер в Московской Духовной Академии // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 4. стр. 20-21.
  • Богословие митрополита Филарета (Дроздова) // Тысячелетие крещения Руси: Мат-лы Межд. церк. науч. конф. «Богословие и духовность» (Москва, 11—18 мая 1987 г.). — М.: Моск. патриархия, 1989. — С. 244—252.
  • Асмус Валентин, священник. «Патрология» Миня // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. № 7 (ЖМП). стр. 71-72.
  • Асмус В. В., свящ., Козаржевский А. Ч., Чистяков Г. П., Алексеев А. А., Руденко А. А., Селезнев М. Г., Аверинцев С. С. По материалам «круглых столов», проводившихся в Институте востоковедения РАН в 1990—1991 гг. // Мир Библии. М., 1994. № 2. стр. 93-101.
  • В. А. Комментарий к параграфам 34, 35, 36 из «Философии культа» священника Павла Флоренского // Regnum Aeternum. — М.-Париж, 1996. — № 1. — С. 198—202.
  • Асмус В. В., протоиерей. Происхождение царской власти. (К истолкованию I Царств 8) // Regnum Aeternum. — М.-Париж, 1996. — № 1. — С. 41—46.
  • Асмус В. В., протоиерей. О некоторых церковных канонических идеях патриарха Никона // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ. Мат-лы 1992—1996 гг. — М.: ПСТБИ, 1996. — С. 41—45.
  • Асмус В. В., протоиерей. Учение св. царя Юстиниана о священстве и царстве // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1992—1996. стр. 34-40.
  • Асмус В. В., протоиерей. О некоторых церковных канонических идеях патриарха Никона // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1992—1996. стр. 41-45.
  • Асмус В. В., протоиерей. Седьмой Вселенский Собор 787 г. и строй в Церкви // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1992—1996. стр. 63-75.
  • Асмус В. В., протоиерей. О монофизитстве ] // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1992—1996. стр. 207—210.
  • Асмус В. В., протоиерей. Церковные полномочия императоров в поздней Византии // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1992—1996. стр. 296—298.
  • Асмус В. В., протоиерей. Богословие В. Н. Лосского // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1992—1996. стр. 249—252.
  • . Царство вечное // Regnum Aeternum. — М.-Париж, 1996. — № 1. — С. 7—10.
  • Асмус В. В., протоиерей. Седьмой Вселенский Собор 787 г. и власть императора в Церкви // Regnum Aeternum. — М.-Париж, 1996. — № 1. — С. 47—68.
  • Асмус В. В., протоиерей. Учение св. царя Юстиниана о священстве и царстве // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ. Мат-лы 1992—1996 гг. — М., 1996. — С. 34—40.
  • Бреев Г., прот., Шатов А., прот., Смирнов Д., прот., Асмус В., прот., Воробьев В., протоиерей. Современные традиции празднования Пасхи на московских приходах // Вестник пастырского семинара. М., 1996. № 1. стр. 35-41.
  • Асмус В. В., протоиерей. Канонизация Царской семьи: за и против // Церковь и время. М., 1998. № 4(07). стр. 199—203.
  • Асмус В. В., протоиерей. Отношения Церкви и государства по законам императора Юстиниана I (Великого) // Исторический вестник. М., 1999. № 2. стр. 85-92.
  • Асмус В. В., протоиерей. Господи, спаси Царя (Пс 19:10): Молитва о Царе в православном богослужении // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 2000. стр. 97-107.
  • Асмус В. В., протоиерей. Принципы богословского подхода к истории // Исторический вестник. М., 2000. № 5-6(09-10). стр. 167—176.
  • Асмус В. В., протоиерей. Святоотеческое наследие и современная церковная жизнь: // Церковь и время. М., 2000. № 2(11). стр. 86-94.
  • Асмус В. В., протоиерей. «Господи, спаси царя» : молитва о царе в православном богослужении // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ. Мат-ы 2000 г. — М., 2000. — С. 97—107.
  • Асмус В. В., протоиерей. Церковные полномочия императоров в поздней Византии // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ. Мат-лы 2002 г. — М., 2002. — С. 74—80.
  • Асмус В. В., протоиерей. Царь в Библии // Православная государственность: 12 писем об Империи. Сб. ст. / под ред. А. М. Величко, М. Б. Смолина. — СПб.: Изд. Юридического ин-та, 2003. — С. 230—241.
  • Асмус В. В., протоиерей. Святитель Григорий Палама и императорская власть // Богословский сборник. — М.: ПСТБИ, 2003. — Вып. XI. — С. 137—157.
  • Асмус В. В., протоиерей. Церковные полномочия византийских императоров // Православная государственность: 12 писем об Империи. Сб. ст. / под ред. А. М. Величко, М. Б. Смолина. — СПб.: Изд. Юридического ин-та, 2003. — С. 30—44.
  • Асмус Валентин, протоиерей.. 550 лет падения Константинополя // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 6 (ЖМП). 46-57. Ключевые слова: история Церкви общая; Церкви Православные: Константинопольская
  • Асмус Валентин, протоиерей.. V Вселенский Собор (1450 лет) // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 12 (ЖМП). 38-50. Ключевые слова: история Церкви общая; Соборы Вселенские: V
  • Асмус Валентин, протоиерей.. Как не следует издавать книги протопресвитера Иоанна Мейендорфа // Журнал Московской Патриархии. М., 2002. № 11 (ЖМП). 78-88. Ключевые слова: библиография, рецензии; Мейендорф Иоанн, протопресвитер; Лурье В. М., богослов
  • Асмус Валентин, протоиерей.. Монахиня Магдалина (в миру — Вера Александровна Рещикова) // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 12 (ЖМП). 34-35. Ключевые слова: некрологи; Магдалина (Рещикова), монахиня
  • Асмус Валентин, протоиерей.. Проповедь в Татьянин день в Успенском соборе Московского Кремля // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 2 (ЖМП). 42-45. Ключевые слова: проповеди, слова; богословие основное (апологетика); Татиана Римская, дева, мученица
  • Асмус Валентин, протоиерей.. Святитель Епифаний Кипрский (к 1600-летию преставления) // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 5 (ЖМП). 68-76.
  • Протоиерей Валентин Асмус прокомментировал письмо епископа Диомида // pravoslavie.ru, 9 марта 2007
  • Протоиерей Валентин Асмус: «Евхаристия»
  • Протоиерей Валентин Асмус: Мир всё меньше считается с основами христианской веры
  • Протоиерей Валентин Асмус: «Политическая история православного государства неотделима от церковной»
  • Протоиерей Валентин Асмус. Будет ли Русская Церковь единой?
  • Архив Протоиерей Валентин Асмус

Чистые пруды Юрия Нагибина

Рассказывая о своем детстве, Нагибин дал ему три определения: «трудное, бедное и прекрасное». Все прекрасное было связано со старинной улочкой Москвы, где родился и вырос будущий классик русской литературы, — Армянским переулком. Мама, редкая красавица дворянских кровей Ксения Алексеевна, по словам Нагибина, была «одержима честолюбивым желанием — обучить сына иностранным языкам». Она умудрялась нанимать ему преподавателей — «носителей языка»: немку, англичанку, француженку… Пожалуй, только этими домашними уроками детство Нагибина отличалось от детства его ровесников. Среди его одноклассников, как писал Нагибин, ни у кого не было отцов: всех образованных мужчин, коренных москвичей, уничтожили до войны как «опасную интеллигенцию».

Юрий играл в футбол, сбегал с уроков в кинотеатр с поэтическим названием «Волшебные грезы», зимой катался на коньках на Чистых прудах, лепил снежных баб (ох, любил это занятие будущий сердцеед), летом на Чистых же ловил рыбу (страсть к рыбалке он пронес до конца жизни) и был таким другом, с которым можно идти в разведку. Только все друзья его юности погибли на Второй мировой.

Корреспондент «Труда»

Из райвоенкомата на Чистых прудах Юрий Нагибин ушел на войну, успев поступить на сценарный факультет ВГИКа, что позволило ему стать военкором газеты «Труд».

Войну он вспоминать не любил. Не выносил запаха «начищенных солдатских сапог» и на войне приобрел серьезную фобию — боязнь замкнутых пространств.

Юрий Маркович часто повторял фразу: «Мужчина должен уметь проигрывать, ибо сила человека проверяется поражением». Правда, представить его — красивого, холеного, с благородными манерами, безупречно одетого любимца женщин — было невозможно.

Он вызывал зависть, ревность, восхищение, желание… А еще его называли строптивым, заносчивым и бессердечным… Но основная часть этого «набора» была следствием так называемого спартанского воспитания. Во всех автобиографических книгах Нагибина встречается этот термин.

И только в одной — в «Чистых прудах» — писатель рассказал, что такое воспитание «исключало всякие проявления сентиментальности, меня никогда не целовали, не гладили и вообще не трогали без нужды — это было строжайше запрещено. При встречах и расставаниях у нас в семье обходились рукопожатием, все чувства полагалось держать на запоре».

Зато как тонко, подробно, со знанием психологии и человеческой природы описывал он чувства в своих произведениях! Пожалуй, в русской литературе XX века так умел только Иван Бунин. Хотя сам Нагибин боготворил одного лишь Пушкина, а еще способствовал возвращению из небытия Николая Лескова и Андрея Платонова.

Зубная боль в сердце

Такое определение любви дал друг юности Нагибина, названный в его повести «Чистые пруды» Толиком. А быть может, сам писатель? Первая жена писателя Мария Асмус оказалась его самой большой и, возможно, единственной любовью. Их брак длился всего два года, но встречались они и любили друг друга — тайно и страстно — десятилетиями. Об этом рассказал миру в повести «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя» сам Нагибин. К Машеньке Асмус он относился с особой нежностью и заботой. Подшучивал над тем, что она постоянно мерзла и носила сто одежек, для освобождения от которых требовалось время. А его было в обрез — Машенька была замужем за другим. Почти одновременно была опубликована и сенсационная повесть «Моя золотая теща» — о романе Нагибина с женой директора автомобильного завода имени Лихачева и… тещей писателя. Она была роскошной женщиной, во много раз превосходящей опытом и чувственностью свою бледную дочь.

Пятой женой Нагибина была поэтесса Белла Ахмадулина. Они расстались в 1968 году, по инициативе писателя. Он называл жену-поэтессу тунеядкой, боролся с ее богемным образом жизни и в своих «Дневниках» нелестно о ней отозвался, за что был осужден друзьями Беллы — в том числе и своим предшественником, бывшим мужем поэтессы Евгением Евтушенко. Белла Ахатовна очень переживала разрыв с Нагибиным, о чем знала вся творческая Москва…

Шестой и последней женой Нагибина стала ленинградка Алла, она и носит титул вдовы писателя. После его смерти Алла уехала в США, но несколько лет назад вернулась в Россию.

Он любил Москву бескорыстно

В своей поздней публицистике Нагибин поделился наблюдением: «Москва на редкость скупа на памятные доски». Эта скупость коснулась и самого Нагибина. Впрочем, писатель так искренне, так бескорыстно любил столицу, что простил ей эту малость.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай Бурляев, актер, режиссер:

— Во время работы над фильмами «Детство Бемби», «Юность Бемби» мне посчастливилось общаться с Юрием Нагибиным. Помню его загородный дом, его гостеприимство, его охотничьих собак… Он был человеком эмоциональным, но немногословным. Ощущалось, что в нем происходит большая духовная работа. В нем не было суеты.

Евгений Евтушенко, поэт:

— Я был свидетелем того, какими влюбленными глазами смотрел Нагибин на Беллу (Ахмадулину. — «ВМ»), как был очарован ею, как безумно ревновал ее, а в «Дневниках» предстает совсем другая картина. Причем Нагибин сам на себя наговаривает (…), он не был таким уж злым и циничным человеком, каким пытается себя изобразить. (…) Могу предположить, что Белла (…) задела самолюбие Нагибина, ведь она была более знаменитой.

ДОСЬЕ

Юрий Маркович Нагибин — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист. Носил отчество отчима — адвоката Марка Левенталя, который усыновил его сразу после рождения. Родной отец — Кирилл Нагибин — был расстрелян в 1920-м, в год рождения сына. В 1938-м Юрий поступил в Первый Московский медицинский институт, затем перевелся во ВГИК, который не окончил из-за войны. В 1940-м опубликовал первый рассказ и был принят в Союз писателей.

ЛЮБИМЫЕ ФИЛЬМЫ, СНЯТЫЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ПИСАТЕЛЯ

■ Чистые пруды (1962)

Фильм снят Алексеем Сахаровым. Это история четырех друзей, живущих у Чистых прудов. Они обещают встретиться через двадцать лет, но начинается война…

■ Бабье царство (1967)

По повести писателя в 1967 году был снят одноименный фильм, главная героиня которого — деревенская женщина, прошедшая через ужас фашистской оккупации, потерявшая сына, мужа, дом…

■ Красная палатка (1969)

Советско-итальянский фильм. Драматическая история об интернациональной арктической экспедиции на дирижабле «Италия» и о постигшей ее катастрофе.

■ Поздняя встреча (1979)

Фильм снят по повести Нагибина «Срочно требуются седые человеческие волосы». История любви мужчины и женщины, которой не дано было состояться.

Источник: https://vm.ru/culture/219601-chistye-prudy-yuriya-nagibina

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *