иером. Антоний (Малинский). Духовно - нравственное воспитание в многонациональном и многоконфессиональном регионе. Доклад на Круглом столе в Администрации Муниципального Образования Новокубанский район.

Сейчас на всем пост советском пространстве переживается некоторый моральный кризис, и данное явление совершенно понятно. Сложившиеся система Советского образования всегда говорила о нравственности, но иногда совершенно упуская понятие духовности. Далеки от духовности мы были в сложный период 90 – х. История показала, что нравственность может быть понятием совершенно поверхностным, не основывающимся на внутреннем фундаменте, которым, несомненно, является духовность, как жизненная убежденность в необходимости морали. Если в недалеком прошлом моральный облик нашего соотечественника более жестко регулировался законодательством государства, то сейчас действительность совершенно иная, современный молодой человек имеет большее эпохальное преимущество, он свободен в своем выборе, не рискуя оказаться в западне «бетонной» Советской идеологии, но данная свобода выбора говорит и о высокой ответственности общества перед эпохой. Для нас не остается секретом ситуация, в которую мы попали, революция в области национальной нравственности продолжает угрожать классике нашего культурного богатства, несомненно, подразумевающем более высокие моральные качества. Винить в этом современные общества и явления, а тем более конкретные личности не уместно, для нас более важно понять и определиться с тем, что мы можем сделать, чтобы качественно изменить сложившеюся ситуацию. Резкое падение нравов, потеря понимания личности, непременным аспектом которой является целомудрие, привело сейчас к криминогенности в современном обществе, возрастанию преступности, в том числе детской. Девальвация ценностей произошла совершенно по понятным причинам, среди которых следует назвать потерю веры, культурного самосознания, потерю национальных традиций.
Вместе с культурным обнищанием исчезают порой и традиционные гражданские ценности: любовь к своему Отечеству и верность гражданскому долгу. Вместе с тем в некоторых ситуациях происходит и потеря уважения к опыту старших поколений. Материальные ценности приходят на смену духовных, понятие чести вполне заменяется готовностью предать, если от этого зависит материальное благополучие.
Современная молодежная культура стремиться позиционировать себя совершенно в гибельных тенденциях, которые ведут к разрушению, протесту против благообразия во всем: в способах общения, одежде, поведении, во всем внешнем облике подростка, юноши, девушки.
Правильно определив причины, духовного кризиса, мы можем объединить усилия и преодолеть его причины. Каждое общество должно осознавать, что оно может себя национально идентифицировать лишь беря в расчет свою культурообразовывающую религию. Сейчас ходит множество споров, каким должно быть современное образование в России, абсолютно безрелигиозным, либо все - таки знакомящим ребенка, подростка, юношу и девушку с традициями свойственной региону религии. Именно на вопросах духовно – нравственного воспитания должны основываться современные образовательные реформы, потому – что сами нравственность и духовность делают образование полноценным и эффективным.
Для нашего региона характерна многонациональность, а соответственно и разнообразие культур, которые формировались совершенно в разных условиях, поэтому для нас полемика на тему, необходимо ли в школах и детских садам знакомить учащихся лишь с историей формирования одной культуры – православной остается очень острым дискуссионным явлением. Часто в рамках одного педагогического форума приходиться слышать очень неблаговидные отзывы о преподавании такой дисциплины в наших школах, как Основы Православной Культуры и одновременно, очень положительные характеристики такой псевдо науке, как эзотерика. А все лишь потому, что мы, забывая о религии, порой забываем о критериях научности. А ведь религия была и остается другом истинным научным изысканиям. На любую критику в адрес ОПК можно смело ответить, что каждый человек имеет право на знание культуры того региона в котором проживает. Сейчас модно называть всех живущих на территории РФ – россиянами, при этом мы стесняемся сказать, что мы русские, армяне, грузины. Национальный признак должен быть присущ каждому обществу, а коли самый общинный национальный пласт нашего многонационального региона, несомненно, русский, то и его культура – православная культура должна быть открытой для каждого проживающего в нашем регионе. В действительности, заменив слово «Православной» на учебнике по Основам Православной Культуры на слово «Русской» мы поймем, что содержание его ни сколько не измениться. Настаивая именно на преподавании данной дисциплины в общеобразовательных учреждениях в Краснодарском крае, мы считаем, что такие регионы, как Чеченская республика, вполне могут настаивать на преподавании в своих школах Основ Исламской Культуры. Речь идет не о сугубо религиозном предмете, но в большей степени Культурологическом. Но русская культура, всегда была связующим звеном с поколениями предков, которые не в силу своей необразованности и слепом следовании мироощущениям «каменного века» избрали в качестве своих принципов построения взаимоотношений внутри общества христианские принципы. Очень показательно, что лучшими явлениями нашей культуры являются памятники, созданные в церковной среде. Для наглядности стоит назвать: собор Софии Киевской, храм Покрова на Нерли; иконные доски Андрея Рублева, Даниила Черного; исписанные листы поучений и проповедей. Огромной нравственной ценностью обладает Поучение Владимира Мономаха, включенного в школьную программу. Безусловно, в вопросе контроля за мировоззренческим взрослением поколений взращиваемых в России молодых людей имеются определенные трудности. Среди которых стоит назвать саму систему всесторонней поддержки Церкви со стороны общества, а так же систему поддержки всех образовательных, культурных и досуговых учреждений Церковью. Не всегда со стороны понятна позиция Церкви в вопросе стремления оказывать всестороннюю поддержку как можно большим учреждениям, ориентированным на воспитание современной молодежи. Так же сохраняется боязнь некоторых воспитанных Советской системой руководителей перед Церковью. Хочется ответить на эту боязнь: современный священник не представляет из себя Иеронима Савонаролу, который стремиться один раз взяв ребенка на руку, непременно увести в храм. Ведь мы все однозначно понимаем, что без информационной и психологической поддержки современного священника современному педагогу, берущемуся за духовно – нравственное воспитание просто не обойтись. Ведь перед педагогом ставиться задача: не только перенести свой внутренний духовно – нравственный стержень в сердце своего воспитанника, но и встретить понимание этого духовно – нравственного процесса со стороны родителей, которые в силу своей молодости сами воспитывались в период 90 – х.
Несомненно, отдельной проблемой является вопрос выбора педагогических форм, которые будут приносить успех в вопросе разбираемого процесса.
То, что я хотел сказать выше – это, я думаю, понимают многие, но это необходимо было отметить, потому – как мнение Церкви в этом вопросе должно быть известно. Что же мы сейчас реально можем предложить? Слова ведь остаются пустым звуком, если не подтверждаются конкретной деятельностью. Для иллюстрации хочется рассказать об обширном опыте этого года в сотрудничестве с Детскими садами. Праздник Преображения Господня, проведение которого было предложено Детским садам Г. Д. Золиной, встретило поддержку Церкви. Само проведение этого праздника в Детском саду санкционировало довольно большой процесс, во – первых нужно было спросить согласия родителей на подобное мероприятие, а это означало, что с родителями была проведена предварительная информационная беседа, которая затрагивала, как юридический аспект, так и информативно – религиозный; во – вторых многие родители участвовали в подготовке праздника, общаясь на предмет праздника со своими детьми; в – третьих многие Детские сады в дни самого праздника посетил священник, закрепляя те материалы, с которыми дети уже познакомились в процессе подготовки; в – четвертых само проведение праздника оставило в детских сердцах пусть может быть короткую память, но, тем не менее, оставило. Важно так же заметить, что в большинстве своем родители всецело выступили «за» проведение таких духовно – нравственных мероприятий. Как заметил один взрослый родитель: «ребенок вырастет и сам выберет свою религиозную направленность, но христианство ещё ни кому вреда не принесло». Такая форма взаимоотношений показательна, ведь мы можем совместно проводить такие мероприятия не только на Преображение, но и в дни других праздников, тем более, что опыт многих Детских садов показывает, что дети с удовольствием общаются с представителями духовенства и в дни других традиционных для русской культуры праздников.
Безусловно, Школы в этом плане не должны быть обделены, план мероприятий для младшего и среднего звена может вмещать подобные праздники. Старшее звено с удовольствием участвует в конкурсах рисунков. Опыт этого опять же в Благочинническом округе есть и что самое главное, духовенство готово поддерживать здоровую нравственно – духовную инициативу педагогов. Для ознакомления хочется рассказать ещё об одном опыте одной из школ города Армавир, по инициативе руководства и в согласии с духовенством Свято – Никольского храма города Армавир, священник посещает учебное заведение, как штатный психолог (на общественных началах). Это трудная работа, убедить ребенка в том, что психолог в рясе ни в коем случае не требует стремительного воцерковления, он лишь как старший друг вместе с юношей и девушкой готов обсуждать проблемы, которые иногда некому открыть, порой сложно. Но одна – две беседы дают молодому человеку понимание того, что выход есть и он совершенно очевиден лишь только в рамках традиционной культурной мудрости, которая предполагала мораль и целомудрие. Данный опыт уже имеет результаты.
Другой формой духовно – нравственного воспитания являются экскурсионные визиты школьников в храм в рамках уроков ОПК. Ребенок традиционно касается культурного богатства своего региона, это вызывает интерес к тому миру, который для сознания многих является почти «параллельным» современной действительности.
Особо острой проблемой является наличие культов, который порой имеют «привкус» тоталитаризма. Законодательная система РФ такова, что многие культы, совершенно не характерные культуре России имеют полное право на юридическое оформление своего существование в Министерстве Юстиции. На языке Церкви данные культы носят имя «секты», данное имя происходит от слова “sekare” – отсекать. Для сугубо православного человека это означает, что данные религиозные деноминации поставили себя вне традиции церковного вероучения и традиций. Тем не менее, адепты данных культов встречаются и среди тех представителей молодежи, которые нуждаются в духовно – нравственном просвещении и воспитании. В силу тех или иных представлений иногда сложно донести до внимания молодого человека культурные и гражданские ценности, а так же этическую мораль. В данном плане Церковь всегда проявляла терпимость и не преследовала свои цели в стремлении подавить оппонента. Но мы должны понимать, что сталкиваясь с подобными религиозными культами, мы сталкиваемся фактически с тем, что хотим изменить: с отсутствием любви к Отечеству и к опыту предыдущих поколений; с непониманием ценности человеческой жизни; с нежеланием нести свой воинский долг. И данные взгляды сформированы не внутренним нравственным упадком, а религиозной системой! В данном плане нужно проявлять высокую бдительность и осторожность, одновременно не «задевая» взгляды воспитуемого, нужно дать и ему и его товарищам понимание культуры, как жемчужины, незримо хранимой народом. Если мы дистанцируем себя от культуры, то мы теряем национальное самосознание – это явление, которое грозит страшными последствиями для всей семьи.
В итоге очень хочется сказать, что любой человек приходит в этот мир лишь с потенциальным обладанием духовно – нравственными богатствами, будет ли он ими обладать в своей жизни, зависит от нас, и от духовенства, и от педагогов, и от тех, кто формирует общественное мнение с помощью информационных технологий. Сейчас не время сидеть и ждать, когда придут к нам, нужно двигаться в сторону друг друга и объединять наши усилия. Формировать принцип, который должен звучать «Я за духовно – нравственное здоровье Отечества» в обществе. Стремиться поддержать традиционную культуру своего региона, сделать все, чтобы национальное самосознание стало превалирующем в бездуховных сферах общества. Если сейчас не начнем возвращать заповеди, как моральный кодекс в жизнь, завтра мы потеряем все, что попробовали восстановить. Без заповедей, как стержне нашей культуры наши дети скоро снова начнут ломать деревья, портить лавочки, хамить старшим, не уступая им место в общественном транспорте. В Новокубанском районе сейчас восемь приходов, это не много, но духовенство этих приходов стремиться делать все, чтобы работа в данном направлении велась и давала свои итоги, но нам нужна поддержка, которая должна оказываться нам обществом в деле духовно – нравственного процесса. Хочется надеяться, что все сказанное станет отправным пунктом в новом витке сотрудничества между сферой образования и Церковью.