Архимандрит Макарий (Веретенников). "Триодная память мученика Феодора Тирона"

В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона († ок. 306; пам. 17 февр.). Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике (361-363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках; таким образом постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь "архиерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронскаго чина, Тирона именуема". Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, "сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом". Благодаря этому верующий народ был избавлен "невредимо от врага и преступника коварства". Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. "Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем". Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона появилась в православном календаре также и триодная память ему.
Мученик Феодор Тирон пострадал при императорах Максимиане и Максимине, служа воином в г. Амасии в Малой Азии. Он воспротивился повелению вкусить идоложертвенную пищу, за что принял мученическую кончину 17 февраля 306 года и был погребен в Евхаитах Амасийских. Его именование тирон в отличие, например, от стратилата, означает "молодой воин", то есть новобранец. Будучи новобранцем как солдат, он явил себя адамантом Христовой веры. Прошло немного времени после его мученической кончины - и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство - Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве.

В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, смысл которого, как нам представляется, заключается в следующем. В 362 году Пасха была 31 марта, а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Таким образом, святой мученик явился Предстоятелю Византийской Церкви с предупреждением верующим людям о грозящем им бедствии в день своей памяти. Эта особенность наталкивает на некоторые размышления. У христианина бывает три рождения: пришествие в этот мир, рождение свыше водою и духом через Крещение (Ин 3:3-5) и кончина - как рождение в вечную жизнь. Существуют различные формы почитания святых: мы чтим святых, имена которых мы носим; обращаемся за помощью к святым, которые имеют особую благодать помогать в определенных обстоятельствах; наконец, чтим тех святых, в дни памяти которых произошли важнейшие события. Можно привести примеры особенного почитания святых, в день памяти которых совершилось важное событие. Это явление неоднократно подчеркивается в житии благоверного князя Довмонта Псковского (†1299; пам. 20 мая). Так, например, об одной его победе говорится, что она свершилась "пособием Святыа Троици, и славнаго великаго воина Георгиа, и молитвою благовернаго князя Всеволода, месяца априля в 23 день, на память святого славнаго мученика Христова Георгиа. И възвратишася с радостию великою въ град во Псков, и бысть радость и веселие въ граде во Пскове о пособии Святыа Троица и святого воина Христова мученика Георгиа". Интересен еще один пример. В 1825 году Пречистая Дева явилась преподобному Серафиму (†1833; пам. 2 янв.), пребывавшему в затворе, и повелела ему выйти из него и принимать людей. Это произошло 25 ноября, в день памяти святителей Петра Александрийского и Климента Римского, которые и сопровождали Богоматерь во время Ее чудесного явления святому подвижнику [9]. Эти два события из русской истории, относящиеся к XIII и XIX векам, свидетельствуют о почитании в земной Церкви святых, в день памяти которых произошло важное событие; знаменателен этот день также и в Церкви небесной. Подобным образом и мученик Феодор Тирон в день своей памяти явил милость христианам, которым грозило поругание.
Описываемое нами событие IV века можно представить так. Цесарь Юлиан, племянник императора Константина (†337; пам. 21 мая), выступил из Галлии во главе мятежных легионов как узурпатор власти, но в связи с последовавшей вскоре смертью Констанция "11 декабря 361 г. Юлиан вступил в Константинополь как прямой и законный наследник римских императоров". Симпатизируя язычеству, он явился отступником от Православия и вошел в историю с именем Отступник. С наступлением Великого Поста он решил надругаться над верой христиан, сделав распоряжение окропить идоложертвенной кровью продукты, которые будут покупать христиане. Это распоряжение было приурочено к началу Великого Поста, "понеже бо сию неделю первую христиане благочестно почитают и тщется сохранятисе от скверни и чисти быти паче инех дний постных". Христиане же, проходя время поста, были предупреждены чудесно явившимся святым мучеником о необходимости избегать покупок продуктов в эти дни, что произошло в первое воскресение Великого Поста, в день его памяти. Таким образом верующие христиане не были посрамлены в своем уповании. Понятно поэтому, почему перед своей гибелью 26 июня 363 года во время битвы с персами близ Ктесифона Юлиан воскликнул: "Ты победил меня, Галилеянин".
О явлении мученика Феодора Тирона Константинопольский Патриарх Нектарий (381-397) говорит в своем слове, которое сохранилось в древнем переводе. Первосвятитель обращает внимание на значение имени святого (Феодор - Божий дар), "иже вьистину Божий дар на спасение наше и веры". Автор говорит: "Тем же на всяко лето оттоле даже и до днешняго дне, яже о чюдеси приснопаметного мученика Феодора паметь вьсемь верным поставише благочестно почитати, рекше еже мы ныня творим праздник, еже ради сице нам бысть мученик теплый помощник и от злочестивые веры злочестнаго советы потребление".

Триодное поминовение мученика Феодора знаменовало собой торжество Православия над коварством язычества. В IX веке в первое великопостное воскресение стали отмечать победу Православия над иконоборчеством, а память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день, однако идея первого великопостного воскресения сохранилась - это Торжество Православия. В этом, можно сказать, исполнялось обетование Христа, Который учил: Егда же поститеся, не будите якоже лицемери сетующе... Ты же постяся помажи главу твою и лице твое умый, яко да не явишися человеком постяся (Мф 6:16-18).
Явление святого мученика прославляется в песнопениях Триоди. В стихирах на Господи воззвах мученику Феодору говорится: Радуйся страстотерпче непобедимый, прещения мучителей на земли разоривый. "От скверных жертв оскверенными брашны окушашеся осквернити: но ты онаго ухищрение мудрейшим разрушил еси умышлением, во сне предстал еси тогдашнему архиерею и глубокое разума открывая и безместное начинание являя". Канон, читаемый на молебне после Литургии Преждеосвященных Даров, имеет следующее надписание: "Творение Иоанна Дамаскина, егоже краестрочие: Божиих тя пою даров тезоимените". В нем преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 789; пам. 4 дек.) прославляет мученический подвиг святого Феодора Тирона. На субботней утрени в Триоди помещены два канона. Первый имеет следующее надписание: "Канон, его же краестрочие: Тирон преславный, слава первей субботе. В первых же тропарех канона иное краегранесие. Канон творение Иоанна, митрополита Евхаитского". Второй канон имеет более краткое надписание: "Иный канон того же Евхаитского". Таким образом, иерарх-гимнограф святитель Иоанн Евхаитский († ок. 1095) подвизался на кафедре в городе, где в начале IV века пострадал мученик Феодор. В канонах прославляется значение имени мученика Феодора, его мученическое страдание, а также избавление от совета нечестивейшаго. "От вышних помощник посылается яко скорее на землю, страстотерпец Феодор, и пастыреначальнику является, разрешение научая беззаконного совета". "Коль сладкое, и великое, и радостное нынешнее торжество! Еже мучеников нам доблейший и превелий ныне вообрази, единем чудесем от нечистых чистыя люди Христовы совершив".

Явление мученика Феодора при Юлиане Отступнике, несомненно, способствовало распространению его почитания. Память Феодора Тирона - хронологически первая триодная память святого, и она открывала первое воскресение Великого Поста. Его память определяет именование первой седмицы Великого Поста, которую на Руси в древности иногда называли Федоровой неделей. В зависимости от года минейная и триодная памяти мученика Феодора Тирона могут расходиться или сходиться, иногда совпадая.
Слово мученику Феодору Константинопольский Патриарх Нектарий заканчивает следующими словами: "Мы же мученику с сими победную песнь воспоим и чюдеси присно обнавляти паметь сами приносеще добропобедному мученику Феодору верно возопиим: О мучеником светлость и святим красота; о Божий дар воистину; о хранителю и предпособниче верным неотступниче. Не забывай нас убогых и смереных, но всегда присно молитисе не престай о нас, пречюдне, ни пакы иже повсегда мысльнаго душам нашим Иулияна, иже тогда и ныня злоначелнаго врага борущаго нас, да не презриши, пречестне".