иером. Антоний (Малинский). Краткий набросок огласительной беседы перед Таинством Крещения.

Нужно быть не только историком, но и политологом, чтобы сказать, что нам дало время лихолетия, время, когда убивали архиереев, закрывали монастыри, разрушали храмы. Одно ясно: культура нашего общества, которая была неотделима от Православия, русская национальная культура претерпела жестокий удар. Из сознания наших соотечественников вытравливалось осознание того, что быть русским – это значит быть православным. Значит, дорожить тем, что досталось нам от строителей Троице – Сергиевой Лавры, от произведений преподобного Андрея Рублева, значит дорожить моралью, которую нам передал князь Владимир Мономах в своем Поучении. Одним словом, быть русским - значит быть православным. Кто-то скажет, что сейчас другое время, но ведь мы с вами, живя в это время, должны ощущать в себе единство с нашими предками. Мы не нация, которая появилась в середине XX века, не нация, которой не существовало в древности!!! Мы, русские, должны сохранить свою культуру.
Говоря обо всем этом, мы не просто ощущаем реальность, мы каждый день стремимся преодолеть то религиозное незнание, которое вкралось в нашу среду, пусть и не по нашей вине. Ежедневно в наши храмы приходят люди, они либо просят о собственном Крещении, либо просят о Крещении своих детей. Иногда горько сталкиваться с тем, что наши крестные родители не понимают, какую ответственность берут на себя, что им предстоит делать. На вопрос, который мы задаем им: «Что будете практически делать, чтобы воспитать своих крестников христианами?», следует ответ: «Любить их, прививать им моральные устои». Реже слышим, что крестные готовы водить своих крестников в храм, но когда те придут в меру возраста. Больно, когда на вопрос: «Кто основатель Христианства?», ответа вообще не слышишь, видишь лишь только изумление на лицах будущих крестных. Нужно готовиться к моменту Таинства Крещения.
Мы выделяем в основном три момента, три основные обязанности Крестных. Первое, что должны крестные понимать и осознавать, так это то, что они родители!!! Спросим себя, кого мы называем родителями? Тех, кто поучаствовал в процессе рождения. Так чем же является процесс Крещения, если мы, поучаствовав в нем своей верой и своей готовностью воспитывать малышей, становимся не крестителями, а родителями? Конечно, духовным рождением человека! Крестные - это родители, которые отвечают за духовную область в развитии малыша!!! И наша первая обязанность – это молитва о наших крестниках, пожизненная молитва, молитва до тех самых пор, когда нас коснется гробовая доска.
Не зря нас огорчает молчание в ответ на вопрос: «Кто основатель христианства?», потому что в принципе не знание ответа на этот вопрос ставит под сомнение принадлежность будущих крестных к христианству вообще! Ведь если мы считаем себя христианами, мы знаем главную Книгу Нового Завета – Евангелие! Мы считаем себя христианами, поэтому Евангелие должны знать! Должны знать о Христе, о том, что он принес на землю, о том, что он заповедал своим последователям. А если мы знаем Евангелие, то мы соответственно знаем слова Христа: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное». Ведь если человек в Таинстве Крещения духовно рождается, то он рождается для того, чтобы жить. Так вот жить здесь, на земле, или Жить вечно! Ответ очевиден – Жить вечно! А если мы стремимся Жить вечно, то мы должны обязательно помнить слова Евангелия: «Кто не ест Тела Моего и не пьет Крови Моей, тот не может иметь Жизни Вечной». Это слова Спасителя о Евхаристии, о Причащении святых Христовых Таин – Тела Его и Крови Его. Важно помнить и остерегаться говорить о том, что мы причащаемся хлеба и вина, и то и другое есть в розничной продаже, не нужно говорить, что мы причащаемся малины, а детям объяснять, что это компотик. Все это кощунство и грех! Мы Причащаемся, несомненно, Тела и Крови Христовых, под видом хлеба и вина. Очень важно понимать, что в Крещении ребенок рождается по нашей воле, он не выбирает: рождаться ему или не рождаться, в силу этого мы берем на себя ответственность за духовную жизнь ребенка. Поэтому должны его Причащать – духовно питать, как мама, которая питает малыша физически. Там мы, способствуя духовному рождению, должны делать все, чтобы способствовать и духовному питанию. Есть и вторая сторона этого важного момента. «Сыт голодному не разумеет», - гласит народная пословица! Она говорит о том, что голодный человек никогда не поймет сытого – это сложно! Так вот если мы считаем себя христианами, то мы должны регулярно бывать на исповеди и Причащаться Святых Христовых Таин сами. Не может христианина воспитать человек, который по сути дела христианином не является. Обещаясь воспитать ребенка в Православных традициях, мы должны обещать и за себя, должны менять что – то в своей жизни, делать все, чтобы быть христианами не по звуку, а по делам. Это нужно и для достижения духовного взаимопонимания между крестным и крестником. Ибо Причащенный ребенок – духовно сытый ребенок, а крестный, который не Причащается – это духовно оголодавший человек. Итак, вторая святая обязанность крестных – Причащать малыша! Еженедельно – хорошо! Реже тоже можно, но не реже все - таки двух раз в месяц.
Третья обязанность – это передача тех знаний христианства, которыми обладать должен всякий христианин! Каждый из нас помнит детское стихотворение: «Кроха сын к отцу пришел и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо?». Откуда же черпать информацию о том, что такое хорошо и что такое плохо. Иногда можно услышать о том, что мораль сложилась исторически, что так научили родители, что чувства возникают интуитивно. Нет, этому нужно учить, тем более моральный кодекс в христианстве тоже есть. Десять заповедей, которые мы должны знать «назубок». Становясь крестными, мы стремимся к «водительству», мы обязаны вести ребенка в жизнь, которая требует знания того, что грех, а что добродетель! Заповеди мы должны выучить со своими крестниками. Также прочесть с ними детский вариант Священного Писания, так называемую детскую Библию, а потом, когда они придут в должную меру возраста, подтолкнуть их к прочтению Евангелия. Книги, которая, несомненно, дает нам «рецепт» счастья. В данной обязанности есть ещё один аспект. С ребенком нужно выучить молитву «Отче наш…», «Символ веры» - текст, который говорит нам о том, во что мы верим. Сейчас многие религии голосами своих верующих говорят нам о том, что заключает в себе их вера. Православные же молчат, у них иногда нет ответа на вопрос: «Во что же мы верим?». Нужно знать текст Символа веры, нужно выучить его с детьми.
Только зная хотя бы вот эти основные аспекты своих обязанностей, крестные могут считать, что они более или менее готовы к своему пожизненному труду! Труду, который должен всю жизнь подпитываться знаниями. Ведь от того, как мы воспитаем поколение молодых Россиян, зависит сохраним ли мы нацию или нет. Сможем ли мы гордиться своими крестниками, гордиться в хорошем значении этого слова, и смогут гордиться своими крестными наши крестники. Имя крестного или крестной не существуют вне Церкви, только лишь в Ней мы можем быть духовными руководителями, и наша задача стараться выполнять то, что Церковь возлагает на нас, вверяя нам воспитание наших малышей!!!


иеромонах Антоний (Малинский), ключарь
Свято – Никольского храма города Армавир.