Икона роман сладкопевец

Составление жития святого

Прежде чем узнать в чем помогает Роман Сладкопевец, подробно изучим те сведения, которыми располагают церковно-христианские архивы.

Вот, например, в Патмосском кодексе существуют сведения о том, что он был родом из Сирии и города Эмессы и родился в еврейской, но уже христианизированной семье. По прошествии некоторого времени он начал служить диаконом в святой Божией церкви (Воскресения) в Бейруте. А дальше его ждал Константинополь, где на то время правил царь Анастасий. В Кирах он начал служить в храме Божией Матери, где получил благодать от Самой Матери Божией. Она явилась к нему в тонком сне и дала пергаментный свиток, который повелела съесть.

Когда святой поглотил его, то сразу проснулся и, взойдя на амвон, стал возглашать благозвучное пение: «Дева днесь Пресущественного рождает». После Роман Сладкопевец, икона которого часто изображается с огромной грамотой, составил Господские праздники и дни памяти Святых кондаки, число которых оказалось около тысячи. Написанные его рукой, они и до сих пор хранятся в Кирах.

Новые свидетельства

Менологий Василия II к этим сведениям добавляет еще некоторые. Что, пребывая в благоговейном состоянии и непрестанных молитвах на бдении в церкви Богородицы в константинопольском поместье Влахерны, святой Роман Сладкопевец неоднократно возвращался в сирийские Киры. Еще один ранний источник — житие святого Артемия — имеет эпизод времен правления Ираклия, в котором описывается, что с юного возраста святой Артемий молился и воспевал «стихи иже во святых смиренного Романа».

Таков на первый взгляд Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает его святой образ? Этот вопрос интересует многих православных христиан. Церквные певчие молятся этому святому в помощи именно в певческом искусстве.

Служба святому Роману — другая группа свидетельств — канон, был опубликован в Минее и подписан именем Епифания в Богородичных. В нем тоже есть некоторые сведения о жизни святого Романа, в частности, указывается: «от юности святой Роман всего себя возложил Христу» (песнь 1,2), в Константинополе жил как аскет. В этом каноне описывается и чудо явления ему Богородицы (песнь 5, тропарь 2).

Еще некоторые сведения о святом дает канон Феофана Грапта, в котором говорится, что он был наилучшим диаконом (6 песнь, 1 тропарь), который служил как проповедник через свои гимны. В этом каноне (песнь 4,2). Также говорится, что он изучал Писание с раннего детства, и, когда прибыл в Константинополь, постоянно посещал церковь Богородицы во Влахерне.

Но самый интересный фрагмент кондака преподобному Роману издан кардиналом Питра и Гродидье де Матоном. До наших современников дошли всего три икоса, где восхваляется житие святого Романа, и особенно — во втором и третьем икосе.

Роман Сладкопевец

К третьей группе относятся кондаки, составленные самим Романом Сладкопевцем. Он был современником землетрясения 527-529 годов, а также свидетелем восстания «Ника» 532 года и построения храма Святой Софии 537 года. Святой также застал ужасные катастрофы 551-554 годов. Хронисты сообщают, что землетрясение 551 года привело к тому, что море отступило более, чем на милю. В 554 году землетрясения чувствовались и в Константинополе, и в Александрии. Это означает, что в это время святой был еще жив.

Молитва Роману Сладкопевцу начинается со слов: «Преподобный Отче Романе!» или «О, священное главо!».

Год его смерти можно датировать не позднее 562-м. Он пришел в Константинополь в правление царя Анастасия (518). В Бейруте начал служить в церкви Вознесения диаконом, когда ему было не менее 25 лет. Рождение святого Романа следует отнести к периоду между 480-490 годами. И наверняка он был хорошо знаком с медицинским искусством, так как в его кондаках достаточно часто можно встретить специфическую медицинскую лексику.

Судя по тому, что в кондаках упоминаются имена великих ученых Платона, Арата, Пифагора, Гомера, Демосфена (кондак на Пятидесятницу, 17 строфа), он получил великолепное и наиболее полное классическое образование. Не менее интригующе выглядят нападки святого Романа на врачей (кондак на Иоанна Евангелиста), что характеризует его как прекрасного знатока медицинской терминологии. Роман Сладкопевец инкриминировал врачам, что они берут мзду чрезмерную со своих пациентов, которые, оставаясь без средств, обрекали себя на голодную смерть. Некоторых врачей он называл «растленным собранием лжеврачей» и подчеркивал их жадность.

Врачебная практика святого

Роман Сладкопевец прожил долгую жизнь. Его еврейское происхождение говорит о том, что, кроме ростовщического дела в византийском мире, евреи часто занимались медицинской практикой, и, скорее всего, и его семья относилась к этой среде. Он конфликтовал с врачебной корпорацией Эмессы, сбивал цену за лечебные услуги и часто лечил безвозмездно.

Поэтому есть предположения, что именно с этими вопросами и связан переезд святого Романа из Эмессы в развивающийся Бейрут, который в VI веке был крупным культурным центром восточного Средиземноморья, где всегда было много соблазнов и хвастливо выставляемого богатства. В таком большом и искушенном городе еврею-провинциалу было очень нелегко пробиться. Для этого надо было обладать незаурядными способностями. И святому Роману, несмотря на все сложности, это все же удалось.

Вероятнее всего, внимание церковных властей привлекло его поэтическое дарование. И тогда его посвятили в диаконы для служения в Бейрутской церкви Воскресения, которая была очень величественной. Положение здесь его как диакона было связано с благотворительными обязанностями.

Константинополь

Переехав в Константинополь, он поселился в Кирах вблизи церкви Богоматери (Кириотисса). В ней и произошло видение, о котором говорится в синаксари. Доказательством этого могжет послужить постоянное пребывание святого Романа в Кирах (в этом скромном квартале его тело погребли возле церкви), хотя он мог претендовать и на большее.

А все потому, что Кириотисса стала для него святым местом. Еще одним доказательством видения является возникновение кондака на Рождество. Значит дарование поэтического таланта с благословения Богородицы все же свершилось.

Кроме краткого варианта этого события, есть еще и гораздо поздний распространенный вариант (XIII-XIV вв.). Преподобный Акадий Савваит повествует о том, что святой Роман не имел голоса и совсем не умел читать, за что его собратья часто подвергали насмешкам. Он молился Богородице, и тогда Она явилась к нему во сне и просила, что печалит его и дала ему свиток, взамен он обещает стать монахом. Роман поглощает свиток и вскоре принимает монашеский постриг в обители Авассу. Однако признания того, что Роман стал монахом из повествования Акакия стали ошибочными, да и сама обитель Авассу в ранних источниках почти неизвестна.

Другие исследования

Никифор Каллист, например, об этом видении пишет, что в церкви Богоматери хранилась икона, которая мироточила. И как-то раз святой Роман во время бдения под Рождество задремал на шестой песни канона. В тонком сне к нему явилась Богородица и дала ему свиток, который он съел по Ее велению. Перед седьмой песнью он вышел на амвон и запел «Дева днесь». Но и здесь есть некоторые неточности: в Константинополе в VI веке не было канона. Поэтому этот рассказ можно назвать анахроничным, то есть, созданным, опять же, на основе синаксарей. Рассказы Акакия и Ксанфопула не опровергают информацию синаксарей.

Из тех же синаксарей можно узнать, что святой Роман занимался и политикой. Чего только стоит эпизод с восстанием «Ника» 532 года, весь константинопольский императорский двор готов был покинуть столицу в страхе и ужасе. Он пишет гимн, где есть слова сочувствия правящей власти императора и враждебная настроенность к бунтовщикам, которых автор называет безумцами. Получается, что святой Роман был сторонником жестких мер к бунтовщикам, и это не лишено основания.

Святость

Из жития святого Артемия можно узнать, что Роман Сладкопевец почитался как святой уже со времен Ираклия, так как сочиненные им гимны пелись на бдении. И могила его сохранялась веками, даже в XIII веке ее показывали Антонию Новгородскому, который потом записал, что в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы погребен святой гимнограф.

Роман Сладкопевец, храм которого можно посетить в Киеве и Нижнекамске, стал преподавать пение в Константинополе. Благодаря его трудолюбию, любви к Богу и, конечно же, таланту, было высоко поднято благолепие православных служб. Благодаря своему поэтическому дару, он занял особую нишу среди церковных песнописцев.

Святой сочинил более тысячи молитв и гимнов на разные церковные праздники. Особенно знаменит его акафист Благовещению Богородицы, который поется в пятую субботу Великого поста. Его творения стали образцами, по которым потом составлялись и прочие акафисты. Этот святой очень высоко поднял благолепие православного служения и поэтому занимает почетное место среди церковных песнописцев. Дата его смерти 14 октября (1 октября по старому стилю), где-то между 555 и 562 годами.

Православный Церковный календарь

Пре­по­доб­ный Ро­ман, про­зван­ный «Слад­ко­пев­цем», был по про­ис­хож­де­нию гре­ком и ро­дил­ся в се­ре­дине V сто­ле­тия в си­рий­ском го­ро­де Еме­се. По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние, он стал диа­ко­ном в Вос­кре­сен­ском хра­ме в го­ро­де Бей­ру­те. При им­пе­ра­то­ре Ана­ста­сии Ди­ко­ре (401–518 гг.) он пе­ре­ехал в Кон­стан­ти­но­поль и стал кли­ри­ком при пат­ри­ар­шем хра­ме Свя­той Со­фии. Он усерд­но по­мо­гал при бо­го­слу­же­ни­ях, хо­тя не от­ли­чал­ся ни го­ло­сом, ни слу­хом. Од­на­ко пат­ри­арх Ев­фи­мий лю­бил Ро­ма­на и да­же при­бли­зил его к се­бе за его ис­крен­нюю ве­ру и доб­ро­де­тель­ную жизнь.

Рас­по­ло­же­ние пат­ри­ар­ха к свя­то­му Ро­ма­ну воз­бу­ди­ло про­тив него несколь­ких со­бор­ных кли­ри­ков, ко­то­рые ста­ли его при­тес­нять. На од­ном из пре­дрож­де­ствен­ских бо­го­слу­же­ний эти кли­ри­ки вы­толк­ну­ли Ро­ма­на на ам­вон хра­ма и за­ста­ви­ли петь. Храм был пе­ре­пол­нен бо­го­моль­ца­ми, слу­жил сам пат­ри­арх в при­сут­ствии им­пе­ра­то­ра и при­двор­ной сви­ты. Сму­щен­ный и на­пу­ган­ный, свя­той Ро­ман сво­им дро­жа­щим го­ло­сом и невнят­ным пе­ни­ем все­на­род­но осра­мил­ся. При­дя до­мой со­вер­шен­но по­дав­лен­ным, свя­той Ро­ман но­чью дол­го и на­пря­жен­но мо­лил­ся пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­ли­вая свою скорбь. Бо­го­ро­ди­ца яви­лась ему, по­да­ла бу­маж­ный сви­ток и ве­ле­ла съесть его. И вот со­вер­ши­лось чу­до: Ро­ман по­лу­чил кра­си­вый, ме­ло­дич­ный го­лос и од­новре­мен­но по­э­ти­че­ский дар. В при­ли­ве вдох­но­ве­ния он тут же со­ста­вил свой зна­ме­ни­тый кондак празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва: «Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го раж­да­ет, и зем­ля вер­теп Непри­ступ­но­му при­но­сит; Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят, вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют; нас бо ра­ди ро­ди­ся От­ро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог».

На сле­ду­ю­щий день свя­той Ро­ман при­шел в храм к все­нощ­ной под Рож­де­ство Хри­сто­во. Он на­сто­ял, чтобы ему раз­ре­ши­ли сно­ва спеть на ам­воне, и на этот раз так пре­крас­но спел со­став­лен­ный им гимн «Де­ва днесь», что вы­звал все­об­щий вос­торг. Им­пе­ра­тор и пат­ри­арх бла­го­да­ри­ли свя­то­го Ро­ма­на, а лю­ди на­зва­ли его Слад­ко­пев­цем. С тех пор свя­той Ро­ман укра­шал бо­го­слу­же­ния сво­им див­ным пе­ни­ем и вдох­но­вен­ны­ми мо­лит­ва­ми.

Лю­би­мый все­ми, свя­той Ро­ман стал учи­те­лем пе­ния в Кон­стан­ти­но­по­ле и вы­со­ко под­нял бла­го­ле­пие пра­во­слав­ных бо­го­слу­же­ний. За свой по­э­ти­че­ский дар он за­нял по­чет­ное ме­сто сре­ди цер­ков­ных пес­но­пис­цев. Ему при­пи­сы­ва­ют бо­лее ты­ся­чи мо­литв и гим­нов на раз­лич­ные празд­ни­ки. В осо­бен­но­сти сла­вит­ся ака­фист Бла­го­ве­ще­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый по­ет­ся в пя­тую суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста. По его об­раз­цу со­став­ля­лись про­чие ака­фи­сты. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ро­ман в 556 го­ду.

См. так­же: «Па­мять пре­по­доб­но­го Ро­ма­на Слад­ко­пев­ца» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-roman-sladkopevec

Преподобный Роман-певец жил в V веке. Сначала он служил чтецом и певцом в Константинопольском храме в честь Святой Софии. Во время служения он подвергался насмешкам от молящихся за то, что не имел дара к церковному пению и чтению. Однажды он долго и слезно молился Пресвятой Богородице, прося Ее помощи в этом. Во сне ему явилась Небесная Владычица и подала свиток, который повелела съесть. Проснувшись, преподобный Роман получил дар церковного пения, чтения и сочинения церковных песнопений. Им было написано около тысячи церковных песнопений. Многие из них сохранены в церковном богослужении до наших дней. Преподобный Роман имел прилежание к храму и совершаемому в нем богослужению и за это был рукоположен в сан диакона. Преподобному Роману молятся, прося его помощи в разумении церковного пения и чтения. Память преподобному Роману-певцу 1 октября (14 октября по гражданскому стилю).

——————————————————————

Общее начало и конец всем канонам →
Порядок чтения по уставу
——————————————————————

Тропарь, глас 8-й

О тебе отче Романе испытно спасеся еже по образу. Приим бо крест, последовал еси Христу. Творя научаваше еже презирати плоть, преходит бо. Прилежати же о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой. (Дважды).

Слава, и ныне. Богородичен. Иже нас ради рождеися от Девы, и распятие претерпев Благии, испровергии смертию смерть, и воскресение явлеи яко Бог. Не презри их же созда рукою Своею, яви человеколюбие Свое Милостиве. Приими рождьшую Тя Богородицу молящуюся за ны, и спаси Спасе наш люди согрешьшыя.

КАНОН, глас 6-й

Песнь 1. Ирмос

Яко по суху ходив Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поя вопияше.

Запев: Преподобне отче Романе, моли Бога о нас (поклон).

Световидныя лучи, от небес нам низпосли, молитвами ти мудре Романе богогласе, твою похвалити священную память песньми.

Запев. От юности весь ты Христови сам ся предложив, последова Ему. Светозарными сияньми ума, с небесе Романе просвещаемь.

Слава. Украшен Добротою вседетелнаго и Святаго Духа, яко звезда светосиянная, добродетелей светлостию мудре, явися Романе мирским концем.

И ныне. Богородичен. Из Тебе пройде неизреченно Божие Слово собезначалное в последняя времена. И перваго человека в тлю падшаго, Тобою понови.

Катавасия: Избави от бед рабы своя, преподобне отче Романе, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего (поклон). Господи помилуй (трижды с поклонами).

Песнь 3. Ирмос

Несть свят яко же Ты Господи Боже мой, вознесыи рог верных си Блаже, и утверждь их на камени исповедания Ти.

Запев. Ум твой Романе мудре, бысть обителище Троице Святей, исполняем благочестно разума истины. Источая божественая проповедания.

Запев. Струя искипе теченей честныи твой язык, поя божественая. И уясняя разумное Христово к нам от Девы рожество неизреченное.

Слава. Се питаеши обилно, мудрыми ученьми и красными песньми, помыслы наша. И исполняеши сладости божественыя, Романе богогласе.

И ныне. Богородичен. Всех си воиньств вышши Дево, тех бо Содетеля Сына Божия зачала еси во утробе и рождьши, и пребываеши присно Девая. Катавасия.

Седален, глас 5-й. Насажден яко древо отче блаженне, при исходищих вод постнических. Божественым действом, плоды болезней твоих во время явствено насадителю и Творцу отдал еси. Сего ради святую ти поем память, чтуще тя Романе преподобне.

Слава, и ныне. Богородичен. Теплая заступнице и нератная, надежде твердая и непостыдная, стено и покрове и пристанище прибегающим к Тебе присно Дево чистая. Сына Своего и Бога моли со ангелы, мир даровати мирови, и спасение и велию милость.

Песнь 4. Ирмос

Христос мне сила, Бог и Господь, честная церкви боголепно зовет вопиющи, от совести чисты о Господе празднующи.

Запев. Приятелище быв Божественаго Духа, и огнедохновенная уста, возглашая божественая пения, и наслаждая душа Романе притекающым ти.

Запев. Цевница был еси небесная, гусли всеразумнии, к себе влекущи споведаньми твоими, и сладким ти пением.

Слава. Благодать вдохнувши и вселися в светоносную ти душу вседетелнаго и Пресвятаго Духа прехвалне, и мудра благовещателя соверши.

И ныне. Богородичен. Яд изблева в праматерня убо слуха змий. Но Чистая сего истрясла есть, архангеловым гласом заченьши и рождьши Христа. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

Божиим светом Ти Блаже, утренюющых Ти душа любовию, просвети молюся, Тя ведети Слово Божие истиннаго Бога, от мрака греховнаго изимающа.

Запев. Яко благолепна священна сосуда чиста, Утешителева благодать обретши тя Романе богомудре, храм содея светом украшен, и вселилася есть.

Запев. Воплощена Сына Божия, порождьшая Отроковица, твою душу просвети, и ум божественаго разума исполни, нощию пришедши присно Девая.

Слава. Написания твоих священных словес приснопамятне, явишася воистину всем сладка, всех веселяща, всех просвещающа смыслы, и вся научающа разуму спасеному.

И ныне. Богородичен. Света порождьшая, Отчее Слово присносущее, светозарными ныне сиянии, молитвами Ти просвети ум мой, и отжени тму души моея пречистая Владычице. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

Житейскаго моря, воздвизаема зря, напастей бурею. В тихо пристанище притек, вопию Ти, возведи от тля живот мой Многомилостиве.

Запев. Светом исполняемь, и к высоте добродетелей божествено восходя, не брегл еси о всех земных. И столп небесныи и светилник благочестия был еси.

Запев. Плоти увядил еси желания, и душу свою украсил еси светлейшими чистоты озаренми. И доброты рачительныя, добродетельным благолепием обложил еси.

Слава. Возненавидев временное и суетное гнилое и текущее наслаждение, в церкви Девыя прилежа, разум освятил еси, и душу и тело достославне.

И ныне. Богородичен. Вси предзряще пророцы светло, будущее последи от Девы Христе мой, Твое на земли пренепорочное рожество. Явьствено боговидцы произвестоваша. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 8-й. Божествеными Духа добродетелми, измлада украсився Романе премудре, церкви Христове пречестное украшение бысть. Пением бо прекрасным украсив ю блаженне. Молим тя, подаждь желающым божественаго дарования твоего. Яко да вопием ти, радуися отче преблаженне, красото церковная.

Песнь 7. Ирмос

Отроцы в Вавилоне, пещи пламенны не убояшася. Но посреде огня ввержени, прохлаждаеми взываху, благословен еси Господи Боже отец наших.

Запев. Богородицу Марию богомудре имел еси учителя, вразумляющу тя и научающу. И пети повелевающу, благословен Бог отец наших.

Запев. Восиял еси в мире, яко светлое солнце Романе богомудре, просвещая верою зовущих, благословен Бог отец наших.

Слава. Твоих глагол вещаниа вселенную исполни, и красно пети человеки научи, зовущи, благословен Бог отец наших.

И ныне. Богородичен. Ныне блажат Тя вси роди человечестии, Богородице чистая, яко же прорекла еси. И верою славят, благословен Пречистая Плод утробы Твоея. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

По законе Отчи преблажении в Вавилоне юнии беду приемлюще, царюющаго небрегше безумнаго повеления. И совокуплени в нем же не изваришася огни. Держащему достойно возсылаху песнь, Господа воспевайте дела, и превозносите Его во веки.

Запев. Всю мирскую красоту и пищу и славу отверг, душу свою вперил еси к вышним ликостоянием, к славе тех и светлостем мудре. К добротам неизреченным, к пребыванию тамошнему, к свету Богоначалия. Зовыи, Тя превозносим Христе во веки.

Запев. Божественым желанием распаляемь восхождения положь в сердцы си, и безплотно во плоти житие стяжа, ангельским чином подобяся мудре, тех возлюбил еси в мире пения. Верою Романе взывая, Тя превозносим Христе во веки.

Слава. Высоким вещанием божественых ти и сладких словес блаженне Романе, вся помыслы веселиши человеком. И услаждаеши яко же питатель богатодателен, и просвещаеши светло, и научаеши вопити, Господа пойте дела, и превозносите Его во веки.

И ныне. Богородичен. Равнобожием прелстив мя, человекоубийца змий лукавый, яко пленника исхити пищи райския. Но яко Владыка родом Сын Божий, воплощься прииде от Девы Марии, и взят мя на высоту обожив. Его же превозносим во веки. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

Безсеменно зачатие, и рожество несказанно, и без тля прижитие. Божие бо рожество обновляет естество. Тем Тя вси роди богоневестную Матерь правоверно величаем.

Запев с поклоном. Вышним славно ликом совокупися безплотным. Идеже неизреченная пребывает радость, и всегдашнее наслаждение. Идеже Богоначалия свет есть и веселие, и идеже неизглаголанная слава, блаженне.

Запев. С праведными внутрь Божия, божественыя славы вселився, зриши доброты небесныя, воистину желанныя мудре. Видиши патриархом ликостояния, преблаженне.

Слава. Твою светоносную память верно совершающых, от бед избави, молитвами си богомудре. И от всякия напасти Романе и скорби чюжаго. И небесныя славы получити сподоби, и Царствия оного блаженне.

И ныне. Богородичен. От древняго падения человеческии род первозданным, бысть пленен Богородице, и порабощен страстьми греховными. Но иже из Тебе рождеися преблагии Бог сыи, Своим благосердием воздвиже. Катавасия.

Отпуст: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и преподобнаго отца нашего Романа Певца, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. Господи помилуй (трижды). Исходные поклоны.

Источник: https://ruvera.ru/lib/romanu_pevcu

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *